Не будучи учением мазохистов, йога не верит в необходимость истязания тела - но она верит в его очищение. А иногда очищение и истязания очень похожи друг на друга. Нужно уметь различать эти вещи. Бывает, что человек голодает, и это не приносит ему ничего, кроме мучений. Он просто противостоит своему телу - суицидально, как мазохист. А другой может голодать, не становясь при этом мучеником и мазохистом, он не стремится любым путем разрушить свое тело. Зато он очищает его - ибо от глубокого поста тело становится чище.
Вы едите каждый день, совершенно не давая телу отдыха. В нем накапливается множество мертвых клеток, которые становятся для него обузой. Они не только обуза и мертвый груз, они токсичны, ядовиты. Эти клетки делают тело нечистым. Когда же первое тело нечисто, вы не способны увидеть остальные тела, скрытые за ним. Нужно, чтобы оно стало чистым и прозрачным, и тогда вам внезапно откроется второй слой, тонкое тело. А если чисто и тонкое тело, вы способны увидеть третье, четвертое и так далее.
Пост чрезвычайно полезен, но нужно следить, чтобы он не разрушал тело. Сознание должно быть полностью свободно от осуждения, но в этом-то и проблема: ведь почти все религии презирают тело. Основатели же этих религий были далеки от такого отношения. Они не были отравителями, они любили тело, и любили достаточно сильно, чтобы стремиться избавить его от загрязнений. Их пост был очистительным.
За ними пришли слепые последователи, не понимающие глубокого смысла науки голодания. Они стали поститься бездумно. Им это нравилось, ибо разум склонен к насилию. Жестокость по отношению к другим доставляет разуму удовольствие, он любит могущество (ведь, проявляя жестокость, вы ощущаете себя могущественным). Но жестокость по отношению к другим штука рискованная, она чревата расплатой. Есть более простой путь - жестокость по отношению к своему телу. Тут никакого риска нет. Тело не в состоянии отомстить, оно не может причинить вам вред. Вы можете вредить своему телу, а ответа ждать неоткуда - все очень просто. Можно истязать и наслаждаться властью... теперь вы контролируете свое тело, а не оно вас.
Если ваш пост агрессивен и жесток, если в вас кипит гнев и жажда разрушения, то вы ничего хорошего не добьетесь. Тогда вы не очищаете свое тело, а, фактически, разрушаете его. Одно дело вымыть зеркало, совсем другое - разбить его. Это разные вещи, ведь если на зеркале нет пыли, если оно безупречно чисто, то вы можете посмотреться в него, оно отразит вас. А если вы его разобьете, то смотреться будет просто не во что. Разрушив свое грубое тело, вы утратите всякую возможность наладить связь со вторым, тонким телом.
Очищайте тело, но не разрушайте. А каким образом пост несет очищение? Когда вы голодаете, телу не приходится тратить силы на пищеварение. В это время оно может заняться избавлением от мертвых клеток и токсинов. Совсем как вы... в субботу или воскресенье выходной, и вы весь день занимаетесь уборкой в доме. Всю неделю вы заняты, и вам не до уборки. Если телу нечего переваривать (вы ничего не едите), оно приступает к самоочищению. Включается некий самопроизвольный процесс, и тело выбрасывает из себя все ненужное - то, что было лишь балластом.
Пост - это метод очищения. Иногда поголодать просто приятно: вы ничего не делаете, не едите, отдыхаете себе, и все. Пейте как можно больше жидкости, отдыхайте, и тело будет очищаться. Иногда, если вы чувствуете, что вам необходим более продолжительный пост, можете голодать и подольше, но при этом глубоко любите свое тело. И если вы чувствуете, что пост каким-то образом вредит ему, немедленно прекращайте. Если голодание идет телу на пользу, вы испытываете прилив энергии, жизненной силы, чувствуете обновление и бодрость. Это - критерий. Если же вы слабеете, если тело пронизывает мелкая дрожь - осторожно, это уже не очищение, пост стал разрушительным. Прекратите.
Но голодание - это целая наука, которую необходимо изучать. На самом деле лучше, чтобы рядом был человек, который практикует пост уже давно и очень хорошо знает этот путь. Он знает все симптомы... разрушительны ли начинающиеся процессы или нет. После настоящего очистительного поста у вас возникнет ощущение молодости, чистоты, невесомости, счастья. Теперь тело будет работать лучше, ибо оно избавилось от бремени.
Но пост необходим только в том случае, если вы неправильно питались. Если же вы питались правильно, то он не нужен. Пост требуется лишь тогда, когда вы уже навредили своему телу, - а мы все питаемся неправильно. Человек сбился с истинного пути. Ни одно животное не питается так, как человек... животные едят очень избирательно. Если вы приведете быков в сад, они будут есть лишь определенные сорта травы и не станут поедать все подряд - они чрезвычайно разборчивы. У них есть чувство пищи. А человек совсем сбился с пути, у него чувства пищи не осталось, ест все подряд. На самом деле, что ни возьми, все где-то да употребляется в пищу человеком. Где-то едят муравьев, где-то змей, где-то собак. Человек попробовал все. Он просто ненормальный! Он не знает, что созвучно его телу, а что нет. Совсем запутался.
Человек от природы вегетарианец, ибо в вегетарианской пище есть все, что нужно его телу. Даже ученые признают, что вся структура нашего тела указывает на то, что нам не следует отступать от вегетарианской диеты. Человек происходит от обезьян, а обезьяны - вегетарианцы, абсолютные вегетарианцы. Если Дарвин прав, то человек должен быть вегетарианцем. Сейчас существуют методы, позволяющие по физиологии животного выяснить, является этот вид вегетарианцем или нет. Определяют это по кишечнику, по его длине. У животных невегетарианцев длина кишечника невелика. У тигров и львов кишечник короткий, ибо мясо - это уже переваренная пища. Для ее обработки не требуется длинный кишечник. Другое животное совершило процесс пищеварения, а вы едите его мясо. Оно уже переварено, длинный кишечник тут не нужен. Кишечник человека - один из самых длинных, значит, люди - вегетарианцы. Их процесс пищеварения длителен, а испражнения обильны, ибо есть что выбрасывать.
Если человек, будучи по природе вегетарианцем, ест мясо, оно становится бременем для его тела. Этот факт подчеркивали все великие учителя медитации Востока - Будда, Махавира. И дело тут не в идее ненасилия, это уже вторично, дело в том, что если вы хотите действительно глубоко погрузиться в медитацию, то ваше тело должно быть невесомым, естественным, текучим. Оно не должно быть обременено, а тело невегетарианца обременено всегда.
Просто посмотрите, что происходит, когда вы едите мясо. Когда вы убиваете животное, что оно при этом чувствует? Естественно, никто не хочет быть убит. Жизнь стремится продолжаться, животное умирает не по своей воле. Если на вас набросится лев и убьет вас, что при этом будет твориться в вашем разуме? То же самое происходит и тогда, когда вы убиваете льва. Агония, страдание, страх, смерть, боль, тревога, гнев, ожесточение, грусть - вот что испытывает животное. И эти ожесточение, тревога и боль распространяются по всему его телу. Все тело наполняется токсинами, отравой. Все железы тела выделяют яды, ибо животное умирает совсем не добровольно. А потом вы едите это мясо, пропитанное всеми ядами, которые успело выделить животное. Сама энергия этой пищи отравлена. И вся отрава попадает в ваше тело.
Итак, съеденное вами мясо принадлежало телу животного. У него были те или иные функции. Ему было присуще сознание определенного типа. Уровень вашего сознания выше, чем у животного, и когда вы съедаете его мясо, ваше сознание спускается несколько ниже - на уровень животного. Между вашим сознанием и вашим телом возникает брешь, а отсюда - напряженность и тревога.
Нужно есть то, что естественно, - естественно для вас. Фрукты, орехи, овощи - ешьте, сколько угодно. Что особенно прекрасно, - вы не можете съесть этих продуктов больше, чем вам необходимо. Все естественное всегда приносит вам удовлетворение, ибо оно по-настоящему насыщает ваше тело, питает его. Вы довольны. Если же продукт не естествен, он не принесет вам удовлетворения. Поешьте-ка мороженое, им вы никогда не насытитесь. На самом деле чем больше вы съедите, тем больше вам захочется еще. Это не еда. Это обманка для разума. Вы едите не для того, чтобы удовлетворить нужды вашего тела, а лишь ради вкуса. Вами руководит язык.
А язык вами руководить не должен. Он ничего не знает ни о желудке, ни о теле. У него есть строго определенная задача: пробовать пищу на вкус. Естественная функция языка состоит в том и только в том, чтобы судить, какая пища подходит для тела (моего тела), а какая не подходит. Он просто сторож у двери. Он не хозяин. А когда сторож у двери строит из себя хозяина, все идет кувырком.
Сегодня рекламисты знают, как соблазнить язык, как соблазнить нос, - но не это хозяева. Может быть, вы не знаете... в мире сейчас очень интенсивно исследуют пищу. И вот ученые выяснили, что если заткнуть вам нос, закрыть глаза и дать съесть лука, то вы не сможете определить, что вы едите. Когда закрыт ваш нос, вы не можете отличить луковицу от яблока, ибо наполовину вкус пищи определяется носом, наполовину языком - и вот эти двое взялись вами руководить. Они решили: "Не важно, питательно мороженое или нет, не в этом дело, главное, что оно ароматно". В нем просто есть определенные вещества, способные доставить удовлетворение языку. Но не телу.
Люди запутались, запутались гораздо больше, чем быки. Убедите-ка быка съесть мороженое. Попробуйте!
Естественная пища... когда я говорю "естественная", я имею в виду необходимая вашему телу. У тигра другие нужды, ему приходится быть жестоким. Если вы поедите тигриного мяса, то тоже ожесточитесь, но где вы станете реализовывать свою страсть к насилию? Вы ведь живете в человеческом обществе, а не в джунглях. Вам придется свою страсть к насилию подавлять. И вы попадете в порочный круг.
Что происходит, когда вы подавляете в себе страсть к насилию? Когда вы испытываете гнев, ярость, высвобождается своего рода ядовитая энергия, и этот яд порождает в вас неподдельную ярость - вы способны кого-нибудь убить. Эта энергия устремляется к вашим рукам и зубам - именно в этих частях тела сосредоточивается ярость животных. А человек принадлежит к животному царству.
Итак, вы гневаетесь, высвобождается энергия и тут же направляется в руки, в зубы и в челюсти. Но вы живете в человеческом обществе, где гневаться не всегда выгодно. Вы живете в цивилизованном мире и не можете вести себя подобно животному. За животное поведение приходится слишком дорого платить, а вы к этому не готовы. И что же вам делать? Вы подавляете гнев в руках и гнев в зубах. Вы вешаете на лицо фальшивую улыбку, а гнев в зубах все накапливается.
Мне редко приходилось видеть людей с естественными челюстями. Они всегда неестественны (заблокированы, зажаты), ибо в них накопилось слишком много гнева. Надавив человеку на челюсть, можно освободить этот гнев. Уродуются и руки, утрачивая природное изящество и гибкость - в них слишком много подавленного гнева. Люди, практикующие глубинный массаж, знают, что человек, которому интенсивно массируют руки, начинает злиться. Тут нет другой причины. Вы массируете человека, и вдруг он начинает злиться. Если вы нажмете ему на челюсть, он тоже разозлится. Люди копят и носят в себе гнев.
Тело полно нечистот, и от них нужно избавляться. Если вы их не исторгнете, тело останется тяжелым. Разработаны специальные йогические упражнения, освобождающие тело от всяческих ядов. Особые движения способствуют их выведению, и телу йога возвращается естественная гибкость. Йогические упражнения совершенно отличаются от всех остальных систем. Они делают ваше тело не сильным, но гибким. А когда тело гибко, вы сильны в совершенно новом смысле. Вы моложе. Ваше тело более подвижно, более текуче - в нем нет блоков. Оно обретает органическое единство, собственный, глубинный ритм, который подобен не шуму базара, но звучанию оркестра. Глубокий внутренний ритм, отсутствие блоков - тело чисто. Йогические упражнения очень полезны.
Каждый носит в животе груду мусора, ибо желудок - единственное место в организме, куда можно загнать все, что вы подавляете. Другого места нет. Например, вы хотите заплакать... умерла ваша жена, ваша любимая, ваша лучшая подруга, - но плакать нехорошо, вы не хотите показаться слабаком. Мужчине не подобает плакать о женщине. Итак, вы подавили слезы, - но куда делся этот плач? Естественно, вы загнали его в желудок. Другого места нет, это единственное пустое пространство в теле, где вы можете его запереть.
Если вы запираете чувство в желудке... а любому из нас приходится подавлять множество эмоций - любовь, половую страсть, гнев, печаль, плач... даже смех. Вы не можете смеяться от всей души. Это грубо, это вульгарно, это свидетельствует о вашей низкой культуре. В общем, приходится подавлять все. И это подавление не дает вам дышать глубоко. Приходится дышать поверхностно, ибо, если вы вздохнете поглубже, все ваши раны подавления высвободят свою энергию. Вам страшно. Всякому страшно расшевелить свой желудок.
А дети дышат животом. Посмотрите на спящего ребенка... вздымается и опускается его живот, но не грудь. Ни один ребенок не дышит грудью. Дети дышат животом, они пока еще совершенно свободны, они ничего не подавляют. Их животы пусты, и в этой пустоте красота тела. Когда в желудке накапливается слишком много подавленных чувств, тело разделяется на две части - высшую и низшую. Теперь вы не один, вас двое. И низшая часть - отверженная. Единство утрачено, в вашу жизнь вошла двойственность. Теперь вы не можете быть красивы, не можете быть грациозны.
Вы носите два тела вместо одного, и между ними всегда будет брешь. Ваша походка не может быть красивой. Вы просто кое-как переставляете ноги. Если у вас одно тело, то ноги носят вас. Если же ваше тело разделено надвое, то вы таскаете его. Вы еле волочете тело, оно для вас как обуза. Вы не способны наслаждаться им. Вы не можете наслаждаться прогулкой, не можете наслаждаться плаванием, не можете наслаждаться бегом - ваша проблема в том, что у вас не одно тело. Для того чтобы радоваться всем этим мгновениям, нужно свое тело воссоединить, вернуть ему единство, а для этого необходимо полностью очистить желудок.
Можно очистить его при помощи глубокого дыхания, когда вы вдыхаете и выдыхаете очень глубоко, все, что накопилось в желудке, выбрасывается. При выдохе желудок очищается, и в этом практический смысл пранаямы - глубокого ритмического дыхания. Особый акцент тут нужно делать на выдохе, когда из желудка уходит все лишнее.
И если у вас был запор, то с освобождением желудка от подавленных эмоций он тут же пройдет. Запоры начинаются тогда, когда вы загоняете эмоции в желудок, - они мешают ему выполнять свои функции нормально, на глубинном уровне вы его контролируете, у него нет свободы. Итак, запоры бывают от подавления эмоций. Это скорее душевное заболевание, чем физиологическое. Оно больше относится к разуму, чем к телу.
Однако помните: я не разделяю тело и разум. Они представляют собой два аспекта одного и того же феномена. Тело и разум - это не две разные вещи. Вообще-то, говорить "тело и разум" не совсем правильно, точнее "телоразум". Ваше тело - это психосоматическое явление. Разум - тончайшая часть тела, а тело - грубая форма разума. Функционируя параллельно, они друг на друга воздействуют. Если мы подавляем что-то в разуме, то подавление начинается и в теле. Стоит же разуму от всего этого освободиться, и тело следует за ним. Вот почему я такое значение уделяю катарсису. Катарсис очищает.
Что есть аскетизм? Это пост, естественное питание, глубокое ритмическое дыхание, йогические упражнения, все больше и больше естественности и гибкости в жизни, все меньше подавленных чувств, право тела на собственный голос, следование мудрости тела. Патанджали говорит: "Аскетизм сжигает нечистоты..." Это я и называю аскетизмом. "Аскетизм" это не издевательство над телом. Это возжигание в теле живого огня, - огня, очищающего тело. Как будто вы бросили в костер кусок золота, чтобы все, что не золото, выгорело и остался лишь чистый металл.
Патанджали говорит: "Аскетизм сжигает нечистоты, тем самым даря телу и органам чувств совершенство, пробуждающее физические и душевные силы".
Когда тело чисто, вы видите рождение колоссальных энергий, перед вами открываются новые измерения, новые двери, новые возможности. В теле сокрыто множество сил. Стоит их отпустить на волю, и вам будет трудно даже поверить, что прямо тут, в вашем теле, так много всего таилось.
И свои скрытые способности есть у каждого органа чувств. У глаз есть скрытая способность к прозрению. Когда глаза чисты, вы видите вещи не только так, как они выглядят снаружи. Вам удается заглянуть в их глубины. Открываются новые измерения. Сейчас, глядя на человека, вы видите только физическое тело, но не ауру. Физическое тело окружено тонкой аурой, его обволакивает некий рассеянный свет. И у каждого человека цвет ауры свой. В миг, когда ваши глаза становятся чисты, вы начинаете видеть эту ауру, и по ней можете узнать о человеке много такого, чего никак не узнали бы иным способом. Он не может вас обмануть, это невозможно, ибо аура раскрывает саму его сущность.
Кто-то приходит к вам в ауре нечестности, всячески пытаясь убедить вас, что он очень, очень честен. Но аура не обманет, ибо человек ее не контролирует. Это невозможно. У ауры нечестного человека свой цвет, у ауры честного - свой. Аура чистого человека белоснежна. Чем менее он чист, тем больше его аура отдает серым - вплоть до черного. У совершенно нечестного человека она абсолютно черна. Когда человек приходит в замешательство, его аура изменяет цвет. Стоит понаблюдать за человеком несколько минут, и вы увидите изменения. Вот он пришел в замешательство. Он еще не решил, что делать дальше. Его аура изменяется.
Медитирующего окружает тихая, спокойная, прохладная аура. Если же человек встревожен, неспокоен, напряжен, то она отразит и это состояние. Он может выдавить из себя улыбку, следить за лицом, надевать маску, но стоит вам на него посмотреть, и аура все покажет.
Подобное происходит и с ушами. Глаза обретают проницательность, а уши - новое качество слуха. Тогда вы слушаете не столько то, что говорит человек, сколько его музыку. Вас интересуют не столько слова, сколько интонации, ритм его голоса... внутреннее качество голоса передает многое, что не скроешь, не подменишь словами. Вот человек старается быть очень вежливым, но в его звуке слышна грубость. Он имитирует утонченность - звук его выдает. Он делает вид, что уверен в себе, но звук доносит до вас... нерешительность.
И если вы слышите этот звук и видите ауру, если вы чувствуете качество находящегося рядом с вами существа, вы способны делать очень многие вещи. Все эти вещи очень просты и приходят вместе с аскетизмом.
Далее идут более глубокие совершенства, йоги называют их сиддхами - магическими чудесными силами. Они кажутся нам чудесами лишь потому, что мы не понимаем соответствующих механизмов, принципов их работы. Едва вам становится ясен механизм их действия, они для вас уже не чудеса. На самом деле чудеса вообще невозможны... все происходит по закону. Вы можете не знать закона, и называете происходящее чудом. С познанием закона любые чудеса заканчиваются.
Когда до индийских деревень дошло телевидение и сельские жители впервые увидели в ящике Индиру Ганди, они дружно стали называть телевизор "ящиком с картинками". Им никак не верилось в происходящее - это невозможно! Они кружили вокруг телеприемников и заглядывали в каждую дырочку... где там прячется Индира? Это чудо, это просто невероятно. Но если вы знаете закон, все очень просто.
Все чудеса совершаются по скрытым законам. Йога утверждает, что в мире нет чудес, ибо слово "чудо" обозначает нечто, что противоречит закону, нечто невозможное. Но как вообще можно пойти против мирового закона? Это действительно невозможно. Просто бывает, что люди не знают закона.
Сиддхи обретаются с углублением чистоты и совершенства. Например, вам будут под силу многие чудеса, если вы научитесь отделять свое тонкое тело от грубого. Вы сможете являться людям. Они смогут увидеть вас, но не коснуться. Через свою астральную проекцию вы в состоянии даже говорить с ними, лечить их. Если вы действительно чисты, то достаточно одного вашего прикосновения, возложения рук, и случится чудо. Вы будете просто окружены целительной силой... само ваше присутствие станет целебным. Вам даже не придется этого делать. Сама чистота... вы стали носителем неизмеримых сил.
Но для этого нужно идти вовнутрь и искать в самых глубинах своего существа.
"Аскетизм сжигает нечистоты, тем самым даря телу и органам чувств совершенство, пробуждающее физические и душевные силы". И величайшая из пробуждающихся в вас сил - это ощущение бессмертия. Не то чтобы вы развивали некую теорию, систему, философию, утверждающую, что вы бессмертны, - нет. Рождается ощущение, в котором вы уверены; вы знаете это. Никакие теории тут ни при чем, вы просто знаете, что смерти нет. Это тело исчезнет, разложится на составляющие, но ваше сознание исчезнуть не может. Разум растворится, мысли уйдут, тело распадется, но вы, свидетель, останетесь.
Вы это знаете, ибо теперь можете видеть свое тело из глубочайшей дали. Вы способны воспринимать свое тело как нечто отдельное от вас. Можете выйти из него и взглянуть со стороны, покружиться вокруг своего тела. Теперь вы знаете, что после смерти оставите тело, но не себя . Теперь вы видите свой разум как внешний механизм, некий биокомпьютер. Видите вы - не разум. Ваши тело и мозг функционируют, как и прежде, но вы не отождествляете себя с ними.
Это величайшее из чудес, которые могут случиться с человеком: он узнает, что бессмертен. Тогда исчезает страх смерти, и с ним остальные страхи.
А когда исчезают все страхи, приходит любовь. Любовь приходит, когда исчезает страх, - и только тогда. Как может родиться любовь, если разум оседлан страхом? Вы можете искать дружбы, можете искать взаимоотношений, но вы ищете это из страха - чтобы забыться, чтобы утопить себя в этих взаимоотношениях. Это не любовь. Любовь приходит лишь тогда, когда вы превзошли смерть. Эти двое не могут сосуществовать. Если вы боитесь смерти, как же вы можете любить? Страх заставит вас искать общества, но эти взаимоотношения будут основаны на страхе.
Вот почему девяносто девять процентов религиозных людей молятся, но их молитва не настоящая. Она не от любви, но от страха. Их Бог - от страха. Редкий человек осознает бессмертие - один на сотню. И он возносит молитву не от страха, но от любви. Это чистая признательность, благодарность.
14. Феномен праны в тонких телах
Прана - это энергия, живая энергия внутри нас, жизнь внутри нас. И проявляется она (если говорить о физическом теле) как вдох и выдох. Это - противоположные вещи. Принимая их за одно и то же, мы называем это "дыханием", но у дыхания есть два полюса - вдох и выдох. Любая энергия имеет два полюса, существует в двух противоположных состояниях. Иначе она существовать просто не может. Эти противоположности (их взаимная напряженность и гармония) и порождают энергию - как полюса магнита.
Вдох совершенно противоположен выдоху, а выдох - вдоху. Вдох и выдох, соединенные в одном мгновении, подобны рождению и смерти. В каждое мгновение происходят обе вещи: вдыхая, вы рождаетесь, выдыхая - умираете. Рождение и смерть слиты в одном мгновении. Эти полюса суть восхождение и нисхождение жизненной энергии.
Так проявляется жизненная энергия в физическом теле. Она рождается и через семьдесят лет умирает. Это еще одно (более масштабное) проявление этого же феномена, вдоха и выдоха... дня и ночи.
Во всех семи телах (в физическом, эфирном, астральном, ментальном, духовном, космическом и теле нирваны) есть соответствующие явления - вхождение и истечение.
Что касается ментального тела, то тут вдоху и выдоху соответствуют приходящие и уходящие мысли. Каждое мгновение в вашем разуме появляется и исчезает мысль. Мысль - сама по себе энергия. В ментальном теле энергия проявляется через приход и уход мысли, в физическом - приходит и уходит воздух. Именно поэтому при помощи дыхания можно изменить свое мышление. Между ними есть соответствие. Если вы задержите вдох, задержится и входящая мысль. Остановите дыхание в физическом теле - в ментальном теле остановится мысль. Когда вашему физическому телу нехорошо, плохо и ментальному. Физическое тело делает долгий вздох, и в ментальное тело входит долгая мысль.
Как извне идет вдох (из находящегося вне вас воздуха), так и мысль... вне вас существует целый океан мыслей. Мысли входят и выходят. Ваше дыхание может стать моим дыханием, ваша мысль может стать моей мыслью. С каждым выталкиваемым из себя выдохом вы вместе с ним извергаете наружу и мысль. Как существует воздух, так существует и мышление. Как можно загрязнить атмосферу, так можно загрязнить ментальную среду, и мысль будет так же нечиста, как воздух.
Дыхание само по себе не есть прана . Слово прана обозначает витальную энергию, проявляющуюся через полюса вхождения и истечения. Прана это не само дыхание, но энергия, втягивающая воздух - втягивающая его, задерживающая и выталкивающая обратно.
Энергия, втягивающая и выталкивающая мысль, - тоже прана . Подобные процессы происходят во всех семи телах.
Я пока говорю лишь о физическом и ментальном теле, потому что соответствующие им явления нам хорошо известны и понятны. Но то же самое существует во всех слоях вашего существа.
Во втором, эфирном теле есть свой процесс вхождения и истечения. Вы почувствуете нечто подобное во всех семи телах, но ощутите это просто как вдох и выдох, ибо вы знакомы лишь со своим физическим телом и его праной . И поэтому вы всегда будете что-то недопонимать.
Когда к вам приходят ощущения других тел и их праны , вы сначала воспринимаете это как вдох и выдох - ибо это ваш единственный опыт. Вам известно лишь это проявление праны , или жизненной энергии. Но на эфирном уровне нет ни дыхания, ни мыслей, лишь влияние - просто входящее и исходящее влияние.
Вы начинаете общаться с кем-то, кого прежде не знали. Он даже никогда не разговаривал с вами, но что-то от него к вам уже пришло. Вы либо принимаете, либо отталкиваете человека. Есть некое тонкое влияние - может быть, вы назовете его любовью или ненавистью, влечением или отвращением. И это чувство идет от второго тела. Этот процесс протекает каждое мгновение, он безостановочен. Вы всегда воспринимаете влияния, и тут же они исходят от вас. Где есть один полюс, всегда есть и второй. Любовь к человеку в определенный момент превращается в отвращение. Когда вы любили, это был вдох, затем, на выдохе, вы испытываете отвращение. Так за каждым мгновением любви следует мгновение отвращения.
Жизненная энергия существует лишь в парах противоположных форм. Она не может существовать как один полюс. Никак! И когда вы пытаетесь этого добиться, вы тем самым стремитесь к невозможному. Вы не можете любить человека, одновременно не испытывая к нему ненависти. Ненависть неизбежна, поскольку однополюсной жизненной силы не бывает, она существует лишь в виде противоположностей. Поэтому ваш друг обречен быть в то же время врагом, и это никогда не закончится. Такое входящее и исходящее движение осуществляется вплоть до седьмого тела. Ни одно тело не может существовать без этого процесса. Это невозможно, как невозможна жизнь первого тела без вдоха и выдоха.
Что касается первого тела, мы никогда не воспринимаем эти два явления как противоположности, и поэтому никого они не беспокоят. Жизнь не различает вдох и выдох. Тут нет морального выбора, нет различия. Оба процесса равноценны, это естественный феномен.
Что же касается второго тела, считается, что тут не должно быть ненависти, а лишь одна любовь. Вы начинаете выбирать. И этот выбор вселяет в вас беспокойство. Поэтому физическое тело обычно здоровее второго, эфирного. Эфирное тело всегда пребывает в состоянии конфликта, моральный выбор превращает его жизнь в ад.
Когда к вам приходит любовь, вы ощущаете благополучие, когда же приходит ненависть, вы больны. Но она приходит непременно, и человека понимающего, человека, знающего о полюсах, это не разочаровывает. Человек, который знает о полюсах, чувствует себя при этом легко, уравновешенно. Он понимает, что так и должно быть, и поэтому не пытается любить, когда ему не любится, и не удерживает свою уходящую ненависть. Все приходит и уходит, и его не влечет приходящее и не отталкивает уходящее. Он лишь свидетель. Он говорит себе: "Это так же, как вдох и выдох".
На этом основан буддистский метод медитации анапама-сати -йога. Он учит быть лишь свидетелем вдоха и выдоха. Просто будьте свидетелем, и начните с физического тела. Об остальных шести телах анапама-сати ничего не говорит, ибо они постепенно проявляются сами.
Чем ближе вы знакомитесь с этой полярностью - с одновременностью жизни и смерти, рождения и умирания, - тем больше вы осознаете свое второе тело. Сохраняйте упекшу по отношению к ненависти, говорит Будда. Безразличие. Неважно, ненависть это или любовь, будьте безразличны. Не привязывайтесь ни к чему, ибо, если вы привязаны, что станет со вторым полюсом? Вам будет нелегко. Вы утратите легкость - просто заболеете.
Будда говорит: "Приход того, кого любишь, - радость, уход того, кого любишь, - слезы. Встреча с тем, кого ненавидишь, - горе, расставание с тем, кого ненавидишь, - блаженство. Но если вы делите себя на эти противоположности, то вы в аду, вы живете в аду". Став всего лишь свидетелем этих полярностей, вы скажете: "Это естественное явление. Естественное для этого тела", - то есть для одного из семи тел. "Поэтому и существует это тело. Иначе оно существовать не может". И в тот момент, когда вы это осознаете, вы выйдете за пределы тела. Выйдя за пределы первого тела, вы ощутите второе. Выйдя за пределы второго, ощутите третье...
Свидетельствование всегда за пределами жизни и смерти. Вдох и выдох - это две разные вещи, и если вы становитесь свидетелем, вы - ни то, ни другое. Тогда вступает в действие третья сила. Теперь вы - не проявления праны в физическом теле, вы сама прана , свидетель. Теперь вы видите, что жизнь в физическом теле проявляется благодаря полярности, и, если эта полярность исчезнет, не будет и физического тела, оно не сможет существовать. Для существования ему нужно напряжение - постоянное напряжение входа и выхода, рождения и смерти. Благодаря этому оно и существует. Каждое мгновение оно движется от полюса к полюсу. А иначе его не будет.
Во втором теле главные полюса - любовь и ненависть. У них могут быть множества проявлений. Основная противоположность - симпатия и неприязнь, и каждое мгновение ваша симпатия становится неприязнью, а неприязнь - симпатией. Каждое мгновение! Но вы этого не видите. Когда ваша симпатия обращается неприязнью, вы подавляете последнюю и дурачите себя убеждением, что одна и та же вещь вам нравится постоянно; вы дурачите себя вдвойне. А если вам что-то неприятно, вы удерживаете эту неприязнь и никогда не позволяете себе почувствовать те минуты, когда она вам нравится. Мы подавляем свою любовь к врагам и свою ненависть к друзьям. Мы постоянно подавляем! Мы допускаем лишь движение в одну сторону, лишь один полюс, и, когда он сменяется своей противоположностью, чувствуем себя неловко. Состояние возвращается, и нам вновь становится легко. Но оно непостоянно, оно никогда не бывает постоянным. Такого просто не может быть.
Во втором теле жизненная сила проявляет себя как симпатия и неприязнь. Но это как дыхание нет никакой разницы. Влияние здесь - посредник, как воздух - посредник в физическом теле. Второе тело живет в атмосфере влияний. Кажется, все просто: вы начали общаться с человеком и стали ему симпатизировать, - но это не так. Вы постоянно испытываете симпатию-неприязнь, симпатию-неприязнь, даже если с вами никого нет и вы один в комнате. Чье-то присутствие не имеет значения, симпатия и неприязнь непрерывно сменяют друг друга в любом случае. Эфирное тело существует именно благодаря этой полярности. Это его дыхание.
Вы становитесь свидетелем этого процесса, и вам остается лишь рассмеяться. Теперь нет ни врага, ни друга. Вы понимаете, что это все - лишь проявления некоего естественного течения.
Когда вы осознаете второе тело и становитесь в нем свидетелем - свидетелем симпатии и неприязни, - начинается познание третьего тела. Третье тело - астральное. Как в эфирном теле есть "влияния", так в астральном - "магнетические силы". Его дыхание - магнетизм. В одно мгновение вы сильны, а в другое - бессильны. В одно мгновение вы полны надежды, а в другое - отчаиваетесь. В одно мгновение вы уверены, а в следующее от вашей уверенности не остается и следа. Это вхождение и истечение магнетизма в вашем теле. В один момент вы способны бросить вызов самому Богу, а в следующий боитесь даже собственной тени.
Когда магнетическая сила в вас, когда она в вас входит, вы - само величие, когда же она выходит, вы - просто ничто. И эти состояния постоянно сменяют друг друга, как день и ночь. Это круг, вертящееся колесо. И даже такой человек, как Наполеон, знал моменты бессилия, и даже у очень трусливого человека бывают моменты отваги.
В дзюдо есть целая техника, позволяющая определить, когда человек утрачивает силы. В этот момент его и нужно атаковать. Когда он в полной силе, вы обречены на поражение, поэтому для атаки нужно улучить именно тот момент, когда магнетическая сила выходит из него. А в моменты, когда эта сила входит в вас, нужно провоцировать противника к атаке.
Вхождение и истечение магнетической силы соответствует вашему вдоху и выдоху. Поэтому, когда нужно сделать что-то трудное, вы задерживаете дыхание. Например, вам нужно поднять тяжелый камень. На выдохе вы даже не оторвете его от земли. Вы просто не можете этого сделать! Но вам это удается на вдохе или при задержке дыхания. Ваше дыхание соответствует процессам третьего тела. Поэтому нужно атаковать противника именно на его выдохе, когда из него выходит магнетическая сила (если он только не научен дурачить своего соперника). В этом секрет дзюдо. Вы можете победить даже более сильного противника, нужно лишь знать моменты, когда он робок и бессилен. Когда из него уходит магнетическая сила, он просто обречен на слабость.
Как первое тело живет в воздухе, так третье - в магнетической сфере. Магнетические силы окружают нас со всех сторон, мы их вдыхаем и выдыхаем. Но если вы осознаете эти входящие и выходящие силы, то вы уже ни сильны, ни бессильны. Вы вышли за пределы обеих этих категорий.
Дальше идет четвертое, ментальное тело, где входит и выходит мысль. Но и у этого "вхождения мысли" и "истечения мысли" есть свои соответствия. Мысль входит, когда вы вдыхаете, и только в эти моменты возможно оригинальное мышление. Когда же вы выдыхаете, наступает момент бессилия; тогда не рождается ни одна оригинальная мысль. А если к вам приходит особенно удачная мысль, вы даже задерживаете дыхание. Когда рождается оригинальная мысль, дыхание затаивается. Это параллельные явления. При истечении мысли не рождается ничего. Истекающая мысль просто мертва.
Осознав вхождение и истечение мыслей, вы готовы познать пятое тело. До четвертого тела все довольно понятно, поскольку у нас изначально есть некоторый опыт, служащий основой для понимания соответствующих процессов. После четвертого тела все становится очень необычно. Но кое-что все-таки понять можно. Когда же вы сами выйдете за пределы четвертого тела, то поймете все еще лучше.
В пятом теле... как бы это сказать? Атмосфера пятого тела - сама жизнь (как мышление, дыхание, магнетическая сила, любовь и ненависть служат атмосферами для низших тел). Для пятого сама жизнь - атмосфера. Итак, в пятом теле вдох - это момент жизни, а выдох - момент смерти. В пятом теле вы начинаете понимать, что жизнь не есть нечто, пребывающее в вас. Она входит и выходит. Жизнь сама по себе не находится в вас. Она просто входит и выходит, подобно дыханию.
Поэтому слова дыхание и прана стали синонимами - благодаря пятому телу. В пятом теле слово прана полнозначно. Здесь входит и выходит именно жизнь. И как раз поэтому нас постоянно преследует страх смерти. Вы постоянно осознаете, что смерть рядом, она ждет за углом. Она всегда тут, поджидает. Сопровождающее вас везде чувство смерти - чувство незащищенности, гибели, тьмы - связано как раз с пятым телом. Это чувство очень сумрачное, смутное - ведь вы никогда полностью не осознаете его.
Когда вы приходите в пятое тело и осознаете его, вам становится понятно, что жизнь и смерть - лишь дыхание второго тела, входящее и исходящее. А осознав это, вы понимаете, что не можете умереть, ибо смерть, как и жизнь, не является вашим неизменным врожденным качеством. И то и другое - внешние явления, они приходят и уходят. Вы никогда не были живы, никогда не были и мертвы. Вы - нечто запредельное обоим состояниям. Но это ощущение запредельности может прийти лишь тогда, когда вы осознаете движение силы жизни и смерти в пятом теле.
Судя по некоторым работам Фрейда, он был близок к постижению этого явления. Он не был йогом, иначе понял бы его до конца. Фрейд называл это "волей к смерти" и утверждал, что каждый человек иногда стремится к жизни, а иногда - к смерти. У человека есть две противонаправленные воли - воля жить и воля умереть. Западное сознание восприняло это как совершенный абсурд... как эти два противоположных стремления могут сосуществовать в одном человеке? Но Фрейд говорил, что если человек способен на самоубийство, значит, ему присуща воля к смерти.
Ни одно животное не способно на самоубийство, ибо животные не могут осознавать пятое тело. Животные не убивают себя, ибо им неведомо осознание: они не знают, что живы. Для того чтобы себя убить, должно быть соблюдено одно условие: нужно осознавать жизнь, а животные ее не осознают. Но есть еще одно необходимое условие. Для совершения самоубийства нужно к тому же не осознавать смерть.
Животные не совершают самоубийств потому, что не осознают жизни, мы же совершаем их потому, что осознаем жизнь, но не осознаем смерти. Когда человек осознает смерть, он не может себя убить. Будда не может совершить самоубийство, поскольку в этом нет смысла, это нонсенс. Он знает, что на самом деле убить себя нельзя, можно только сделать вид. Самоубийство - это бессмыслица, ибо на самом деле вы ни мертвы, ни живы.
Смерть всегда присутствует на пятом уровне, в пятом теле. Это просто вхождение и истечение определенной энергии. И это вхождение и истечение происходит внутри вас. Если вы идентифицируете себя только с первым, вы можете предать второе. Если вы идентифицируете себя с жизнью и она вдруг становится невыносимой, вы говорите: "Я убью себя". Так утверждает себя второй аспект вашего тела.
Нет ни одного человека, который иногда не думал бы о самоубийстве, ведь смерть - обратная сторона жизни. И эта сторона может выразить себя через самоубийство либо через убийство - у нее есть обе возможности. Если вы одержимы жизнью, если вы привязаны к ней настолько, что хотите отречься от смерти полностью, вы можете убить другого человека. Убивая другого, вы удовлетворяете свое желание умереть, свою "волю к смерти". Этот фокус позволяет вам ее обмануть... убив другого, вы думаете, что не умрете сами.
Все совершавшие массовые убийства люди (Гитлер, Муссолини) очень боялись смерти. Этот страх преследовал их неотступно, и они проецировали смерть на других. Человек, способный лишить другого жизни, думает, что он сильнее смерти... ведь он может убивать. Его "магическое" мышление подсказывает ему, что, убивая, он преодолевает смерть, и то, что он делает с другими, уже не грозит ему. Такая вот проекция смерти. Но она может вернуться. Если вы убиваете многих, вы в конечном итоге совершаете самоубийство - к вам возвращается ваша же проекция.
В пятом теле, где к вам приходят жизнь и смерть (приходит и уходит жизнь), вы не можете испытывать привязанность ни к одной из них. Если вы к чему-то привязаны, значит, не принимаете полярность в ее целостности, и тогда заболеваете. До четвертого тела все было довольно просто, но понять смерть и увидеть в ней просто другую сторону жизни очень трудно. Постичь жизнь и смерть как параллельные явления (как одно и то же, как два аспекта одного явления) очень трудно. Но именно такова полярность пятого тела. Так в нем проявляется прана .
С шестым телом дела обстоят еще сложнее, поскольку там больше нет жизни. В шестом теле... как бы это сказать? После пятого отпадает "я", отпадает эго. Когда нет эго, вы обретаете единство с целым. Теперь "все", что приходит, уже не принадлежит вам - ведь эго не существует. Все становится космическим, а коль так, то противоположность обретает форму созидания и разрушения, сришти и пралайя . Поэтому и трудно говорить о шестом уровне. Роль атмосферы тут выполняют "сила созидания и сила разрушения". В индийской мифологии эти силы отождествляются с Брахмой и Шивой.
Брахма - божество созидания, Вишну - божество сохранения, а Шива - божество великой смерти, разрушения, или распада, когда все возвращается к своим истокам. Шестое тело принадлежит как раз этой необъятной сфере созидания и разрушения, сфере действия сил Брахмы и Шивы.
В каждое мгновение к вам приходит созидание, и тут же все подвергается распаду. И когда йог говорит: "Я видел сотворение и видел пралайю , конец; я видел, как мир обретает бытие и как он возвращается в небытие", - речь идет о шестом теле. Эго здесь нет, и все, что приходит и уходит, - это вы. Вы обрели единство со всем. Рождается звезда - это пришло ваше рождение. Звезда угасла - это вы ушли.
Индийская мифология гласит, что все мироздание есть один вздох Брахмы. Только один вздох! Это дыхание космической силы. Когда Брахма вдыхает, совершается творение... рождается звезда, она является из хаоса, все обретает существование. А когда он выдыхает, все уходит, исчезает. Звезда умирает... существование переходит в несуществование.
Поэтому я и говорю, что о шестом теле рассказать очень сложно. Оно не эгоцентрично, оно всеобъемлюще. И в шестом теле вы узнаете о мироздании все, - все, о чем говорят религии мира. Говоря о творении, мы говорим о шестом теле, о связанных с ним знаниях. И говоря о великом потопе, мы тоже говорим о шестом теле.
Великий потоп, описанный в мифологии иудео-христиан, вавилонян и сирийцев, или пралайя у индусов - все это один вдох-выдох шестого тела. Это космический опыт, не индивидуальный. Это космический опыт, вас там нет!
Человек в шестом теле, человек, достигший шестого тела, видит в каждой смерти свою смерть. Махавира не способен убить муравья не из-за каких-либо принципов ненасилия, но из-за того, что это и его смерть. Что бы ни умирало, это его смерть. Когда вы осознаете созидание и разрушение - осознаете, как вещи в каждое мгновение обретают и утрачивают существование, - это осознание шестого тела. Всякий раз, когда вещь уходит из существования, приходит что-то другое. Солнце умирает, где-то рождается следующее. Умрет эта Земля, придет другая.
Мы сохраняем привязанность даже в шестом теле: "Земля не должна погибнуть!" - но все рожденное когда-то должно умереть. Даже человечество. Для этого уже создаются водородные бомбы. А с созданием водородных бомб сразу же возникает и тяга к другим планетам, ибо эти бомбы предвещают близкий конец Земли. Прежде чем она умрет, жизнь разовьется в другом месте.
Шестое тело - это ощущение космического созидания и разрушения - созидание-разрушение, вдох-выдох. Поэтому и возникло выражение "вздох Брахмы". Брахма - олицетворение шестого тела. В шестом теле вы становитесь Брахмой, тут вы и в самом деле осознаете как Брахму, так и Шиву - оба полюса. А Вишну вне этого противоположения. Они образуют тримурти , троицу... Брахма, Вишну и Махеш, или Шива.
Это троица свидетеля. Если вы осознаете Брахму и Шиву, созидателя и разрушителя, если вы осознаете этих двоих, то вам откроется и третий - Вишну. Вишну - это ваша реальность в третьем теле. Потому-то его и чтят больше, чем других представителей этой троицы. Брахму помнят, но, хотя он и Бог созидания, ему поклоняются, возможно, лишь в одном или двух храмах. Вроде бы следует поклоняться именно ему, но нет. Шиве поклоняются даже больше, чем Вишну, - из страха перед смертью. Поклонение ему обусловлено ужасом смерти. Но почти никто не поклоняется Брахме, богу созидания, ибо тут нечего бояться, вы уже и так созданы, и Брахма больше не имеет к вам никакого отношения. Поэтому ему не посвящен ни один большой храм. Он создатель, и ему следовало бы посвятить все храмы, но это не так.
Больше всего почитателей у Шивы. Он везде. Ему посвящено огромное множество храмов. Признано, что его может символизировать даже простой камень, иначе было бы невозможно создать достаточное количество идолов - просто не хватило бы материала. Поставьте где-нибудь камень - вот вам и Шива. Ибо разум настолько боится смерти, что от Шивы не убежишь, ему необходимо поклоняться, и ему поклонялись всегда. Но Вишну - более значительное божество. Поэтому Рама - инкарнация Вишну, и Кришна - инкарнация Вишну. Все аватары , то есть божественные воплощения, суть инкарнации Вишну.
Даже Брахма и Шива поклоняются Вишну. Может быть, Брахма и созидатель, но он творит для Вишну. Может быть, Шива и разрушитель, но разрушает он тоже для него. Они оба - дыхание Вишну, вдох и выдох. Брахма - вдох, Шива - выдох. А Вишну - реальность шестого тела.
В седьмом теле все еще сложнее. Будда называл седьмое тело нирвана кайя , - телом просветления, ибо истина, абсолют обретается именно в седьмом теле. Это последнее тело, и там нет даже созидания и разрушения, скорее - бытие и небытие. Созидание тут идет от чего-то иного, и разрушение от чего-то иного - не от вас, - а бытие и небытие от вас.
В седьмом теле вдох и выдох - это бытие и небытие, существование и несуществование. Но не следует себя идентифицировать ни с одним из них. Все религии основаны теми, кто достиг седьмого тела. И в конечном итоге язык можно свести к двум словам: бытие и небытие5. Будда говорит на языке небытия, на языке выдоха, и он говорит: "Реальность - это ничто". А Шанкара говорит на языке бытия, и он говорит, что высшая реальность - Брахма. Шанкара использует утвердительные термины, ибо он избрал вдох, Будда использует отрицательные термины, ибо избрал выдох.
Но это лишь варианты языкового выбора. Третий выбор - реальность, которую невозможно выразить в словах. Мы обычно говорим об "абсолютном бытии" или "абсолютном небытии". Это наибольшее, о чем можно сказать, ибо седьмое тело за пределами этого. И эта запредельность возможна.
Даже выйдя из этой комнаты, я смогу что-то сказать о ней. Я окажусь за ее пределами и войду в другую комнату, но смогу вспомнить и эту и рассказать о ней что-то. Но если я выйду из комнаты и упаду в бездну, то не смогу сказать ничего даже о комнате, из которой вышел. До сих пор о каждом из третьей точки можно было что-то сказать словами, символами, потому что всегда существовало еще одно, внешнее тело. Вы могли войти туда и оглянуться назад. Но это возможно лишь до седьмого тела. За пределами седьмого говорить не о чем, ибо седьмое - последнее, дальше идет бестелесность.
В седьмом теле приходится выбирать между бытием и небытием - либо язык отрицания, либо язык утверждения. Есть только два выбора. Один из них - выбор Будды, который сказал: "Не остается ничего". Другой - выбор Шанкары: "Остается все".
В каждом из этих семи измерений или семи тел (если говорить о человеке) жизненная сила выражается по-своему, ее царство многомерно. Везде, где есть жизнь, есть и процесс вхождения и истечения. Жизнь не может существовать без этих противоположностей.
Итак прана - это энергия, космическая энергия, и наше первое с ней знакомство происходит в физическом теле. Вначале она проявляется как обычное дыхание, а затем - как иные его формы: влияния, магнетизм, мышление, жизнь, созидание, бытие. Каждый из этих двойственных процессов идет сам по себе, и если человек его осознает, он выходит за его пределы и достигает некоей третьей точки. В момент, когда вы этой точки достигаете, вы выходите за пределы соответствующего тела и входите в следующее. Из первого тела во второе и так далее. Если вы идете все дальше, то вплоть до седьмого уровня у вас впереди еще есть новые тела. Но после седьмого вас ждет бестелесность, и тогда вы чисты. Тогда вы не разделены, тогда нет противоположностей. Это адвайта - "не два". Это единство.
Тантра и мир чакр
Тантра - это свобода, свобода от любых построений разума, от всех его игр. Свобода от любых структур, свобода от другого. Тантра - это пространство быть. Тантра - освобождение. Тантра - не религия в обычном смысле слова, ведь религия - это тоже игра. Религия дает вам определенные шаблоны. Свои шаблоны есть у христианства, у индуизма, у мусульманства - они предлагают вам определенный стиль, дисциплину. Тантра же отвергает любую дисциплину.
А когда нет дисциплины, когда нет порядка, навязанного извне, внутри вас рождается порядок совершенно нового типа. В вас рождается то, что Лао-цзы называл Дао , а Будда - дхармой . Вам не приходится ничего делать, это происходит с вами само собой. Тантра лишь создает для этого пространство. Она даже не приглашает, не ждет, просто создает пространство. А когда это пространство готово, в вас входит целое.
Мне как-то рассказали очень красивую, очень древнюю историю...
В одной провинции долго-долго не было дождя. Все иссохло. Наконец горожане решили пригласить заклинателя дождя. Такой человек жил в одном отдаленном городе, и вот за ним послали делегацию с просьбой поскорее прийти и вызвать дождь для пересохших полей.
Заклинатель, мудрый старик, пообещал прийти, но попросил предоставить ему маленький домик вдали от людей, в месте, где он сможет уединиться на три дня. Не нужно ни еды, ни питья. Он посмотрит, что можно сделать. Его просьбу исполнили.
Вечером третьего дня выпал обильный дождь, и к домику старика отправилась целая процессия восхищенных и благодарных горожан.
- Скажи, как тебе это удалось? - изумленно спросили они.
- Это было очень просто, - ответил заклинатель дождя. - Все три дня я просто приводил себя в порядок. Ибо я знаю, что когда я в порядке, то в порядке должен быть и мир, а тогда на иссохшую землю обязательно выпадает дождь.
Тантра утверждает, что если вы в порядке, то и весь мир в порядке для вас. Когда вы в гармонии, то все сущее для вас гармонично. Когда вы в беспорядке, в беспорядке и все остальное. И этот порядок не должен быть фальшивым, он не должен быть навязан извне. Навязывая себе порядок, вы просто расщепляете себя на две части - глубоко внутри беспорядок остается.
Можете это пронаблюдать. Если вы - человек гневливый, вы способны пересиливать свой гнев, подавить его глубоко в подсознании, но он от этого не исчезнет. Вы его можете даже совершенно не ощущать, но он тут, и вы знаете, что он тут. Он струится где-то под вами, в темном подвале вашего существа, но он тут. На поверхности вы сидите и улыбаетесь, но знаете, что он может прорваться в любой момент. И ваша улыбка не глубока, не искренна, она - лишь результат усилия над собой.
Человек, навязывающий себе порядок извне, все равно остается в беспорядке. Тантра же говорит о другой разновидности порядка. Вы не принуждаете себя ни к какой дисциплине, просто отбрасываете любые структуры и живете естественно и спонтанно. Это величайший из шагов, которых можно ожидать от человека. Такой шаг требует огромной отваги, ибо общество будет недовольно. Общество категорически воспротивится. Оно хочет определенного порядка. Если вы следуете за обществом, оно вами довольно. Если же вы в чем-то отклоняетесь, оно очень злится. А толпа безумна.
Тантра - это бунт. Я не называю ее революцией, поскольку тут нет политики. И я не называю ее революцией, потому что она не строит планов по изменению мира, планов по изменению государства и общества. Это бунт, индивидуальный бунт. Тут из рабства структур убегает один человек. И как только вы убежите из рабства, для вас начнется совершенно другое, доныне неведомое существование. Будто бы вы всю жизнь прожили с повязкой на глазах, и вот она упала, глаза открылись, и вы теперь видите совершенно незнакомый для вас мир.
Эта повязка - то, что вы называете своим разумом. Ваше мышление, ваши предрассудки, ваши знания, ваши писания - именно из них складываются плотные слои этой повязки. Это из-за них вы слепы, из-за них вы тупы, из-за них не живы. Тантра хочет, чтобы вы ожили - как живы деревья, как живы реки, как живы солнце и луна. Это ваше врожденное право. И отказавшись от него, вы ничего не приобрели, а потеряли все. И даже если ради его обретения придется потерять все, ничего не потеряно. Одно мгновение полной свободы способно компенсировать любые потери. А столетняя жизнь в рабских оковах не имеет никакого смысла.
Чтобы жить в мире Тантры, нужна отвага. Нужно безрассудство. До сих пор лишь немногие люди могли идти этим путем. Но будущее вселяет большие надежды. Тантра станет обретать все большее и большее значение. Человек все лучше понимает, что такое рабство. И еще человек понял, что ни одна политическая революция не оказывается по-настоящему революционной. Все политические революции в конце концов превращаются в контрреволюцию. Едва революционеры приходят к власти, и они становятся контрреволюционерами. Власть сама по себе контрреволюционна. Власть как таковая имеет некий встроенный механизм... дайте ее кому угодно, и тот станет контрреволюционером. Власть создает свой собственный мир. На сегодняшний день в мире уже было множество революций, но все они потерпели неудачу, полную неудачу: ни одна из них ничего не принесла. Ныне человек начинает это осознавать.
Тантра предлагает другую перспективу. Это не революция, это бунт. Бунт индивидуален. Каждый может бунтовать один, для этого не нужно собирать партию. Каждый может бунтовать один, сам по себе. Помните это не борьба против общества; помните: это не просто выход из общества. Это явление не антисоциальное, но асоциальное. Оно просто не имеет к обществу никакого отношения. Не против рабства, но за свободу. Быть свободе.
Взгляните на свою жизнь. Разве вы свободны? Нет! На вас тысяча оков. Может быть, вы на них не смотрите (вам слишком стыдно), возможно, вы их не признаете (это болезненно). Но ситуацию это не изменяет. Вы - раб.
Для того чтобы переместиться в измерение Тантры, нужно признать, что вы раб. Рабство укоренилось в вас очень глубоко. И осознание этого поможет вам от него освободиться.
Не умиротворяйте себя, не успокаивайте, не говорите себе, что все в порядке. Это не так. Вся ваша жизнь - кошмар. Вы на нее только взгляните! В ней нет поэзии, нет песни, нет танца, нет любви и молитвы. Нет праздника. Радость? - это лишь слово из словаря. Блаженство? - да, что-то вы об этом слышали, но ничего о нем не знаете. Бог? - в храмах, в церквах. Да, люди об этом говорят, но те, кто говорят, не знают. И те, кто слушают, не знают. Все прекрасное кажется незначительным, а все незначительное кажется очень, очень важным.
Человек непрестанно копит деньги и полагает, что при этом занимается чем-то очень важным. Человеческая глупость бесконечна, осознайте это, она может разрушить всю вашу жизнь. Она из века в век разрушала миллионы и миллионы жизней.
Обретите осознание - это единственное средство от глупости.
Прежде чем мы сегодня перейдем к сутрам Сарахи, основателя Тантры, нужно немного разобраться в тантрической карте внутреннего сознания.
Первое Тантра говорит, что ни один мужчина не является лишь мужчиной и ни одна женщина - лишь женщиной, каждый мужчина - одновременно и мужчина и женщина и, соответственно, каждая женщина - и женщина и мужчина. В Адаме есть Ева, в Еве есть Адам. На самом деле никто не является просто Адамом или просто Евой... мы - Адам-Евы. Это одно из величайших прозрений в истории. Это одно из величайших открытий в мире, ибо понимание этого позволяет вам двигаться внутрь себя. Иначе это невозможно.
Почему мужчина влюбляется в женщину? Потому что он носит женщину в себе, иначе любви бы не было. А почему он влюбляется именно в определенную женщину? Их тысячи, но почему вдруг одна из них становится для вас важнее всех, словно все остальные женщины просто исчезли с лица земли? Почему? А почему ее привлекает именно определенный мужчина? Почему с первого же взгляда что-то щелкает в вашем внутреннем механизме? Тантра говорит, что каждый мужчина носит внутри себя образ женщины, а каждая женщина - образ мужчины, каждый мужчина носит женщину, каждая женщина носит мужчину. И когда кто-то извне совпадает с вашим внутренним образом, вы влюбляетесь. Это и есть любовь.
Вы этого не понимаете. Вы просто пожимаете плечами и говорите: "Так уж получилось", - но за всем этим стоит тонкий механизм. Почему так получилось именно с определенной женщиной? Почему не с другими? Просто она в какой-то степени соответствует вашему внутреннему образу. Эта внешняя женщина чем-то на него похожа. Что-то внешнее совпадает с чем-то внутренним, и вы чувствуете: "Это моя женщина" или "Это мой мужчина" - это ощущение и есть любовь. Но внешняя женщина не удовлетворит вас полностью, ибо ни одна из них не совпадет с внутренней полностью.
Реальность оказывается совсем не такой. Может быть, некоторые соответствия есть - есть влечение, магнетизм, - но рано или поздно это все себя изживет. Вскоре вы поймете, что в этой женщине есть тысяча и одна черта, которые вам не нравятся. Но на то, чтобы увидеть все это, потребуется некоторое время.
Вначале вам вскружит голову страсть. Вначале сходство покажется вам колоссальным, оно просто вас ошеломит. Но понемногу вы станете замечать тысячу и одну черту, мелочи жизни, которые совершенно нарушают это соответствие. Вы чужие друг другу. Да, вы по-прежнему ее любите, но эта любовь больше не кружит вам голову, романтическое видение исчезло. И вы наконец признаете, что что-то в человеке вас, конечно, привлекает, но в целом он непривлекателен. Поэтому всякий муж пытается изменить свою жену, а всякая жена - мужа. К чему они стремятся? Зачем? Почему жена постоянно пытается изменить своего мужа? Для чего? Она влюбилась в этого человека и немедленно предпринимает попытки его изменить. Дело в том, что теперь она нашла некоторые несходства с идеалом и хочет от них избавиться. Она стремится изменить несколько штрихов в этом человеке, чтобы он полностью соответствовал ее представлениям о мужчине. И муж делает то же самое - правда, не так настойчиво, не так упрямо, как женщина, ибо он очень быстро устает. Женщина лелеет свои надежды дольше.
Поэтому-то старики более терпимы... они знают, что сделать ничего нельзя. Поэтому старики тоньше, ибо принимают вещи такими, как они есть. Поэтому старики проще со всем примиряются. Молодые люди очень гневливы и непримиримы. Они хотят все изменить, они хотят переделать мир под себя. Они с головой окунаются в борьбу, но у них ничего не выходит - ничего и не может выйти, ибо это не в природе вещей.
Внешний мужчина никогда не будет до конца соответствовать внутреннему, и внешняя женщина тоже никогда не будет в точности такой же, как та, что внутри. Именно поэтому любовь приносит как радость, так и боль. Любовь несет как счастье, так и несчастье, причем несчастья гораздо больше.
Так что же может предложить Тантра? Что тут можно сделать?
Согласно Тантре, удовлетвориться внешним невозможно, нужно двигаться внутрь. Нужно найти внутреннюю женщину и внутреннего мужчину. Нужно добиться полового слияния внутри.
И это великая мысль.
И как же это происходит? Попытайтесь разобраться в предлагаемой мною карте. Я говорил о пяти чакрах, о философии Тантры и йоги. У мужчины чакра муладхара мужская, а свадхистхана - женская. У женщины же муладхара - женская, а свадхистхана - мужская, и так далее. Эта двойственность сохраняется до шестой чакры, а в седьмой ее уже нет.
Внутри вас есть три пары... Нужно поженить муладхару со свадхистханой , манипуру с анахатой и вишуддху с аджной .
Когда энергия идет наружу, вам нужна внешняя женщина. Вы лишь на секунду заглянули друг в друга, ибо соитие с внешней женщиной не может быть непрерывным, оно лишь кратковременно. На одно мгновение вы потерялись друг в друге. И вот вас снова отбрасывает к себе, и тут не обходится без мести! После любовной близости вы каждый раз испытываете разочарование... снова неудача, опять все было не так, как вы хотели. Да, вы достигли вершины, но, даже прежде чем вы успели осознать это, начался спуск, падение. Не успели вы добраться до пика, и вот новая долина. Не успели вы встретить свою женщину или своего мужчину, и вот уже расставание. Развод следует за женитьбой так скоро, что просто опускаются руки. Все любовники - люди разочарованные. Они очень надеются, но их надежда противоречит опыту. Они надеются снова и снова, но тщетно: законы реальности не перепишешь.
Эти законы нужно понять. Внешнее свидание может быть лишь кратковременным, но внутреннее может стать бесконечным. И чем выше вы поднимаетесь, тем оно к бесконечности ближе.
В первой чакре, муладхаре , мужчина остается мужчиной. Даже занимаясь любовью с внешней женщиной, помните о внутренней - говорит Тантра. Занимайтесь с ней любовью, но о внутренней помните. Пусть ваше сознание уйдет внутрь, - совершенно забудьте о внешней женщине. В момент оргазма забудьте о ней или о нем совершенно. Закройте глаза и уйдите в себя, пусть это будет медитация. Ваша энергия в движении - не упускайте возможности. Сейчас именно то мгновение, когда вы можете встретиться, это мгновение внутреннего путешествия.
Обычно заглянуть в себя сложно, но в момент соития в вас открывается какая-то брешь, которой обычно не видно. В моменты любви вы выкладываетесь максимально. Вы на пределе. При оргазме все энергии вашего тела сливаются в танце. Каждая клеточка, каждое волоконце танцуют, подчиняясь недоступным вам в повседневной жизни ритмам и гармонии. Это момент. Это момент гармонии - используйте его, чтобы войти в себя.
Занимаясь любовью, медитируйте, загляните внутрь. В такие моменты открывается дверь. Это тантрический опыт. Дверь открывается, и, - говорит Тантра, - это несет вам ощущение счастья, ибо через эту дверь к вам приходит частица внутреннего блаженства. Оно не идет от внешней женщины, оно не идет от внешнего мужчины, но является из самых глубин вашей сущности. Внешнее - лишь повод.
Тантра не утверждает, что соитие с внешним - грех. Она просто говорит, что это поверхностно. Она не осуждает этих связей и считает их естественными. Но она учит использовать эту любовь для того, чтобы уйти глубоко внутрь. В эти волнующие моменты ничто уже не принадлежит земле, вы способны летать. Ваша стрела направляет лук к цели. Если, занимаясь любовью, вы погружаетесь в медитацию, окунаетесь в молчание, обращаете взгляд в себя, закрываете глаза, забываете внешнюю женщину или мужчину, - происходит это. Муладхара , ваш мужской центр, начинает движение к женскому (к свадхистхане ), и происходит слияние, внутреннее соитие.
Иногда это случается даже без вашего ведома. Тут один человек пишет мне записку за запиской и, должно быть, удивляется, почему я не отвечаю... Просто до сих пор карта еще была не готова, теперь я ее вам даю. Слушая меня, он всегда чувствует себя словно бы на пути к оргазму. Все тело трепещет, и он испытывает все, что бывает при соитии с женщиной. Он очень озадачен, и это естественно. Он теряет нить беседы, он забывает... его волнение и радость так глубоки, что он начинает беспокоиться: что происходит? Что там творится внутри? Именно это и творится - муладхара встречается со свадхистханой , ваш мужской центр сливается с женским.
Отсюда же и удовольствие от погружения в медитацию, от погружения в молитву. Это механизм вашего внутреннего богослужения. И в мом