«И клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Ха-нанеев, среди которых я живу; Но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку» (Быт. 24,3-4).
Высший критерий, несомненно, формируется доверчивым отношением к небесному Отцу. Авраам и его раб, имя которого в этой истории не упоминается, дают теневое отображение Небесного Отца и действия Святого Духа. Исаак передал вопрос выбора спутника жизни полностью в руки своего отца. Это единственный подобающий метод найти предопределённого спутника жизни. Блажен, кто себя считает неспособным найти идеального спутника жизни. Особенно и в этом отношении уместно слово Иисуса: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15,5). Я здесь с полной уверенностью могу сказать, что в лице Анни я получил от Бога именно ту спутницу жизни, которая является самой идеальной для меня. Поэтому не удивительно, что
она то же может сказать и обо мне. Как нам дано было найти друг друга? В то время мы независимо друг от друга делали одно и то же. После того, как мы в 1977 году пришли к вере, мы более шести лет молились примерно одинаково. Я почти непрестанно молился: «Господь, сохрани меня от неправильной жены. Дай мне лишь ту жену, которая мне будет самой полезной для вечной жизни». Анни в это время непрестанно молилась: «Господь, сохрани меня от неправильного мужа. Отдай меня лишь тому мужу, через которого я больше всего смогу приблизиться к Тебе». Хотя мы ничего не знали друг о друге, Дух Святой положил нам на сердце те же самые приоритеты. Ни что-либо во внешности или личные желания должны были стоять на первом месте, но единственно воля Небесного Отца. То, что для нас при этом было высшим приоритетом, точно соответствовало клятве, которую Авраам потребовал от своего раба: «Что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку» (Быт.24,4). Ханаан в этом повествовании символизирует «этот мир». Страна родства Авраама, из которой он вышел, символизирует по отношению к нам, христианство в целом. Другими словами, это ни в коем случае не мог быть кто-нибудь «из мира»! Это было непоколебимо запечатлено в нашем сознании. Речь могла быть только о спутнике жизни, верующем во Христа. Но их везде было сотни. Независимо друг от друга, нам было ясно, что мы сами никогда не сможем сделать правильный выбор из этого широкого родства. Поэтому мы всё водительство, касающееся этого вопроса, снова и снова доверчиво отдавали в руки Отца и Святого Духа. Авраам же, как пример благоугодной веры, должен был тогда также покинуть отчий дом и родную страну. Какое
значение имеет этот поступок для нас, христиан, сегодня? Красной нитью мы видим во всём Писании то, что Бог заинтересован только в динамичной непосредственной вере и в постоянном доверии к Нему. Бог всегда делает различие между живой, тёплой или мёртвой верой, как и христианством. Как у Исаака и Измаила, Сарры и Агари, Бог разделяет плотскую и духовную линию; истинных и фальшивых «иудеев» и т. д. (Гал. 4,29-30', Рим. 9,6-72).Моисей тоже должен был поставить скинию собрания вне стана. Так Новый Завет говорит в послании к Евреям и нам: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание...» (Евр. 13,13).
Относительно божественного супружества это имеет большое значение, ибо раб Авраама спросил его: «Может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда» (Быт. 24,5-6).Это даёт нам понять, что завершение во Христе не должно и не будет протекать традиционным путём. Каждое благословенное Богом избрание лежит вне стана - вне по-человечески возможного или достижимого. В особенности это относится к супружеству, заранее приготовленному для завершения. Оно никогда не достигается человеческой силой или способностью, но наследуется только через Его веру, находящуюся в нас. На этом пункте уже многие потеряли своё божественное призвание. Так, например, изошел зов Святого Духа к какой-либо дочери традиции, чтобы она поки-
1 «Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наслед ником вместе с сыном свободной».
2 «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, кото рые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его; но сказано: «в Исааке наречётся тебе семя».
нула свои христианские традиции и пошла динамичным путём сына Авраамова. Но цена показалась ей слишком высокой. И между Анни и мной относительно этого был час решения. Дело в том, что Анни находилась в динамичной и живой церкви. Для неё это было всё, но я, при всей симпатии, с уверенностью знал, что мой путь не ведёт туда. Поэтому её слова, как непреодолимо высокая гора, легли между нами, когда она, принуждаемая традиционными связями, сказала: «Я не могу за тебя выйти замуж, если я должна оставить свою нынешнюю церковь. Я боюсь, что не справлюсь с заданием быть твоей спутницей». В тот час, когда она потребовала следовать за ней, я почувствовал, как «клятва Авраама» овладела мною: «Берегись, не возвращай сына моего туда!» И так я с тяжёлым сердцем сказал Анни: «Если ты не имеешь доверия к Богу, что Он приведёт тебя со мной к цели без твоих прежних традиций, тогда здесь, как раз на этом месте, наши пути расходятся». Это было одновременно часом проверки и испытания, в котором уже многие не устояли, застряв в традициях или вернувшись к ним. К традициям относится всё, что в каком-либо виде противостоит актуальному действию Святого Духа. Никогда не выбирай себе спутника жизни, который не решается добровольно, от всего сердца встать на динамичный путь доверия и безусловного повиновения Главе Христу. Говорю я этим, что каждый, кто хочет, чтобы его брак был благословенным, должен покинуть свою церковь? Нет, далеко не так! Я говорил о том, чтобы оставить традиционный образ христианства, именно всё то, что делают широкие массы. Естественно, если это приведёт к исключению из церкви, потому что не переносят постоянного динамичного процесса приспособления к жизни Христа, то это уже другое дело. Также, если жена, как это было у Анни, следуя своему мужу, должна оставить место жи-
тельства или привычную церковь. Мы постоянно исторгаем из нашей жизни всё типично человеческое, религиозное и по своему существу традиционное, которое находится внутри стана. Это мы делаем независимо от того, находимся ли мы чисто внешне ещё посреди традиционного стана или вне его. Оставить традиции означает жить, обязавшись актуальным импульсам жизни, совершенно независимо от того, какую внешнюю форму имеет церковь, в которой мы живём. «Вне стана» - это всегда вопрос внутренний, независимо от того, находимся мы внешне внутри или вне стана. Этому же учи и своих детей.
Следующий, главный критерий для выбора предусмотренного Богом спутника жизни, находится в главе 24,17-20: «И побежал раб на встречу ей, и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его».Именно такой образ мышления искал раб Авраама, который является прообразом Святого Духа. Для сына Авраамова речь может идти только о таком спутнике жизни, который добровольно готов сделать намного больше, чем от него требуют. Путь завершения во Христе чрезвычайно требовательный. Истинное, данное Богом супружество отличается от нормального человеческого супружества в том же соизмерении, как разница между утолением жажды одного человека и десяти верблюдов. Затраты на человеческое супружество при этом соответствуют короткому наклону кувшина, чтобы напоить одного человека. Верблюд же, напротив, может выпить до 70 литров воды. Это составляет для десяти верблюдов
примерно 500 литров. Как сведённые Богом супруги, мы переживаем тот же образ интенсивного вклада. Мы днём и ночью заняты тем, чтобы друг другу подавать воду жизни, дабы удовлетворить потребности Святого Духа в нас и в окружающей нас жизненной сфере. Ведь и все окружающие нас последователи должны достичь завершения во Христе. Совместное хождение в Духе и истине отличается от индивидуального, то есть традиционного хождения христиан, как день и ночь. Пассивный и ленивый человек поэтому, как гниль в костях. Нет ничего худшего, чем пассивный, ленивый, тяжёлый на подъём человек на пути завершения во Христе. Поэтому удаляйся от пассивности и лени. Изгоняй её из себя и из своей жизни! Держись также подальше от каждого ленивого, пассивного и тяжёлого на подъём человека! Не подпускай его к себе. Продолжай свой путь, пока ты не найдёшь того, который соответствует характеру Ревекки.
Я ещё коротко хочу указать на два последних важных критерия. Когда раб Авраама поговорил с родителями Ревекки и один раз там переночевал, поел и попил, он утром сказал: «...отпустите меня к господину моему. Но брат её и мать её сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять; потом пойдёшь. Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и пойду к господину моему. Они сказали: призовём девицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдёшь ли с этим человеком? Она сказала: пойду. И отпустили Ревекку, сестру свою...» (Быт. 24,54-59).Каждый идеальный, заранее приготовленный спутник жизни не должен медлить в своих решениях. У него дела должны соответствовать словам. Медлительные люди в любом случае не будут среди побе-
дителей. Если ты допустишь, что твой ребёнок вступит в брак с нерасторопным человеком, с человеком, у которого непосредственно за словами не следуют дела, то почти достоверно, что ты своего ребёнка потерял. По меньшей мере, для предопределённого пути завершения он будет потерян, если его супруг(а) основательно не покается и не изменится. «Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввёл меня в чертоги свои,...» (Песн. П. 1,3).Это язык избранных Богом и Ему угодных спутников жизни. Избегай всякого человека, который не действует точно так же, как он говорит, и не говорит так, как он действует. Какие бы красивые слова он не говорил, он является силком, смертельной западнёй для каждого сына Авраамова. Далее видно, что Ревекка должна была сказать своё второе «Да». Этого от неё потребовали после того, как она имела одну ночь на размышление после первой встречи с рабом Авраама. Нет ничего особенного, в свете первого восторга встать на путь Авраама. Несомненно, когда раб повесил на неё серебряные и золотые украшения, одежды и драгоценности, она была, как во сне. Поэтому необходимо, чтобы после каждого восторга прошла, по меньшей мере, одна ночь. Здесь я имею в виду божественную ночь, кризис, потрясение, искушение для испытания, другими словами, обязательно испытай готовность будущего спутника жизни после того, как прошла «одна ночь» после его первого восторга. «Как он ведёт себя в стеснённых обстоятельствах?», - так мог бы звучать типичный испытательный вопрос. «Непостоянный он человек, или он остаётся верен своим намерениям и призванию?» Хочет он идти этим путём, только пока улыбается солнце, а если приходит ночь, он начинает колебаться - такого берегись! Если он уже в начале пути неустойчив, то насколько больше в середине, во время дневного зноя.
И последний, главный критерий ещё из стихов 64-66: «Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю на встречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась. Раб же сказал Исааку всё, что сделал».Настоящее, Богом данное супружество покрывает свою плоть до дня брака. Женская половина «спускается с верблюда» и уже при первой встрече занимает позицию повиновения. Когда я познакомился с Анни, ей было всего шестнадцать лет. Для меня тогда было совершенно невероятным, что она когда-то могла бы стать моей женой. И в течение последующих лет я никогда бы это не подумал. Но одно я вновь и вновь упоминал, если я говорил об «идеальной супруге в Господе» с какими-либо братьями. Я знал дюжину, если ни сотни христианских девушек, но ни одна не была как Анни. У Анни я с первого часа увидел, что она ни на кого не смотрит свысока. В отличие от многих других девушек, она покрывала свою плоть. Она всегда была чисто, женственно и прилично одета. Всё её существо излучало неприкосновенность. Она была открыта только Господу. Она жила зримо целомудренной и в ясной дистанции от молодых мужчин жизнью. Хотя она и разговаривала с ними, но при этом её лицо оставалось как бы покрытым. Она не сверкала своими глазами, как это делали многие девушки. Она в каждом взгляде оставалась нейтральной, сдержанной и неподкупной. Всё её существо излучало смирение, повиновение и всякую только мыслимую готовность служить Господу. Эти свойства зримо отличали её от всех других молодых женщин. Заметьте себе это особенно. Все эти названные здесь свойства должны проявиться прежде, чем сделаны первое объяснение и предложение. Каждого свойства, которого не было в наличии уже до того, не будет и
будет и в последствии. Понаблюдайте поэтому за интересующим вас человеком достаточное время и убедитесь, что эти свойства налицо, и что они истинные. Не допускайте никаких плотских путей до брака, подобно Исааку и Ревекке. Исаак ввёл покрытую, порядочную и повинующуюся жену в шатёр своей матери Сарры.
Среди христиан ходит заблуждение, что мы, как мужчина и женщина, должны приближаться телесно и душевно таким же образом, как это делает мир. Меня самого ещё так учили. Но это самое беспечное заблуждение относительно Богом предопределённого лучшего пути. В преддверии брака должно интересовать абсолютно одно и причём единственное, и это есть те духовные критерии, о которых я здесь свидетельствовал. Само собой разумеется, что отношения должны быть от сердца желаемы с обеих сторон. Если нет этой добровольности, то нет и наличия божественных качеств предопределения. Но где мы нашли совмещение сообразно Духу, там мы в конце сможем сказать друг о друге то же самое, что сказано об Исааке в стихе 67: «...и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её...». Это чреватое последствиями заблуждение, если мы думаем, что должны до заключения брака убедиться в том, что мы сексуально подходим друг к другу. Естественно, этим не сказано, что человек, знающий, что он импотентный (например, раздавленные семенные яички), болен половыми болезнями или имеет ещё какие-либо неполноценности, открывает это только после заключения брака. Это было бы преступлением. Этим также и не сказано, что естественное расположение не имеет значения. Где сердце не ощущает глубокого расположения, т.е. чувства, что именно этот спутник жизни полностью удовлетворяет желание моего сердца, там что-то не в порядке.
Поэтому никогда не вступай в брак без предшествующего глубокого сердечного расположения и любви! Единственно, что я хочу сказать - ставь все душевно-плотские чувства любви на последнее место. Господствуй над ними силой любви духа и безраздельно старайся положить истинную основу любви - воссоединение духа во Христе. Никогда мы не будем подходить друг к другу душой и телом лучше, как только если мы сначала стопроцентно сосредоточимся на духовные качества, на совершенную гармонию и соединение во Христе. Если люди не подходят друг к другу сексуально, душевно или ещё как, то глубочайшую причину всегда следует искать в духовных неустройствах. Как раз единство в духе и есть тайна совершенного единства и в плоти. Стать одно во плоти является же ничем другим, как внешним отображением соединения в духе. И каждое душевное вдохновение и чувство являются только отображением духовного соединения во Христе. Всё, что руководствуется душой или плотью, делает только слепым для подлинных свойств, имеющих значение для основ брака. Ни внешняя красота и ни человеческое величие, ни богатство и ни бедность, ни здоровье и ни болезнь, ни высота роста и ни плотское происхождение не являются существенными критериями, имеющие значение. Лишь подлинное соединение во Христе, имеющее качества Исаака и Ревекки, является решающим, чтобы достичь божественной цели в браке. Завершение в небесном призвании во Христе.