«Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа» (Прит. 19,14).
«Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа» (Прит. 18,22).
«Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его» (Прит. 12,4).
«Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов» (Прит. 31,10).
Человек в своей жизни должен принять тысячи различных решений. Три из них важнейшие для существования, одно же чреватое последствиями - это выбор спутника жизни! Из этих трёх важнейших для существования решений в жизни, я обозначил бы обращение к Иисусу Христу, как самое основополагающее, выбор церкви и принадлежность к апостольскому служению, как первостепенной важности, а выбор спутника жизни, как бесповоротное и поэтому чреватое самыми большими последствиями. Но как раз j этих трёх основных сферах повсеместно господствует феступно-легкомысленное состояние. Эмоциональные, юверхностные покаяния, простодушность и неразборчи-юсть в выборе вида церкви, опрометчивые, необдуманные [ без видения браки. Пусть Господь нам через эту весть ;арует снова осознать, насколько эти три решения богаты оследствиями для нашей жизни. В особенности же выбор путника жизни.
Наблюдая за сегодняшним мышлением при выборе спутника жизни, можно подумать, будто это относится к самым естественным и обыденным событиям в жизни человека. Вводящие места из Библии, однако, ясно открывают, что благословенный выбор спутника жизни является делом, которое исходит или должно исходить из руки Господней. Выбор спутника жизни относится к глубочайшим тайнам этой жизни вообще, потому что он является согласно Ефе-сянам5 теневым отображением тайны Христовой. Согласно всеобщему библейскому свидетельству, тайной Христовой является воссоединение человека с Богом (Кол. 1,26-27' / Иоан. 17,23.26*/ Еф.5,28-323). Правильный и Богом запланированный выбор спутника жизни ни в коем случае не передан в руки человеческого произвола. Напротив, согласно всеобщему библейскому свидетельству он относится к значительнейшей награде и наследию, которое Бог преподносит человеку уже во время земной жизни, если тот нашёл благоволение в Его глазах. Достижение этого заранее приготовленного супружества является составной частью самых решающих тайн завершения человеческого становления. Эта истина относится к важнейшим основам, которые мы должны настойчиво внушать нашим детям и им, как видение, дать на жизненный путь.
' «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым
лаговолил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников
которая есть Христос в нас, упование славы».
Ть ™o, и да познает мир, что
Тыпослал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них»
«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не „мел ненависти к своей плоти ш плсГг" ГреСТ ^ Ка^ " Г(™ Ц^ь; потому что мы члены гела Го', от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю*^ отношению ко Христу и к Церкви».
Каждый вид выбора спутника жизни, предпринятый человеком, отражает тот вид благоволения, который Бог к нему имеет. Так один получает дельного и подготовленного спутника, а другой жестокого и позорного, как написано: «Глубокая пропасть - уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадёт туда» (Прит. 22,14).После своего глубокого падения в руки чужых женщин Екклесиаст Соломон мог написать: «И нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце её - силки, руки её - оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею» (Еккл.7,26). Таким образом, супружество, в которое вступает человек, является непосредственным зеркальным отображением благоволения или недовольства Бога к нему. Но этот принцип распространяется не только на супружество. То же самое действительно и для всех других форм жизненного общения, будь то сообщества, принадлежность к церкви или объединению - вплоть до противоестественных брачных связей, как мы, например, читаем в поел. Римлянам 1,21 и ниже: «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих... То (отражение) и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела... Поэтому (зеркальное изображение) предал ихБог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие (отражение) за своё заблуждение».Каждая форма сожительства является Божьей расплатой. Для отступника она является воздаянием погибели, а для угодного Богу — наградой жизни и завершения. Вознагра
ждение же всегда выплачивается только за предшествовавшие работы. Но как высока цена того супружества, которое нас ближе всего приводит к нашему Богу?
Цена её выше жемчугов
«Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов» (Прит. 31,10).
Еврейское слово говорит ещё о много большем, чем только о добродетельной жене. Оно говорит о приготовленной жене или, точнее говоря, о жене приготовления. Этим имеется в виду жена с мудрой предусмотрительностью, жена с видением для приготовления. Это, естественно, содержит в себе и добродетель. Образ жены в Писании часто является пророческим прообразом Церкви или народа Божьего. Это место Писания открывает нам, что оптимально приготовленный спутник жизни стоит чрезвычайно дорого. Осознаём мы это? Как высока эта цена, нам говорится в различных местах Писания, например, Еккл.7,28. В предшествующих стихах Соломон говорит, что он ту женщину, которая настигла грешника как силок, находит горче смерти. При этом шокирует его вывод: «Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? Мужчинуодного (числительное) из тысячи я нашёл, а женщины между всеми ими не нашёл». Этими словами он выразил, что среди тысячи мужчин, в лучшем случае, есть один, который действительно живёт благоугодно Богу: «А женщины между всеми ими не нашёл».Суровые слова! Кто же мог сделать такое высказывание компетентней, чем Соломон? О нём Же сказано: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин... И было у него семьсот жён и три-
ста наложниц; и развратили жёны его сердце его» (3 Цар. 11,1+3).О том, что цена этого одного добродетельного спутника жизни для нашего приготовления чрезвычайно высока, говорит Соломон и в Песни Песней: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; Но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей» (Песн. П. 6,8-9).Это высказывание идентично предыдущему и соответствует действительности. Другое, самое основополагающее свидетельство Писания вообще, это Быт. 2,18: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному ...».Дословно это означает: Не хорошо, что человек становится для себя самого, т.е. он не может сам достаточно развиться. Чтобы достичь божественной цели, ему нужен спутник, дополнение. Я ещё раз указываю на то, что этот принцип связан не только с супружеством. Каждый человек призван к общению с другими людьми. Но это Бог, Который нас соответственно Своему благоволению ставит в эту наименьшую частицу организма. Каждого из нас по своему подобию, как это можно увидеть из стихов 19-23.Бог провёл тогда мимо Адама всех животных, которых Он сотворил. Когда все они прошли мимо него, но для Адама соответствующего ему помощника не нашлось, Господь только совсем под конец ему представляет Еву. Тогда человек сказал: «Эта, наконец, есть кость от костей моих и плоть от плоти моей!»Эта, наконец! Можем мы себе представить облегчённый вздох Адама после того, как все животные безуспешно прошли мимо него? Но именно эту цену следует заплатить, чтобы достичь этого одного, этого заранее приготовленного Богом спутника. Облегчённый вздох Адама при этом типичный признак, если мы получили эту милость от Бога. Тогда мы совершенно уверены, что именно
этот и никто другой является нашим спутником. Несомненно, Адам мог бы от каждого отдельного животного иметь какую-то пользу. Но так же, как он не нашёл в них «некое что-то», так обстоит дело и с нами, пока мы не найдём спутника жизни, который нам заранее предназначен Богом. Каждое взаимоотношение может нам принести то или другое преимущество, но только это единственное, предназначенное служит нам для приготовления и завершения при воссоединении с Богом. Блаженны все дети, которым родители преподают это видение. Будешь ты им это настойчиво внушать?
Богом предопределённый спутник жизни
«...вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего» (Быт. 24,44).
«Зародыш мой видели очи Твои; в твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Пс. 138,16).
«...что праведные и мудрые деяния их -в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всём том, что пред ним» (Еккл. 9,1).
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так(без брака), другой иначе(в браке)» (1 Кор.7,7).
Важнейшее сознание, которое мы должны заложить в наших детей в отношении супружества - это его предназначение. Здесь должно быть указанно на то, что не каждый
человек имеет предназначение для брака и создания семьи. Зато каждый отдельный человек имеет предназначение для «общения в организме». Наименьшей частицей организма является не один человек, а два человека. Знание этих основ необходимо для богоугодного воспитания детей. Ни один человек не может создаваться сам для себя! Мы предназначены для общения в организме, как рыба для воды. Бороться за это заранее приготовленное, угодное Богу органическое общение, является неотъемлемой задачей всех родителей, а также их детей. Характер наших связей в организме воздействует на то, придём мы к завершению или нет. Поэтому я в начале сказал, что покаяние является самым основополагающим, принадлежность к церкви - высшим, выбор спутника жизни - самым чреватым последствиями решением в нашей жизни. Если в какой-либо прибор будут вставлены вместе одна хорошая и одна плохая батарейка, всегда хорошая будет опускаться до уровня плохой, и никогда плохая не будет поднята до уровня хорошей. Точно по этому же закону всё протекает и в супружестве. В браке или без брака, та форма органической жизненной связи, в которую мы вступили, будет определять всю нашу жизнь. Или мы взаимно содействуем углублению друг друга во Христа, или мы взаимно будем стягивать друг друга вниз. Поэтому горе каждому, кто при выборе спутника жизни не видит критерий завершения во Христе, как наивысший. Если такой человек соединится с кем-нибудь, у кого в сердце этот высший приоритет, то он его жизнь до тех пор будет давить вниз и подвергать опасности, пока сам не соединится с этим предназначением.
Угодное Богу развитие наших детей относительно этой тематики, зависит, прежде всего, от того, чтобы они с открытым сердцем ориентировались на заранее Приготов-
ленные пути Господа, а не на свои собственные желания и страсти. Учите своих детей ничего не любить горячей и искренней, чем добрые и заранее приготовленные дела Господа. Ещё до того, как у них появятся чувства к другому полу и т. д., их сердце должно гореть одним желанием, ходить в этих заранее приготовленных путях - с супругом или без него. Мы не должны будить в них ложные представления. До тех пор, пока люди, предназначенные для брака, жаждут жизни в одиночестве, они полноты жизни не найдут. Также все те, которые, как Павел, призваны быть безбрачными, до тех пор будут лишены полноты Бо-жией, пока они желают какого-либо супружества. У каждого не должно быть никакого желания выше, чем это: «Господь, дай мне быть и стать таким, каким Ты меня познал, прежде чем Ты образовал меня во чреве матери» (Иер. 1,5).То, что я теперь буду писать дальше, я ради упрощения отношу только к призванным для жизни в браке. Перенесите эти принципы сами для себя на остальные угодные Богу формы органических жизненных связей.
Три подхода
«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3,10-13).
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6,7-8).
(Дай мне познать:) «... - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего» (Быт. 24,44).
Те же самые принципы, которые действительны для Церкви и для строительства Церкви, действительны и при выборе спутника жизни. В предназначении Бог положил не подлежащее отмене апостольское основание. Но каждый сам несёт ответственность за то, как он на нём строит. Это вовсе не является чем-то само собой разумеющимся, что человек на нём строит из золота, серебра или драгоценных камней. Бог предоставит нам свободу действия, если мы на нём будем строить из дерева, соломы и сена. Чтобы найти заранее приготовленного спутника жизни, от нас потребуется вклад всей нашей жизни и веры. И в этой области мы можем сеять в плоть или в дух. Мы пожнём соответственно тому, как мы сеяли. Писание открывает нам различные образцы, как люди приобретали своих спутников жизни. Троих из них мы в последующем коротко рассмотрим, а именно Исаака, Самсона и Исава. Исаак отображает путь в духе, Самсон - душевный путь, а Исав путь во плоти. Прежде чем мы эти три типа людей рассмотрим в отдельности, приметим себе существенную разницу, как эти три мужа были приведены к своим спутницам жизни. У Исаака, как духовного вида водительства, мы видим, что он свои собственные руки убрал полностью из этого дела. Его доверие коренилось полностью в его отце Аврааме, который божественным образом позаботился о том, чтобы
ему была приведена его невеста. Этот вид водительства стоял под необозримо большим благословением. У Самсона, олицетворяющего душевный вид водительства, мы видим существенную разницу. Хотя он своих родителей ещё вовлекает в выбор своей спутницы, но его решение коренится в его собственной душе, а не в доверии к отцу. Поэтому он сказал: «Я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите её мне в жену»(Суд. 14,2).Самсон был в то время душевно предвзят. Его типично-плотской характер взял своё начало в Газе, после того, как его брак, основанный душевно, был разрушен филистимлянами.
Третий образец, Исав, который я назову плотским видом водительства. Мы находим его в Быт. 26,34-35. Исав уже вообще не вовлекает своих родителей. О нём только сказано: «...и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттея-нина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке».Плоть никогда по-настоящему не повинуется. Она и не может повиноваться, даже неся в себе добрые намерения, как это возможно было у Исава в главе28,9'.
Что я хотел показать этими тремя образцами - каждый пожинает именно то, что он посеял. Первая жена Самсона, которая не названа по имени, была филистимлянкой из Фимнафы. С ней он пожинает ничего кроме отказа, скрытности и неприступности, так как «Фимнафа» означает сдержанность, отказ, скованно, неприступно. Самсон также пожинает лишь отчуждение, так как «филистимлянин» означает пришелец. Он становится странником, потому что «филистимлянин» означает странник, эмигрант, иммигрант. Это он пожинает, несмотря на то, что он своим ро-
1 «И пошёл Исав к Измаилу, и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жён своих».
дителям внешне, для вида, дал соучаствовать в своём решении. Исав же вместе со своими родителями пожинает только огорчения, потому что он плотским образом самовольно приобрёл своих жён. Исаак же, напротив, даёт теневое отображение совершенного пути Христа. Его брак благословляется и подтверждается Богом. Поэтому для поучения обратимся в основном к этому типу. В его время существовали сотни различных девушек, среди которых можно было выбирать. Какие критерии влияли на то, что Исаак смог найти ту единственную, предопределённую?