Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутри «Я никому не нужен. Мне здесь нет места». 9 страница



Подумайте о себе и своем отношении к времени. Взгляните снова в опись семейного времени. Если сложность его использования четко осознается, то в семье будет больше понимания и меньше конфликтов. Я могу поспорить, что во многих семьях для детей составляют такой жесткий распорядок дня, который даже для взрослых трудновыполним.

У многих домохозяек свои проблемы. Они договариваются, что обед будет в 17.30. Но в течение дня кто-то может позвонить по телефону или прийти в гости. Они могут заняться уборкой дома или увлечься чтением интересной книги. Внезапно они обнаруживают, что на часах 17.30, а ужин еще не готов. Так возникает ситуация, вызывающая недовольство и раздражение членов семьи. Женщину могут назвать «ленивой» и «безответственной».

То, как каждый человек воспринимает течение времени, зависит от его уровня осознания, мотивации, знаний и интересов; в этом заключается аспект его уникальности. Знание того, как человек использует свое время, является важным фактором в любых взаимоотношениях — нет людей, которые бы абсолютно одинаково использовали свое время.

Если мы распорядок времени будет рассматриваться как желательное руководство, то мы можем подойти гораздо ближе к разрешению проблем, вытекающих из индивидуальной оценки времени.

После того, как я пропутешествовала по воздуху более полутора миллиона километров, я поняла, что даже расписание воздушных рейсов иногда не соответствует действительности. Самолет, который по расписанию должен вылететь в 3.47, иногда не может вылететь и в 8.10, а иногда и в 20.10. Я разработала для себя некоторое руководство, которое выглядит следующим образом. Сначала я выберу, как лучше провести свое время. Затем найду лучший способ, как этого добиться. Если же выяснится, что это невозможно, и запланированное не может состояться, то я не буду себя мучить и оставлю все как есть. Я была воспитана так, чтобы все делать вовремя. Если же это не получалось, меня наказывали, причем независимо от причин, по которым это произошло. Однако я все-таки очень часто опаздывала. Сейчас же, используя свой метод, я почти никогда не опаздываю, и у меня нет никаких внутренних противоречий.

Не зная всего этого, мы позволяем часам во многом управлять нашей жизнью. Вместо того чтобы помогать нам, они часто становятся хозяевами

над нами. Наше отношение к времени сильно влияет на эффективность выполнения нашей работы.

К примеру, многие люди придерживаются определенного режима питания. Это означает, что человек принимает пищу в строго определенное время, и завтрак, обед или ужин, соответственно, должны быть приготовлены к этому времени. Хотя вполне возможно, что в эти часы человек абсолютно не голоден. Это может вызвать некоторые трудности, особенно тогда, когда человек, приготовивший еду, чувствует, что члены семьи едят без всякой охоты, и порой ему может показаться, что его просто недолюбливают в семье. Я знаю, что такое происходит очень часто. Поэтому в таких случаях, чтобы не обидеть свою мать, дети вынуждены есть через силу. Отказ от еды вовсе не означает, что она не нравится. Я не хочу советовать, как следует поступать в данной ситуации. Однако я считаю, что поведение людей должно быть естественным, они не должны заставлять себя делать то, что идет вразрез с их желаниями и потребностями. Если они не голодны, то им не следует много есть. Если же проголодались, то вполне могут съесть больше. Реальное время и внутреннее время человека не всегда совпадают.

Очень редко бывает, когда два разных человека в одно и то же время ведут себя совершенно одинаково. Это относится и к сексу, и к приему пищи, а также связано с желаниями. Я заметила, что если люди осведомлены о том, что каждый человек в разное время находится в разных состояниях, то они начинают относиться друг к другу с большим пониманием. Вместо того, чтобы еще больше отдаляться, они начинают переговоры и обычно приходят к какому-то общему решению. Оно не всегда может выражать интересы каждого но зато есть возможность в чем-то удовлетворить обе стороны.

Я знаю одну молодую пару, где жена любит вечерами ходить по магазинам. Муж вечером приходит с работы домой очень уставшим. Жена говорит ему о своем желании пройтись по магазинам вместе с ним, он дает ей понять, что устал и не хочет идти куда-то, но может пойти, если она не будет требовать от него слишком многого. Если она скажет, что все будет в порядке, то позже они вдвоем смогут даже пойти в кино. Его чувство выполненного долга может придать ему силы и в завершении дня, в кино, он уже может подумать, что приятно провел вечер. Он не стал вступать в борьбу с женой, пытаясь доказать, что никто не может указывать ему, что делать.

Точка зрения, что вы должны быть там же, где нахожусь я, может дорого обойтись. Например, если бы эта молодая женщина сказала своему мужу: «Я хочу сходить в магазин, а так как ты мой муж, ты должен идти со мной», то он бы, конечно, пошел с ней, чтобы избежать ссоры, однако в душе обиделся бы на нее и вряд ли стал бы для нее хорошим компаньоном. В свою очередь, она тоже может почувствовать себя обузой для мужа и тогда может разразиться скандал. Если бы мы ждали, когда настроение одного человека совпадет с нашим настроением, Нам бы пришлось потратить на это целую вечность. Если бы мы требовали от человека принять нашу позицию, то этим могли бы спровоцировать межличностный конфликт. Но если понять настроение нашего партнера и сообщить ему о своем, а затем обсудить с ним, как провести время с пользой для обоих, можно добиться гораздо больших успехов.

Но тут возникает вопрос: как сделать так, что бы участники узнали позиции друг друга, и как принять такое решение, которое устраивало бы обоих? Каждый член семьи должен иметь некоторое пространство, определенное место, которое он может назвать своим, где он свободен от вмешательства. Легко уважать и ценить чужое пространство, если ты имеешь такое же, которое ценят и уважают окружающие. Возможность чувствовать, что ты имеешь свое место, которое тебе гарантировано, буквально выражается посредством слов «Я считаю». Отсутствие же такого подкрепления часто выражается в словах «Меня это не волнует. Ну и что. Ника-11 кой разницы. Я убираюсь на кухне, а ты только все портишь».

Сколько раз вы, к примеру, слышали жалобы детей в адрес друг друга, когда один из них вторгся во владения другого или берет его вещи? Наверняка вы слышали крики отца по поводу того, что инструменты лежат не на своих местах.

То же самое относится и к женщинам, работающим на кухне, которые следят за тем, чтобы члены семьи, если что-то взяли, обязательно положили бы это на место. Я слышала похожие жалобы и от старших братьев и сестер. Представьте себе, что вы почувствуете, когда узнаете, что кто-то рылся в ваших вещах. Поэтому у каждого должно быть место для хранения личных вещей и одежды. Важно уметь распоряжаться своими вещами и самому решать, как и когда ими могут пользоваться другие. Таким образом вы всегда будете чувствовать, что окружающие с вами считаются. Использование вещей очень часто развивает чувство собственного достоинства: я забочусь как о себе, так и о своих вещах; я забочусь о тебе; я слежу за твоими вещами. Разграничение собственности, по всей видимости, связано с личностным уединением, а также с ощущением принадлежности всех используемых вещей вам.

Я считаю, что распределение собственности между членами семьи необходимо потому, что это укрепляет чувство собственного достоинства. Когда все распределено, люди меньше опасаются, что кто-то посягнет на их вещь. По-моему, ребенок должен ясно знать: «Это мое, и я могу делать с этим все, что захочу». Некоторые родители, например, покупают ребенку игрушку в надежде на то, что он даст поиграть с ней своему брату или сестре. Однако в данном случае они оказываются не правы, так как ребенок не хочет ни с кем делиться своей вещью. Если эта игрушка является семейной, то ее необходимо как-то пометить. Обычно проблемы возникают тогда, когда у детей не развито понятие собственности и принадлежности вещей. Я считаю, что раздел вещей может многому научить. Но чтобы полностью все осознать, должно пройти немало времени. Совместное использование вещей членами семьи происходит только тогда, когда существует доверие со стороны дающего эту вещь. Я думаю, что родители часто просят своих детей делиться между собой игрушками, забывая объяснить, для чего и как это делается. В итоге возникает непонимание, и детей наказывают. Очень часто я вижу, что родители сами не умеют делиться и использовать одну и ту же вещь совместно.

Понятие «делиться» означает для меня, что один человек дает другому в пользование какую-то вещь, на определенное время и для определенных целей.

Я ничего не имею против того, чтобы вещи были общедоступными, однако я считаю, что надо определить: какие игрушки являются семейными, какие индивидуальными, а какие из них могут быть I общими. Как часто общие игрушки разбросаны по комнате, и в ответ на просьбу родителей убрать их каждый отнекивается: «Это не мои игрушки». Я думаю, это хороший урок. Почему бы не сделать эти игрушки домашними и давать их во временное пользование друг другу? Тогда каждый день кто-то обязательно будет нести ответственность за них.

Возможно, сейчас вы прояснили для себя многие моменты и получили ясное представление о факторах, отвечающих за успешное функционирование вашей семьи. Вы определили приоритетные I направления семейной работы. Но все-таки главное — это люди. Не будь их — не было бы никакой инженерии. Инженерия нужна только потому, что она может сделать жизнь людей лучше. Если же она не идет на благо семьи, то нужно вводить другую инженерию.

По прочтении этой главы вы, возможно, поняли, как можно сделать жизнь менее загруженной и более, обнадеживающей. Ведь связующей нитью семейной инженерии является эффективность и информационная обеспеченность, которые действуют в обстановке доверия друг к другу и гуманизма.


  1. Семья и родственники

Каждый из нас знает старую пословицу: «Родителей не выбирают».Родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, племянницы и племянники — это те люди, с которыми вы связаны юридическими и кровными узами. По своей природе эти узы нерушимы, и никакая сила не сможет их разорвать.

Большинство из нас попали в родственный круг, в семью, когда были младенцами, и поэтому мы не могли оценить своих родственников со стороны, с позиции обычных, не близких им людей. Мы чувствуем, что крепко связаны с ними, и общаемся с ними не так, как с другими людьми.

Вы получаете удовольствие от общения со своими родителями, бабушкой и дедушкой, племянницами или племянниками? Если да, то вы относитесь к ним как ,к реальным людям, деля с ними критику, сомнения, боль и свою любовь. Возможно, есть и обратная закономерность: если вы обходитесь со своими близкими так, как и с реальными людьми, то, возможно, вы можете получать удовольствие от общения с ними и наслаждаться этим.

Существуют людей определенного сорта, от общения с которыми можно получать удовольствие только в определенных ситуациях. Никто не утверждает, что все люди всегда приятны для окружающих.

И если в этой главе я смогу помочь вам понять важность общения и научить вас получать удовольствие от восприятия ваших родителей как обычных людей, тогда я достигну своей цели.

Очень часто мы составляем свое мнение о родителях с чьих-то слов. Характерно, например, для мужей и жен заводить такой разговор:

«Твой отец — скряга».

«Твой отец — слабак. Он делает все по указке твоей матери».

«Твоя мать никогда не остается с нашим ребёнком».

«Моя мать очень любит своих внуков». Могут быть и такие веские реплики, как: «Следи за своим языком, когда рядом бабушка».

Очень легко проследить, как дети заимствуют стереотипные представления о своих родственниках. Еще до непосредственного знакомства с ними дети уже имеют о них представление («они святые»; «это обуза для всей семьи» и т. д.). Каждый ребенок видит бабушку и дедушку глазами своих родителей, и это является серьезным препятствием для выработки собственного о них мнения.

Существует множество интриг во взаимоотношениях между родственниками. В некоторых случаях — это виртуальная война, в других просто игнорирование и взаимное избегание. Некоторые пытаются решить эти проблемы путем отстранения от них. Я слышу, как люди говорят: «Я хочу, чтобы мои дети знали своих бабушку и дедушку. Хотя я стараюсь реже встречаться с ними потому, что наш визит к ним проходит так болезненно».

«Ох, моя мама просто портит детей, а я так не хочу, чтобы они выросли испорченными».

«Мой папа оказывает много внимания моему сыну и совсем игнорирует дочь».

Разумеется, вы все это слышали, и неоднократно. Когда я слышу такого рода высказывания, мне кажется, что причиной тому является слишком завышенное мнение родителей о самих себе. Родители не только рассматривают своих детей как неполноправных членов семьи, но они еще и путают между собой роли. Это типичная ошибка.

Мужья и жены в своих взаимоотношениях делают то же самое, только навешивая на своих родителей ярлык — «старики». Стоит только навесить на кого-то ярлык («старик», «тетушка», «дедуля» и т. д.), как довольно легко перестаешь воспринимать их как личность. И такие ярлыки оказывают очень большое влияние на атмосферу в семье. Разрыв поколений имеет одинаковую силу как во взаимоотношения между родителями и «стариками», так и между детьми и родителями. Я определяю разрыв поколений как сферу неизвестного, неопределенного, которая еще не преодолена.

Однако, с другой стороны, если супруги становятся равными со своими родителями, то все смогут чувствовать себя полноценными людьми, каждый станет уникальной, самоценной личностью. Они смогут с уважением относиться друг к другу, радоваться успехам другого, пользоваться возможностью сообща добиться изменений к лучшему и преодолеть существующие проблемы. Такие люди принимают человеческую точку зрения вместо ролевой. Сегодняшние мужья и жены станут «стариками» примерно через 20 лет. Сегодняшние дети — это завтрашние мужья и жены, а через 30—40 лет — «старики». Постепенно они становятся взрослее и получают новые роли в своей жизни. И с течением времени Джейн становится женой, потом матерью, а затем и бабушкой. Я хочу этим сказать, что муж/ жена, родитель/ребенок, бабушка/дедушка — это названия ролей, которые человек последовательно исполняет в течение всей своей жизни. Роли имеют две стороны: описание того, в каких отношениях состоит один человек с другими людьми и откуда взялась та или иная роль. Изи Хоукинс — моя бабушка со стороны отца, сама Изи Хоукинс говорит, что Джейн Саттер — ее внучка, дочь ее сына Гарри. Когда Изи и Джейн встречаются друг с другом, кого они видят перед собой? Людей или всего лишь роли? Роли стерильны, ничего в себе не несут и устрашают, люди же наоборот.

Я хочу подчеркнуть, что, однажды поняв это, все становится ясным, однако не многие это понимают. Под ролью скрывается личность, которая имеет свое имя — Алиса, Генри или Мэри Бэлл или Вэдс-ворт. Роли — это как шляпы на голове у их хозяев и зависят от того, кто сейчас с ними находится рядом. Давайте проиллюстрируем это: вот Алиса Свит-ворт, ей 46. Она замужем за Гаем Свитвортом, 47 лет. Они поженились 26 лет назад. Алис и Гай имеют троих детей: Маргарет (25 лет), Брюса (23 года) и Аллана (17 лет). Маргарет замужем за Гансом, которому 30 лет. Маргарет и Ганс имеют троих детей. Брюс женат на Аните, которой тоже 23 года. И у них один ребенок. Возьмем, к примеру, Гая. Когда он с Алис, ой называет себя мужем, т. к. Алис его жена, и они делят супружеские обязанности. Когда он находится рядом со своими детьми, он уже ведет себя иначе и надевает свою отцовскую шляпу, чтобы соответствовать другой роли. Когда рядом Ганс и Анита, он, как крестный отец, делает все, что от него требует данная роль. Когда он с детьми Маргарет — он дедушка. А теперь, положим, он в присутствии всей этой компании. Теперь он исполняет любую из этих ролей. С течением времени некоторые люди начинают исполнять всего лишь одну роль — роль дедушки. Такие роли, как отец большого семейства, просто отец, муж и др. уходят в забытье.

Я помню одну семью, которая решила навестить меня. Этель, жена, взяла с собой 73-летнюю мать и предоставила мне ее как «бабулю». Я посмотрела на нее, когда пожимала ей руку, и спросила, как ее зовут. Сначала она посмотрела на меня совершенно безучастно, а затем очень тепло ответила: «Анита». Я сказала ей: «Привет, Анита». И по ее лицу покатились слезы. Она сказала, что за последние 20 лет ее первый раз называют по имени. Так или иначе, взгляд на Аниту как на личность, а не как на бабушку, явился важным фактором, который помог семье раскрыться и общаться на личностном уровне. Я бы хотела увидеть новый смысл в ролевых ярлыках. Вместо тех эмоций, которые мы прочитываем в ролях, я хотела бы рассмотреть роль более наглядно. Почему бы двум людям не позволить вести себя естественно как личностям, несмотря на то, что это — тетя Фанни, дядя - Пит, кузина Элла или малышка Джейн. Я не знаю универсального поведения матери, отца, жены, тети, дяди, потому что их просто нет.

Очень важным дополнением является то, что члены семьи уверены, что они действительно знают друг друга. Каждый родитель считает, что он хорошо знает своего ребенка, по крайней мере, до четырнадцати-пятнадцати лет. Каждый считает, что он прекрасно знает свою мать и своего отца. Но вы же понимаете, что под всеми этими знаниями скрывается всего лишь роль, которую один человек исполняет перед другим. И чтобы это устранить, необходимо поближе познакомиться на личностном уровне, так, как это обычно делают два незнакомых человека, которые хотят познакомиться друг с другом. Давайте опишем это. Это тяжело, так как мы имеем дело с людьми, с которыми объединены кровными узами и предполагаем, что мы их уже знаем. Я давно заметила, что члены семьи обычно ведут себя отчужденно по отношению друг к другу.

Очень часто бывает, что члены семьи буквально увязают в своих ролях. Я убеждена, что большинство проблем между старшими и их молодым поколением основывается на почве ролевого взаимоотношения внутри семьи. Я даже позволю себе сказать, что мы являемся жертвами хорошего мифа. Миф состоит в том, что когда нам до 21, мы слишком молоды для чего-либо. Когда нам от 21 до 45, мы вступаем в свои права. Когда нам больше 45, мы уже стары для чего бы то ни было. Интересная вещь состоит в следующем: если первые 21 год нашей жизни мы проводим так, как будто нам многие вещи недоступны, то когда мы переходим этот возрастной ценз, мы оказываемся неподготовленными для другой жизни, поэтому не стоит Полагаться на такое правило поведения разных возрастных категорий. Достигнув среднего этапа жизни, мы постоянно будем смотреть в будущее, когда мы не сможем уже делать то, что делали раньше, и этим будем портить себе жизнь. И таким чуждым путем многие идут по жизни, постоянно чувствуя себя не на своем месте.

Однако иногда мы позволяем себе по-другому взглянуть на вещи: «не важно сколько нам лет, мы на своем месте и можем свободно развиваться и получать от этого удовольствие. Однако потом все возвращается на круги своя, и вам опять начинают твердить: «Вы слишком молоды» или «Вы слишком стары». Моя точка зрения такова, что личность при рождении попадает в атмосферу постоянного развития, и это развитие происходит до самой ее смерти, а возможно, и после нее, я этого не знаю. Если мы будем делать то, что мы можем делать как личность, мы будем постоянно развиваться. Существует множество доказательств того, что тело человека стоит после его чувств; именно через чувства мы ощущаем свое тело. И можно сказать, что люди, которые склонны к болезням, имеют неполный, искаженный и неприятный образ самих себя.

Я хочу соотнести некоторые моменты с семейными ритуалами и традициями. Существует множество способов соблюдения ритуалов. Наиболее эффективный способ — это делать дела так, чтобы в этом был виден стиль жизни каждой конкретной семьи. Такие ритуалы не «написаны кровью» и со временем могут меняться; они служат индикаторами важнейших событий, происходящих в семье. В одной знакомой мне семье есть такой ритуал: когда ребенку исполняется 15 лет, ему дарят часы*, когда исполняется 16 — дарят машину и т. д. Другое применение ритуалов в том, что они подчеркивают принадлежность к семье, это как символ клана. Ритуалы не требуют, чтобы все в этом участвовали. Однако в ряде случаев требуется, чтобы присутствовали все, когда, например, самые старшие члены семьи приглашают в свой дом на какой-нибудь семейный праздник. В таких случаях ритуал становится обязанностью. Я знаю молодую пару, праздники которой были просто испорчены, поскольку они были вынуждены справлять Рождество одновременно у родителей жены и мужа. Им приходилось съедать два ужина и заниматься всякой ерундой, вместо того чтобы провести время так, как хотелось им самим. Однако если члены семьи дружны и относятся по-человечески друг к другу, то никогда не упустят возможность собраться всем вместе.

Быть вместе из-за того, что это требование родителей, может быть очень одиозным экспериментом для большинства людей, и очень редко это является мостиком, соединяющим разные поколения. Молодую пару, которая подвергается давлению своих родителей, особенно когда у нее есть свои планы, такие эксперименты могут привести к страшному стрессу. Я знала одну молодую пару, которая уверила в то, что каждый вечер в пятницу они должны посещать дом матери одного из супругов, иначе с ней случится сердечный приступ, она больше не будет с ними разговаривать. Они даже поверили в то, что их может сбить машина. Вот такая цена за «спокойствие в семье».

Самая огорчительная вещь, которую я обнаружила, — это то, что моя дочь поверила, что если она придет ко мне на обед в Рождество, мои чувства не будут ущемлены. И я поняла, что немного ошиблась, воспитывая в ней автономную личность и одновременно с этим развивая добрые взаимоотношения с ней, от которых мы обе получали удовольствие.

Я думаю, будет честно, если я скажу, что основная масса проблем на этой почве связана с тем, что молодые семьи никак не могут отказаться от родительских ритуалов и в итоге страдают. Выход в следующем — необходимо создать такие взаимоотношения, которые бы характеризовались равенством по отношению друг к другу, уважением частной жизни и автономии и взаимной помощью.

Бывает и иначе: в своей жизни я очень часто встречалась с людьми, которым за 60 и которые просили меня помочь избавиться от диктата выросших детей: «Они постоянно командуют и указывают нам, что делать». Некоторые взрослые дети с удивлением узнают, что их родители вовсе не желают следовать их советам.

Часто в безвыходные положения нас приводит осознание того, что люди одиноки, мы пытаемся скрасить, смягчить их положение и страдаем сами. Чувство долга может превратиться в обременительную обязанность. К примеру, вы — моя мама и я вижу, как вы одиноки: у вас нет друзей, у вас нет ничего, мне неинтересно с вами, потому что вы все время жалуетесь на свою жизнь. Однако я приезжаю к вам и в течение всего визита сижу перед вами, забочусь, даю советы о том, что надо делать, а потом расстраиваюсь, когда вы не хотите этого делать. Со многими людьми именно так и происходит, и платят они за это очень сильным уязвлением чувства собственного достоинства. Взрослый человек должен чувствовать за собой право говорить «да» и «нет», и вместе с тем он должен быть уверен, что ничего не теряет, отстаивая собственную позицию.

Это приводит меня к другому очень важному моменту. Многие пожилые люди по причине своей болезни нуждаются в помощи своих детей. Однако как два человека, один из которых принимает помощь, а другой ее предлагает, могут чувствовать себя в равном положении? Случается, что возникает знакомая ситуация шантажа. Например: «Вы должны помочь мне потому, что вы мои дети; я ничего не могу делать, я такая слабая и беспомощная». Или: «Вы — мои родители и должны позволить мне помочь вам». И снова две эти ситуации говорят о том, что два взрослых человека до сих пор не научились стоять на собственных ногах. И таких примеров очень много в современном мире. Обоюдный шантаж, прикрываемый беспомощностью или желанием помочь, является попыткой подчинения. Если родители чувствуют, что все еще значимы и ценимы детьми, что они полезны, что о них заботятся, любят их, — это для них верный признак, что они вырастили хороших детей. То же самое относится и к самим детям. Если они чувствуют, что родители ценят их, заботятся о них, находят их полезными, они также считают своих родителей и удачными, и добившимися успеха как личности.

Бывают случаи, когда люди действительно нуждаются в помощи. Однако чаще, конечно, просьба о помощи — это способ манипуляции. Я уверена, что многие из вас скажут: «Боже мой, как я могу общаться со своей дочерью (сыном, матерью, отцом и т. д.). То, о чем вы пишете, совершенно нереально для нашей семьи, потому что мы никогда не испытываем никакой радости в общении друг с другом. Моему отцу не нравится мой муж. Моя мать была против моего брака. Моя свекровь все время требует, чтобы мой муж делал ей подарки» и т. д. Однако позвольте мне сказать нечто очень важное. Такие перемены в отношениях не происходят внезапно, и все не так просто, как кажется на первый взгляд. Я хочу подчеркнуть, что нет идеальных отношений между людьми. Посмотрите на это более реально и убедитесь сами.

Также я хочу сказать, что между людьми существуют различные степени приязни друг к другу. Определенные проблемы возникают в семьях, когда различные, противоположные по приязни, стороны человека отражены наиболее ярко. Более того, человеческий характер может изменяться, и я считаю, что люди вполне могут быть честными, жить в гармонии и относиться друг к другу тепло и доверительно. Все очень просто, однако не так легко, как кажется на первый взгляд. Это надо обязательно запомнить. Например, дети часто оказываются в эпицентре взаимоотношений между родителями и бабушкой с дедушкой, что может оказаться для них очень пагубным. Как ребенок может пойти против своей бабушки, от общения с которой он получает много удовольствия, хотя его мать говорит о ней плохо. Опыт ребенка показывает, что это, не так, и здесь играют роль только взаимоотношения матери и бабушки. Или, например, когда дед с бабкой говорят ребенку, что у него плохой отец, ребенок так не считает, и его точка зрения не согласуется с тем, что говорят старшие. Конечно, легче всего перенести на другого человека часть своих проблем, а затем убедить его в своей правоте, чтобы получить поддержку. Большинство проблем в больших семьях возникают именно по этим причинам.

Следует упомянуть о пожилых людях, которые берут на себя роль помощников в процессе становления семей своих выросших детей. Многие дедушки и бабушки рады посидеть со своими внуками и всегда охотно это делают. Однако есть и такие, которые отказываются сидеть с внуками. Это создает ряд серьезных проблем. Иногда у пожилых пар есть собственные планы и собственные потребности. Также это возникает из-за того, что молодые родители зачастую просто эксплуатируют своих собственных родителей, и «старики», взявшие на себя роль дедушек и бабушек, часто чувствуют себя обиженными. Иногда же это происходит по причине того, что мать и бабушка не ладят между собой.

Я не вижу ничего плохого в том, что родители помогают своим детям, когда это происходит добровольно и принимаются во внимание все потребности и пожелания. Чистое же эксплуатирование («Ты обязана это делать потому, что ты моя мать» или «Ты мне должна это позволить потому, что я твоя дочь») ведет к контролю и единоначалию. К сожалению, в таких случаях дети зачастую становятся жертвами. Как уже отмечалось ранее, члены семьи шантажируют друг друга, прикрываясь темой любви и родственных отношений, и я считаю, что от этого в семейных отношениях так много боли и обид.

Как правило, рассматривая семью, мы видим три разных поколения, иногда четыре. Все эти поколения как-то общаются между собой и оказывают влияние друг на друга. Когда я думаю о семье, мне трудно представить ее без третьего поколения — родителей молодой семейной пары.

Много чего интересного еще может произойти в семье. Например, молодые муж и жена могут взять на себя родительскую роль по отношению к своим собственным родителям, при этом решая, что для них лучше, что им делать и т. д. Этот момент опять приводит нас к вопросу о том, насколько это полезно. Я предвижу, что со временем семьи будут вести себя так, чтобы их дети, становясь взрослыми, были в хороших взаимоотношениях со своими родителями, выросли уверенными в себе и независимыми. Для меня это идеал развития ребенка - когда дети становятся независимыми, автономными, творческими личностями и живут в полном согласии со своими родителями.


  1. Семья и общество

Сложите вместе все имеющиеся семьи, и вы получите общество. Настолько это просто. Что бы ни произошло в кругу семьи, это сразу же отражается и в окружающем обществе, которое эта семья формирует. А такие институты, как школы, церкви, трудовые коллективы, правительство и т.д., — все это переходные этапы от семейных форм к несемейным.

Таким образом, семья и общество — это маленький и большой варианты одного и того же. Две эти категории созданы людьми, которые работают вместе и чьи судьбы переплетены друг с другом. Каждая включает одни и те же компоненты — отношения между лидерами и теми, кто выбирает этих лидеров, отношения между взрослыми и молодыми, мужчиной и женщиной; каждый вовлечен в процесс принятия решений, использует свой авторитет и занят поисками общих целей.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.