Слово – это основная единица языка. Слово двояко по своей природе: с одной стороны, оно имеет внешнее – звуковое – оформление; с другой стороны, словом можно считать только такой звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, процесс, признак, свойство, действие и т.п. (ветка, дом, стол, хлеб, приватизация, стрекоза, гибкость, красивый, прыгнуть, прочесть и пр.). Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова. Обозначая предмет, процесс, признак, свойство и т.д., слово выполняет свою основную – номинативную– функцию.
Слово может указывать на отдельный предмет, отдельное явление, которое говорящий имеет в виду в данной конкретной ситуации: "Крупнейшая за всю историю космонавтики протонная вспышка произошла на Солнце несколько дней назад" (газ.); "Неожиданно тихо прошла нынешняя, ставшая уже традиционной, Московская книжная ярмарка" (газ.).
Однако функции слова этим не ограничиваются. Трудно представить себе, как осуществлялось бы общение, если бы среди множества домов, столов, веток, ярмарок, вспышек и т.п. каждый отдельный предмет имел собственное наименование. Человеческое мышление выделяет из множества явлений окружающей действительности те, которые обладают общими характерными признаками. Так, например, словом дом обозначается множество самых разнообразных домов: одноэтажных и многоэтажных, кирпичных и бревенчатых, новых и обветшалых и т.д. Но у всех этих столь разных предметов есть общее свойство. Толковый словарь русского языка определяет его так: "здание, строение, предназначенные для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий"*. Или, например, слово хлеб в том его значении, которое проявляется в народной поговорке "Хлеб да вода – крестьянская еда". В.И. Даль в своем знаменитом "Толковом словаре живого великорусского языка" перечисляет самые разнообразные виды этого кушанья: "Хлеб черный, ржаной, а пшеничный: белый калач, пирог, булка и пр."**. Знаток современной кухни добавит к этому перечню хлеб белковый, хлеб с отрубями, хлеб барвихинский, бородинский и многое другое, не говоря уже о разнообразной форме выпекаемого хлеба. Но при всем многообразии видов этого продукта их объединяют общие свойства, которые в "Словаре русского языка" АН СССР формулируются очень кратко: "Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки", а в словаре В.И. Даля описываются несколько более полно: "Мучное печенье из кислого теста, печеный хлеб, готовый на пищу".
* Словарь русского языка АН СССР: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981.
** Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля. Спб.; М., 1982. Т. 4.
Следовательно, слово называет не только отдельно взятые предметы, явления, но и целые классы явлений, обладающих общими характерными признаками. В этом случае мы говорим, что слово обозначает понятие и выполняет таким образом обобщающую функцию*.
* Следует иметь в виду, что в языке существует несколько групп слов, которые не называют понятий. Это: 1) междометия: ай, ax, ox, ого, ух и пр., которые лишь выражают всевозможные оттенки чувств говорящего, не называя самих этих чувств; 2) служебные слова: предлоги (из, на, о, от); союзы (и, но, или и пр.) и частицы (только, лишь, ведь и т.п.); 3) местоимения я, он, тот, этот, какой, сколько и т.д., которые лишь указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их; 4) имена собственные: Петр, Мария, Сергеев, Кузнецов, Сосновка, Крюково и т.п. Имя Петр, например, может носить множество людей, но это вовсе не значит, что эти люди обладают какими-либо общими признаками, и по одному только имени Петр можно сказать лишь, что это лицо мужского пола, но неизвестно, какой именно он: молодой или старый, худой или полный, невысокий или рослый, интеллектуал или глупец, невзрачный или красавец. (Подробнее о словах, не называющих понятие, и о тех случаях, когда они приобретают способность обозначать понятие, см.: Калинин А.В. Лексика русского языка. 3-е изд. М., 1978. С. 19 –23; Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1955. С. 35 – 42.)
В речи в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой говорящий, слово выступает то как обозначение отдельно взятого явления, то как обозначение понятия. Вот, например, как употребляет А.С. Пушкин существительные враги, друзья в одной из глав романа "Евгений Онегин": "Не в первый раз он тут явил души прямое благородство, / Хотя людей недоброхотство / В нем не щадило ничего: / Враги его, друзья его / (Что может быть одно и то же) / Его честили так и сяк. / Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, Боже!" В первом случае слова враги, друзья указывают на конкретное окружение Онегина. Употребленные второй раз, выделенные существительные соотносятся со всеми теми лицами, которые могут быть обозначены с их помощью.
А вот пример из публицистического материала "Праздники", опубликованного в журнале "Огонек":
"Есть праздники, любимые всем народом, – Новый год и наш горький праздник Победы. И в то же время у нас стало так много праздников, что они перестали быть праздниками, а стали лишь поводом для отраслевых самонаграждений. Праздник – это красный день календаря, и этот красный день календаря должен соответствовать народному представлению о том, что надо чествовать" (Ог. 1989. № 43).
Слово праздник, несколько раз здесь встречающееся, выполняет разные функции. В первом предложении оно, дважды употребленное, связано с конкретными обозначаемыми, а далее выступает для названия понятия (см. толковый словарь, где отражается, конечно, понятие: праздник – день торжества в честь или в память какого-либо выдающегося события).
Нередко благодаря такому использованию слов, когда они обозначают целые классы явлений, т.е. понятия, создаются высказывания, имеющие универсальный, афористический характер, в которых формулируются общие, типичные для лиц, предметов, ситуаций свойства: "Лицо школы определяет педагогический коллектив";"Беда порой сплачивает прежде незнакомых людей"; "Скупой богач беднее нищего" (посл.); "Чужая жена – лебедушка, а своя – полынь горькая" (посл.); "Очень часто в беседах с врачом, в статьях специалистов приходится слышать: ешьте поменьше хлеба. Хлеб вреден. Чтобы похудеть, откажитесь от каши и хлеба" (Лесн. пром. 1989. 30 сент.).
В некоторых случаях слово выступает и в номинативной и в обобщающей функции одновременно. Чаще всего это отмечается в названиях произведений художественной литературы, публицистики, в заголовках газет. Так, с одной стороны, существительное герой в названии знаменитого романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" указывает на конкретное лицо, действующее в романе, – Григория Александровича Печорина (номинативная функция). С другой стороны, оно отсылает читателя к некоему социальному типу (обобщающая функция). Аналогичны и следующие названия и заголовки: "Таланты и поклонники" (Остр.), "Лес" (Леон.), "Отцы и дети" (Тург.), "Война и мир" (Л.Т.) и т.д. То же, как представляется, можно сказать и о заголовке к процитированному выше материалу из "Огонька"– "Праздники".