Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценочное исследование в реабилитации



 

Под влиянием США в Германии оценочное исследование существует уже примерно 15 лет (ср. Wittmann, 1985). Цель оценочного исследования — способствовать принятию решений при планировании и осуществлении проектов в сфере образования и здравоохранения.

Для сферы реабилитационной психологии оценка программ имеет большое значение. При этом различают, во-первых, формативную и суммарную оценку, а во-вторых, — внутреннюю и внешнюю. При суммарной оценке проверяются уже завершенные проекты относительно их целевой установки и эффективности, формативная же оценка проводится в ходе разработки и применения программы. При внутренней оценке персонал учреждения самостоятельно проводит исследовательскую работу, при внешней оценке существует независимость между исследовательским коллективом и персоналом оцениваемого учреждения. На практике все эти границы очень расплывчаты. Требование строгой независимости едва ли можно реализовать при формативной оценке, так как исследователь может собрать необходимые ему данные лишь при условии совместной работы с персоналом учреждения. При проведении суммарной оценки представляется необходимым участие внешнего коллектива.

Для того чтобы оценить какую-то программу, необходимо исследовать следующие пять сфер оценки (по Attkission & Broskowski, 1978):

- материальные, временные и организационные затраты программы;

- результат программы и качество реализации программы;

- соответствие программы имеющимся потребностям;

- соотношение между расходами и достижениями, которые дает программа (производительность);

- анализ специфического процесса, преобразующего исходные затраты в результат.

Можно выделить шесть ступеней оценочного процесса при исследовании вышеназванных сфер (Coursey, 1977):

1) определение компонентов и описание программы;

2) выведение критериев оценки, определение круга вопросов и развитие методологии;

3) операционализация и определение измеряемых признаков и измерительных операций;

4) управление оценочным проектом (финансирование, персонал, сбор данных);

5) обратная связь и результаты программы, ее персонал и заказчик;

6) оценка оценочного проекта.

Что касается установления стандартов для оценки программы, определяющих уровень требований к оценочному исследованию, то здесь мы сошлемся на Бенгеля и Коха (Bengel & Koch, 1988), которые выборочно воспроизводят стандарты American Evaluation Research Society (Американского оценочного научного общества).

В оценочном исследовании различаются 4 модели (ср. Coursey, 1977) (см. табл. 23.4).

 

Таблица 23.4. Модели оценки (Bengel & Koch, 1988, S. 327)

1. Модели оценивания результата Сравнение леченых и не леченых (или получавших альтернативное лечение) групп
2. Модель цели Сравнение фактических эффектов с целями, которые определены до этого
3. Модель анализа затрат Оценка затрат в отношении к пользе
4. Системно-аналитическая модель Описание структуры и временного течения программы (системы) методами теории систем и оценка по затратам, достижениям, адекватности, производительности и с процессуальной точки зрения

 

При этом системно-аналитическая модель пока еще редко применяется и описывает идеальное представление об оценке. В модели анализа затрат можно выделить анализ затрат—эффективности и анализ затрат—пользы. Если при анализе затрат—эффективности затраты и воздействие какой-то программы сравниваются с альтернативными программами, то при анализе затрат—пользы эффекты и польза программы выражаются в денежных единицах. Такие анализы имеют значение именно в наше время, когда все стремятся к экономии в секторе здравоохранения, и, на наш взгляд, не противоречат цели оценки в здравоохранении, заключающейся в том, чтобы проверить и оптимизировать качество возможностей лечения. В модели цели устанавливаются цели программы в начале процесса оценки и сравниваются с фактическими результатами после применения данной программы. Здесь можно столкнуться с трудностями методологического характера, а именно трудностями в определении критериев.

В этой связи мы хотели бы указать на возможные злоупотребления оценочными исследованиями. Эти опасности исследователю приходится принимать во внимание особенно тогда, когда речь идет о типичном заказном исследовании.

Eye-Wash — это попытка спасти плохую программу за счет того, что учитываются лишь позитивные аспекты.

White-Wash — представляет собой попытку замаскировать неудачи программы.

Submarine — характеризует попытку погубить программу, односторонне акцентируя негативные результаты.

Postponement — это попытка отсрочить необходимые действия, обосновывая это тем, что необходимо собрать еще больше фактов.

Posture — оценка осуществляется исключительно в качестве ритуала, а результаты не учитываются при принятии решения.

Основные задачи оценочного исследования в реабилитации — это перепроверить эффективность и рентабельность различных реабилитационных предложений и мероприятий и исходя из этого продолжать развивать реабилитацию и научно обосновывать ее. Содержательные аспекты при этом — вопросы задействованности реабилитационных мероприятий, спроса и индивидуальной потребности, а также дифференцированные показания для стационарных, полустационарных или амбулаторных мероприятий, воздействие этих мероприятий на различные параметры качества жизни, социальную интеграцию и преодоление болезни. Если в прежних научных работах по исследованию реабилитации успех определялся на основе простых критериев (например, восстановление трудоспособности), то в новых исследованиях используются множественные критерии успеха, а в центр научных интересов больше выдвигается реабилитационный процесс. Некоторые работы по оценке из различных областей реабилитации коротко представлены в прим. 23.1.

 

Примечание 23.1. Некоторые оценочные исследования из различных областей реабилитации

Стационарная реабилитация психосоматических больных

Было проведено (Zielke, 1995) обобщающее мультицентрическое исследование эффективности и рентабельности стационарной поведенческой терапии (реабилитация психосоматических больных). При этом учитывались не только параметры субъективного психического самочувствия и поведения, но и оценивались расходы на медицинское лечение. Через два года после реабилитации число дней, которое пациенты провели на больничном, снизилось в два раза. Следует отметить, что психосоматическая терапия не только устранила причины и последствия болезни, но и «больное поведение» за этот период существенно изменилось. Исследование, которое проводилось 4 года, показало, что пациенты, получившие лечение, реже заболевали, в случае болезни число дней, проведенных на больничном, было меньше, и значительно снизилось потребление медикаментов. Было констатировано повышение качества жизни, пациенты чувствовали, что стали более устойчивы к нагрузкам и лучше справляются с повседневными требованиями. Дифференцированный анализ затрат-пользы стационарного психосоматического лечения подтвердил значение этих специфических подходов для экономики и указал на высокое качество результатов поведенческо-медицинской реабилитации.

Лечение, направленное на отвыкание от вредных привычек

Группа ученых (Bauer, Wolfram, Strzata, Neise & Kühne, 1995) исследовала долговременный успех лечения, направленного на отвыкание от вредных привычек в области реабилитации патологических влечений. В этом исследовании 37% пациентов были после стационарного лечения абстинентны. Долговременная абстиненция сочеталась с хорошим состоянием здоровья и хорошей социальной и профессиональной интеграцией. У 15% пациентов наступили некоторые улучшения; число прервавших лечение среди людей, умерших в течение исследования, было значительно выше.

Кардиологическая реабилитация

Бадура, Гранде, Янссен и Шотт (Badura, Grande, Janssen & Schott, 1995) сравнили амбулаторное и стационарное кардиологическое восстановительное лечение в двух реабилитационных центрах. Они пришли к выводу, что и амбулаторное, и стационарное восстановительное лечение приводит к улучшению физического самочувствия. Душевное состояние и признаки Я-концепции постепенно стабилизировались, когда уменьшились последствия болезни. По мнению авторов, кардиологическая реабилитация уделяет недостаточно внимания психическим факторам, что негативно влияет на пациентов с серьезными нарушениями.

---

 

Литература

 

Arbeitskreis Planen und Bauen für Behinderte e. V. (1982). Unveröffentlichtes Arbeitspapier. Hanau.

Attkisson, C. C. & Broskowski, A. (1978). Evaluation and the emerging human service concept. In C. Attkisson, W. A. Hargreaves, M. J. Horowitz & J. E. Sorensen (Eds.), Evaluation of human service programs (pp. 3-25). New York: Academic Press.

Badura, B., Grande, G., Janssen, H. & Schott, T. (1995). Qualitätsforschung im Gesundheitswesen. Ein Vergleich ambulanter und stationärer kardiologischer Rehabilitation. Weinheim: Juventa.

Baider, L., Cooper, G. &Kaplan De-Nour, A. (Eds.). (1996). Cancer and the family. Chichester: Wiley & Sons.

Bauer, U., Wolfram, H., Strzata, A., Neise, U. & Kühne, G. E. (1995). Langzeitkatamnesen Alkoholabhängiger über 10 bis 14 Jahre nach stationärer viermonatiger Entwöhnungsbehandlung. Erfolgsmerkmale und Mortalität. Sucht, 41, 384-394.

Begemann, E. (1993). Gesellschaftliche Integration «behinderter» Menschen erfordert eine solidarische Kultur. Zeitschrift für Heilpädagogik, 44, 153-169.

Bengel, J. & Koch, U. (1988). Evaluationsforschung im Gesundheitswesen. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 321-347). Berlin: Springer.

Beutel, M. (1988). Bewältigungsprozesse bei chronischen Erkrankungen. Weinheim: Edition Medizin.

Beutel, M. & Muthny, F. (1988). Konzeptionalisierung und klinische Erfassung von Krankheitsverarbeitung — Hintergrundstheorien, Methodenprobleme und künftige Möglichkeiten. Psychotherapie und Medizinische Psychologie, 38, 19-27.

Bintig, A. (1980). Wer ist behindert? Problematisierung der Begriffe und Definition von Behinderung in Verwaltung, Wissenschaft und Forschung. Berlin: Bundesinstitut für Berufsbildung.

Brack, U. B. (Hrsg.). (1986). Frühdiagnostik und Frühtherapie. Psychologische Behandlung von entwichlungs- und verhaltensgestörten Kindern. München: Urban & Schwarzenberg.

Bracken, H. von (1976). Vorurteile gegen behinderte Kinder, ihre Familien und Schulen. Berlin: Marhold.

Brackhane, R. (1988). Behinderung, Rehabilitation, Rehabilitationspsychologie: Terminologische Vorbemerkungen und Begriffserklärungen. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 20-34). Berlin: Springer.

Breitbart, W. (1989). Suicide. In J. Holland, J. Rowland (Eds.), Handbook of Psychooncology (pp. 291-299). New York: Oxford University Press.

Broda, M. & Muthny, F. (1990). Umgang mit chronisch Kranken. Ein Lehr- und Handbuch der psychosozialen Fortbildung. Stuttgart: Thieme.

Buddeberg, C. (1992). Brustkrebs. Psychische Verarbeitung und somatischer Verlauf. Stuttgart: Schattauer.

Cloerkes, G. (1980). Soziokulturelle Bedingungen für die Entstehung von Einstellungen gegenüber Behinderten. Vierteljahresschnft für Heilpädagogik und ihre Nachbargebiete, 49, 259-273.

Cloerkes, G. (1984). Die Problematik widersprüchlicher Normen in der sozialen Reaktion auf Behinderte. Vierteljahresschnft für Heilpädagogik und ihre Nachbargebiete, 53, 25-40.

Cloerkes, G. (1988). Behinderung in der Gesellschaft: Ekologische Aspekte und Integration. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 86-100). Berlin: Springer.

Coursey, R. D. (1977). Program evaluation for mental health. New York: Grume & Stratton.

Eikelmann, B. (1987). Arbeit — ihre Bedeutung in Therapie und Rehabilitation chronisch seelisch Kranker. Psychiatrische Praxis, 14, 18-22.

Engelbert, A. (1994). Familien mit behinderten Kindern. 5. Familienbericht (S. 138-179). München: Verlag Deutsches Jugendinstitut.

Greer, S. (1991). Psychological response to cancer and survival. Psychological Medicine, 21, 43-49.

Haerling, Ch. (1991). Brücken und Sackgassen zwischen Psychiatrie und Betrieb. Sozialpsychiatrische Informationen, 03/91, 42-47.

Haerling, Ch. & Kleffmann, A. L. (1994). Diagnostik in der Arbeitstherapie und Rehabilitation — Mehr als nur das Ausfüllen von Checklisten. Sozialpsychiatrische Informationen, 01/94, 42-46.

Haubl, R. (1994). Zur Rationalität non-complianter Krankheitsbewältigung. In E. Heim, M. Perrez (Hrsg.). (1994): Krankheitsbewältigung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie (Bd. 10, S. 96-113). Göttingen: Hogrefe.

Heim, E. (1988). Coping und Adaptivität: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping? Psychotherapie und Medizinische Psychologie, 38, 8-18.

Heim, E. & Perrez, M. (Hrsg.). (1994). Krankheitsbewältigung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie, Bd. 10. Göttingen: Hogrefe.

Heuser, K. (1992). Psychosoziale Dienste für psychisch Behinderte am Beispiel Rheinland. Theorie und Praxis der sozialen Arbeit, 5, 189-193.

Hohm, H. (1993). Perspektiven der Arbeitstherapie im psychiatrischen Großkrankenhaus. Sozialpsychiatrische Informationen, 01/93, 29-33.

IMW-Forschungsinstitut (1982). Begleitende Untersuchungen zu Wirkungen und Erfolg des «Internationalen Jahres der Behinderten 1981». Ausgewählte Ergebnisse der Gesamtanalyse. In K.-L Holtz (Hrsg.), War's das? Eine Bilanz zum Jahr der Behinderten (S. 192-207). Heidelberg: Schindele.

Janzowski, F. (1988). Psychologische Hilfen in der Rehabilitation. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 280-297). Berlin: Springer.

Jochheim, K. A. (1979). The Classification of Handicaps. International Journal of Reha Research, 3 (Suppl. 1,Vol. 2).

Kniel, A. (1979). Die Schule für Lernbehinderte und ihre Alternativen. Eine Analyse empirischer Untersuchungen. Rheinstetten: Schindele.

Koch, U. (1986). Verhaltensmedizin im Bereich chronischer Erkrankungen. In J. C. Brengelmann & G. Bühringer (Hrsg.), Therapieforschung für die Praxis (Band 6, S. 27-49). München: Röttger.

Koch, U. & Haag, G. (1988). Rehabilitation als Hilfe zur Bewältigung der Behinderung. Praxis der Klinischen Verhaltensmedizin und Rehabilitation, 1, 55-65.

Koch, U., Lucius-Hoene, G. & Stegie, R. (Hrsg.). (1988). Handbuch der Rehabilitationspsychologie. Berlin: Springer.

Lambert, J., Piret, M., Laliere, Ch. & Scohy, Ch. (1994). Früherziehung in gegensätzlichen familiären Umfeldern. Vierteljahresschrift für Heilpädagogik und ihre Nachbargebiete, 63, 588-603.

Lazarus, R. S. & Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer.

Lazarus, R. S. & Launier, R. (1978). Stress related transactions between persons and environment. In L A. Perwiss, M. Lewis (Eds.), Perspectives in interactional psychology, (pp. 287-327). New York: Plenum.

Markowetz, R. (1993). Zum Bild behinderter Menschen in der Effentlichkeit. Selbsthilfe, 5/6, 6-11.

Matthesius, R. G., Jochheim, K. A., Barolin, G. & Heinz, Ch. (Hrsg.). (1994). Internationale Klassifikation der Schädigungen, Fähigkeitsstörungen und Beeinträchtigungen. Wiesbaden: Ullstein Mosby.

Meerwein, F. (Hrsg.). (1991). Einführung in die Psycho-Onkologie (4. Aufl.). Bern: Huber.

Niehaus, M. (1994). Soziale Integration: Zur Teilhabe behinderter Frauen am Erwerbsleben. Zeitschrift für Heilpädagogik, 45, 774-780.

Nippert, I. (1988). Die Geburt eines behinderten Kindes. Belastung und Bewältigung aus der Sicht betroffener Mütter und ihrer Familien. Stuttgart: Enke.

Pettigrew, T. F. (1985). Vorurteil. In D. Elschenbroich (Hrsg.), Einwanderung, Integration, ethnische Bindung. Harvard encyclopedia of American ethnic groups. Eine deutsche Auswahl (S. 81-109). Basel: Stromfeld.

Reker, T. & Eikelmann, B. (1993). Die gegenwärtige Praxis der psychiatrischen Arbeitsrehabilitation — Ergebnisse einer repräsentativen Untersuchung in beschützten Arbeitsverhältnissen in der Region Westfalen. Psychiatrische Praxis, 20, 95-101.

Sandler, A. & Robinson, R. (1981). Public attitudes and Community acceptance of mentally retarded persons: A review. Education and Training of the Mentally Retarded, 16, 97-103.

Schüssler, G. U. (1993). Bewältigung chronischer Krankheiten. Konzepte und Ergebnisse. Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht.

Schuntermann, M. (1988). Die Bedeutung der psychiatrischen Krankheiten im Berentungsgeschehen wegen Berufs- oder Erwerbsunfähigkeit. In M. Zielke, J. Sturm & N. Mark (Hrsg.), Die Entzauberung des Zauberbergs. Therapeutische Strategie und soziale Wirklichkeit (S. 93-122). Dortmund: Verlag Modernes Leben.

Schwefel, D. (1986). Unemployment, health and health-service in german speaking countries. Social Science Medicine, 22/4, 409-430.

Schwendy, A. (1986). Berufliche Förderung und Eingliederung seelisch Behinderter — Ein Überblick über die derzeitige Situation. In G. Bosch, C. Kulenkampff (Hrsg.), Koplementäre Dienste — Wohnen und Arbeiten. Aktion psychisch Kranke. Tagungsberichte (Bd. 11, S. 105-113). Köln: Rheinland.

Seyfried, E. (1990). Neue Formen der Arbeit für psychisch Kranke. Psychiatrische Praxis, 17, 71-77.

Stadler, H. (1995). Schule — und wie weiter? Zur beruflichen Integration schwerkörperbehinderter Jugendlicher — Versuch einer Standortbestimmung. Die Rehabilitation, 34, 81-90.

Stegie, R. (1988). Familien mit behinderten Kindern. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 120-139). Berlin: Springer.

Stegie, R. & Koch, U. (1982). Rehabilitation Psychology in the Federal Republic of Germany. The German Journal of Psychology, 6, 221-255.

Steinhausen, H.-C. (1984). Psychische Störungen bei Behinderungen und chronischen Krankheiten. In H. Remschmidt & M. H. Schmidt (Hrsg.), Kinder- und Jugendpsychiatrie in Klinik und Praxis (Bd. III: Alterstypische, reaktive und neurotische Störungen, S. 322-348). Stuttgart: Thieme.

Strasser, E., Wisnet, Ch., Klingshirn, E. & Schädler, J. (1993). Dir fehlt ja nichts! Die Situation der Geschwister. Frühförderung Interdisziplinär, 12, 115-123.

Tews, H. P. (1988). Berufliche Rehabilitation. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 186-211). Berlin: Springer.

Thom, A. & Wulff, E. (Hrsg.). (1990). Psychiatrie im Wandel. Bonn: Psychiatrieverlag.

Thurmair, M. (1990). Die Familie mit einem behinderten Kleinkind. Frühförderung Interdisziplinär, 9, 49-62.

Trout, M. D. (1983). Birth of a sick or handicapped infant: Impact on the family. Child Welfare, 62, 337-348.

Warnke, A. (1988). Früherkennung und Frühbehandlung. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 479-498). Berlin: Springer.

Wedekind, R. & Kuhnt, S. (1991). Psychisch krank ohne Arbeit, ohne Ausweg — zur beruflichen und sozialen Lage entlassener psychiatrischer Krankenhauspatienten und zum Bedarf an Arbeit und beruflicher Rehabilitation. Stuttgart: Enke.

Weis, J. (1989). Arbeitsbelastungen und Arbeitsbewältigung bei psychisch Kranken. Eine arbeitsanalytische Studie zur Praxis der beruflichen Rehabilitation. Weinheim: Deutscher Studienverlag.

Witte, W. (1988). Einführung in die Rehabilitationspsychologie (bearbeitet und herausgegeben von R. Brackhane). Bonn: Huber.

Wittmann, W. (1985). Evaluationsforschung. Aufgaben, Probleme und Anwendungen. Berlin: Springer.

Wöhrl, H. G. (1988). Berufsgruppen in der Rehabilitation: Funktionen und Kooperationsmodelle. In U. Koch, G. Lucius-Hoene & R. Stegie (Hrsg.), Handbuch der Rehabilitationspsychologie (S. 212-249). Berlin: Springer.

Zielke, M. (1995). Veränderung der Arbeits- und Erwerbsfähigkeit als Kriterium zur Beurteilung der Wirksamkeit und Wirtschaftlichkeit stationärer Verhaltenstherapie. Praxis der klinischen Verhaltensmedizin und Rehabilitation, 7, 104-130.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.