Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА: РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА АСТРОВЫЕ



Объем темы: 3 часа.

РАЗДЕЛ 1. САМОПОДГОТОВКА

Требования к исходному уровню знаний

Знать систематику, общую характеристику семейства Asteraceae.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Систематическое положение и морфологические особенности растений сем. Asteraceae.

2. Морфологические особенности подсемейств Tubiflorae и Liguliflorae .

3. Географическое распространение растений сем. Asteraceae.

4. Лекарственная ценность растений сем. Asteraceae.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Ответы записать в альбом

1. Назовите морфологические признаки, которые являются общими для растений сем. Asteraceae.

2. Изобразить схему соцветия корзинка. Обозначьте: обвертку, цветоложе, типы цветков. Укажите порядок распускания цветков в соцветии.

3. Назовите отличие в строении соцветий подсем. Tubifloraeи Liguliflorae.

4. Изобразить схемы агрегатных соцветий: двойной щиток корзинок, кистевидная метелка корзинок.

5. Формулы цветков:

1. * Са (5) Со 5 А 5+5 G (2)

2. Са (5) Со (2,3) А 4 G (2)

3. * Са5 Со 5 А 5 G (2)

4. * Са5 Са (5) А (5) G (2)

5. * Са 5 Са (5) А ( 5) G (2)

6. * Са 5 Со (5) А (5) G (2)

.7. * ♀ Са (5) Со (3) G (2)

8. Co (3)

6.1. Сравните формулы под цифрами 1,2 и 5. Назовите признаки прогрессивности в строении цветков,

6.2. Выбрать формулы, которые не могут принадлежать растениям сем. Asteraceae. Объяснить почему.

6.3. Выбрать формулы, соответствующие цветкам Taracsacum officinale, Achillea millefolium, Artemisia absinthium, Tanacetum vulgare Matricaria recutita, Tussilago farfara, Cichorium intibus, Сentaurea cyanus

7. Классифицировать плоды растений сем. Asteraceae. Назвать особенности строения плодов Taracsacum officinale и Tussilago farfara.

8. Назовите запасные вещества, которые откладываются в идиобластах растений сем. Аsteraceae.

9. Назовите биологически активные вещества, которые накапливаются в растениях сем. Asteraceae.

10. Изобразите структуру эфиромасличных желёзок, которые имеются в органах растений сем. Asteraceae.

11. Назвать лекарственные растения сем. Asteraceae, введенные в культуру.

12. Назвать растения-космополиты и растения-эндемы из сем. Asteraceae.

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

План занятия.

1. Проверка исходного уровня знаний 20 мин.

2. Самостоятельная работа 100 мин.

3. Тестовый контроль 15 мин.

Задание 1.

1.1. Записать систематику вида из подсем.Tubiflorae

1.2. Рассмотреть гербарий, обратить внимание на особенности листо­расположения, тип соцветия, особенности строения корзинок.

1.3. Составить описание вида и зарисовать. Указать места обитания.

1.4. Рассмотреть заспиртованные соцветия, обратить внимание на строение обвертки, строение цветков в соцветий, построить диаграммы цветков.

Задание 2.

2.1. Познакомиться с другими видами подсем.Tubiflorae

2.2. Обратить внимание на общие признаки и особенности в строении корзинок растений этого подсемейств

Задание 3.

3.1. Записать систематику вида из подсем. Liguliflorae.

3.2. Рассмотреть гербарий, обратить внимание на особенности листо­расположения, тип соцветия, особенности строения корзинок.

3.3. Составить описание вида и зарисовать. Указать места обитания.

3.4. Рассмотреть заспиртованные соцветия, обратить внимание на строение обвертки, строение цветков в соцветии, построить диаграмму,

Задание 4,

4.1, Познакомиться с другими видами подсем. Liguliflorae.

4.2. Обратить внимание на общие признаки и особенности в строении корзинок различных представителей подсем. Liguliflorae.

Задание 5.

Решить ситуационные задачи.

Задание 6.

Ответить на вопросы тестового контроля.


Приложение 1

ПЛАН

ОПИСАНИЯ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА.Дерево, кустарник, полукустарник, травянистое растение (многолетнее, двулетнее или однолетнее).

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

Тип корневой системы: мочковатая, стержневая или хорошо развитое корневище.

Корни: главный, боковые, придаточные. Видоизменения корней.

НАДЗЕМНЫЕ ПОБЕГИ:

- ветвистые или неветвистые:

- междоузлия нормальные, удлиненные или укороченные;

- листорасположение очередное, супротивное или мутовчатое.

Стебель

- по способу роста (прямостоячий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, ползучий);

- в поперечном сечении (округлый, ребристый, 3-х, 4-х и т.д. гранный);

- по опушению (голый или опушенный - указать степень опушения).

Листья

-простые или сложные;

- черешковые или сидячие;

- с прилистниками или без них;

- наличие влагалищ, раструбов и осо­бенности их строения;

- форма листовой пластинки;

- тип жилкования;

- степень расчленения;

- опушение листа (с верхней и нижней стороны), характер опушения;

- строение края листовой пластинки;

- видоизменения листа (колючки, усики).

Для сложных листьев определяется тип листа. Листочки сложного лис­та описываются как простые листья.

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

Цветки:

- одиночные или в соцветиях (тип соцветия);

- тип симметрии и пол цветка.

- строение околоцветника (простой или сложный)

- строение чашечки

- строение венчика

- строение андроцея (число тычинок, свободные или сросшиеся степень срастания; другие особенности);

- строение гинецея (число плодолистиков, свободные или сросшиеся, степень срастания; тип завязи.

На основании описания записывается формула цветка, составляет­ся диаграмма.

Плоды

- тип плода, в соответствии с классификацией;

- особенности строения

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г.П. Яковлев, Б.А. Челомбитько. Ботаника, М., 1990

2. Б.Г. Хржановский. Курс общей ботаники. Т.2. М., 1982.

3. БД. Тутаюк. Анатомия и морфология растений. М., 1982.

4. Лекции.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.