Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клинико-психологическое исследование супружеских пар



 

Институт брачных отношений существует на протяжении нескольких тысячелетий. Не совсем ясно, в чем секрет долголетия данного феномена – в биологических инстинктивных программах, культурной традиции или психологических особенностях человека. Так или иначе, супружество остается одной из главных реалий современной жизни. С середины XX века институт брака вступил в стадию кардинальных перемен. Изменения оказались столь существенными, что специалисты заговорили о кризисе, и даже постепенном отмирании данного явления. Действительно ли брак умирает, в чем заключается его кризис, какова специфика современного супружества, в каком направлении происходят перемены, почему люди продолжают вступать в брак, что же заставляет их страдать в браке и, наконец, разрушать прежде столь значимые отношения?

Для получения более полного представления о состоянии современного брака нами было осуществлено клинико-психологическое исследование супружеских пар (Змановская Е. В., 2010). Исследование проводилось в рамках супружеского консультирования и семейной психотерапии на базе трех психоаналитических центров Санкт-Петербурга (Учебно-методический центр Восточно-Европейского института, «Психоаналитический центр на Карповке», Психоаналитический центр «Золотое сечение») в период с 2003 по 2010 год. В исследовании приняли участие 275 человек (180 женщин и 95 мужчин) в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих преимущественно в Санкт-Петербурге и обратившихся за психологической помощью по поводу как семейных, так и индивидуальных проблем.

В исследовании использовался комплекс методов , в том числе наблюдение, беседа, клиническое интервью, психодиагностические методы, терапевтические техники. Наиболее ценную информацию о брачно-семейных установках и отношениях удалось получить с помощью парного интервью , составленного на основе системного и психодинамического подхода. Интервью проводилось с теми супругами (гражданскими или официально признанными), которые пришли на прием вместе (65 пар). Парное интервью представляет собой стандартный перечень вопросов, на которые каждый из супругов должен отвечать самостоятельно, выслушивая ответы партнера. Время работы варьирует от 1 до 5 часов в зависимости от особенностей пары и типа ее проблемы. Парное интервью используется одновременно в диагностических и терапевтических целях, оно может проводиться как в начале терапии, так и при переходе от одной ее стадии к другой. Примерная схема супружеского интервью, представлена в таблице.

Схема парного интервью (Змановская Е. В., 2005)

 

В результате комплексного клинико-психологического исследования 275 респондентов был получен обширный материал – фактические данные об особенностях жизни пар, супружеских историй, брачно-семейных установок современных людей, их представлений о форме и содержании супружеских отношений. Клинический материал сопоставлялся с литературными данными. Результаты исследования обсуждались на психоаналитических школах и научных конференциях, а также на ежегодных курсах усовершенствования по семейной терапии в ВЕИП. Полученные данные были сгруппированы по ключевым темам.

Каково состояние современного брака как социального института? Современный брак переживает кризис , или период радикальных перемен . Брачно-семейные отношения продолжают оставаться одной из ведущих социальных ценностей, но эволюционируют по форме и по содержанию. На протяжении многих веков человечество исповедовало две основные, четко определенные формы брака – церковный и светский (официальный). К настоящему времени наблюдается шокирующее разнообразие браков – зарегистрированный, гражданский, церковный, пробный, гостевой, однополый, групповой. В период с 2001 по 2010 год однополые браки получили правовой статус в двенадцати странах мира. Данные обстоятельства ставят под сомнение саму сущность брака, который традиционно определялся как «легитимный союз между мужчиной и женщиной, основанный на половых отношениях». Реальность рушит привычные представления о браке.

В то время как церковный союз стал редкостью, гражданский брак в форме совместного проживания партнеров без официальной регистрации отношений, получил самое широкое распространение. Рождение детей перестало ассоциироваться с браком: растет количество детей, рожденных вне брака. Наличие детей, в свою очередь, не рассматривается как императив для регистрации отношений или как причина, препятствующая разводу. Одновременно с этим все реже встречается большая (расширенная) семья с совместным проживанием нескольких поколений. Молодые супруги не хотят проживать совместно с родителями, предпочитая отделение от них и свободу от семейных традиций.

Перемены затронули не только форму, но и содержание супружеских отношений . Известно, что ранее супружество было ориентировано на решение трех основных задач: 1) продолжение семейных и сословных традиций (социально-культурная функция); 2) создание социальной и экономической основы для выживания семьи (социально-экономическая функция); 3) рождение детей (репродуктивная функция). Психологической и сексуальной стороне отношений придавалось гораздо меньшее значение. Клиническая практика свидетельствует в пользу того, что в настоящее время две последние из перечисленных функций заняли лидирующее положение в иерархии ценностей супругов.

Исследование показало, что современные люди прежде всего стремятся удовлетворить в браке три индивидуальные потребности : 1) аффилиативную (в близости и привязанности); 2) нарциссическую (в признании своей грандиозности и значимости для партнера); 3) психосоматическую (в сексуальной реализации и физическом комфорте).

Несмотря на то, что в ряде восточных государств традиционный (патриархальный ) брак с жестким распределением ролей и мужским лидерством остается ведущей формой супружеских отношений, в условиях российской действительности (и западной культуры в целом) эгалитарная (партнерская) модель приобрела гораздо большую популярность. В то время как первая модель характеризуется стабильностью и функциональностью, вторая дает людям гораздо большее психологическое удовлетворение. Третий вариант – романтический брак – в настоящее время встречается скорее как начальная стадия супружеских отношений.

Очевидно, что назрела необходимость нового осознания сущности брака. В соответствии с перечисленными особенностями можно дать следующее определение: современный брак – это форма более или менее легализованных отношений между двумя людьми, основанная на их психологической и физической близости .

Каковы тенденции и специфические особенности современного брака? В качестве ведущей формальной характеристики современного брака выступает его нестабильность . Институт брака перестал быть чем-то постоянным и гарантированным; люди значительно чаще разводятся и с большей легкостью вступают в новые отношения. Большинство пар (59 из 65), участвовавших в исследовании, находились либо на стадии психологического развода, либо фактического распада. Из 275 человек общей выборки 198 респондентов пережили разрыв в отношениях, развод, повторный или многократный брак. По данным государственного комитета по статистике в Российской Федерации в 2007 году на 100 регистраций брака приходилось 54 развода. В России данный показатель выше чем, в других странах (Украина – 55; Франция – 38, Япония – 27; Индия – 1).

В качестве причин развода респонденты чаще всего называли следующие обстоятельства: 1) выявленная супружеская неверность и новые отношения «на стороне» (чаще со стороны мужчины); 2) хроническая агрессия и деструктивные конф ликты; 3) зависимое поведение одного из супругов; 4) вмешательство родителей в жизнь супругов; 5) утрата первоначальных чувств; 6) финансовые трудности и жилищные проблемы; 7) «слабость» и безответственность мужчины; 8) отсутствие детей; 9) сексуальная или психологическая несовместимость. Общим психологическим знаменателем всех перечисленных ситуаций является выраженное недовольство партнеров друг другом.

Вторая тенденция: супружеские отношения все менее регулируются обществом и все более определяются самой парой . Современные люди рассматривают брак не как долг или традицию, но прежде всего как способ личного удовлетворения. При этом достигнутая свобода в построении собственных супружеских отношений на практике часто превращается в мучительное испытание. Лишенные каких-либо предписаний люди теряют ориентиры, не понимая, в каком направлении им следует двигаться, что предпочесть – свободу или обязательства. Каждая супружеская пара вынуждена вырабатывать собственные правила семейной жизни. Далеко не всем удается договориться, поскольку каждый из супругов отстаивает право на собственное мнение, не желая уступать первенство другому. В сложившейся ситуации закономерно возрастает роль пробных браков и добрачных отношений.

Следующая тенденция состоит в нивелировании гендерных различий . Мужчины и женщины все больше уравниваются в правах, приобретая качества противоположного пола: мужчины становятся все более женственными, женщины – маскулинными. На практике это прежде всего проявляется в смешении гендерных ролей: партнеры не понимают, какие функции (хозяйственно-бытовые, социальные, психосексуальные) каждый из них должен выполнять в браке и хронически конфликтуют по этому вопросу. Одновременно с этим развивается скрытый конфликт между гендерными стереотипами и фактическим поведением: мужчинам не достает в женщинах слабости и зависимости; женщины проявляют выраженное недовольство из-за отсутствия инициативы и «мужественности» мужчин. Повышение экономической независимости женщин привело к росту их притязаний на роль лидера в брачных отношениях – они все чаще конкурируют с супругами, труднее признают мужское лидерство и проявляют все меньшую толерантность к недостаткам мужей, в том числе их внебрачным связям. В большинстве случаев именно женщины выступают в качестве инициаторов развода.

Среди других особенностей современного брака – легализация добрачных отношений; широкое распространение гражданского брака в молодом возрасте (от 18 до 30); более поздний возраст вступления в официальный в брак; небольшое количество детей в семьях; большое количество смешанных браков (с детьми от предыдущих отношений); предпочтение официального брака в зрелом возрасте (после 30 лет).

Каковы типичные трудности и конфликты современного брака? Проведенное исследование позволило выделить множество трудностей, с которыми сталкиваются пары независимо от формы брака. Для упрощения восприятия были выделены три основные группы факторов, препятствующих достижению гармоничных и стабильных супружеских отношений: 1) ошибки при выборе брачного партнера; 2) внешние угрозы; 3) внутренние психологические проблемы.

В условиях кризиса института брака существенно осложнился выбор брачного партнера . В ситуации утраты объективных ориентиров решения принимаются преимущественно на основе эмоционального отношения и иррациональных мотивов. В исследовании были выявлены следующие, наиболее распространенные, проблемы выбора брачного партнера: 1) вступление в брак с целью решения актуальных проблем (например, отделения от родителей); 2) выбор партнера на основе его внешних данных; 3) чрезмерная идеализация партнера (фиксация на достоинствах при игнорировании недостатков); 4) недооценка влияния родительской семьи партнера и его предыдущих отношений; 5) короткое время знакомства (несколько недель или месяцев); 6) отсутствие планов на будущее; 7) уверенность в возможности «перевоспитания» партнера и улучшения отношений после вступления в брак; 8) выбор не супруга для себя, а «родителя» для своего ребенка от предыдущего брака; 9) брак «от обратного» – выбор партнера с противоположными качествами предыдущего супруга, отношения с которым не сложились. В результате большинство супругов довольно быстро разочаровываются в своих избранниках, замечая, что это совсем «не тот человек, который им нужен». В целом сложность выбора брачного партнера и ответственность за это решение явно недооцениваются.

Одновременно с этим на брак воздействуют различные объективные факторы. Исследование показывает, что наибольшая опасность исходит из следующих ситуаций: 1) директивное вмешательство в жизнь супругов их родителей; 2) неразрешенные симбиотические отношения одного из супругов с родителем противоположного пола («мамочкин сынок» и «папина дочка»), 3) отсутствие отдельного жилья и собственной спальни; 4) сексуальная провокация со стороны друзей или коллег по работе; 5) физическое переутомление и работоголизм; 6) компания друзей; 7) зависимое поведение одного из супругов; 8) потери (болезни, увольнение с работы, аборт, потеря ребенка); 9) серьезные проблемы с детьми (болезни, сниженный интеллект, инвалидность, подростковый кризис, девиантное поведение).

Проведенное исследование позволило идентифицировать психологические причины супружеской дисгармонии, а также связанные с ними специфические конфликты (см. таблицу).

Психологические проблемы и конфликты брака

 

Особенности счастливых пар, хотя и не были предметом специального изучения, вытекают из представленного обсуждения. В качестве резюме о сущности гармоничного брака можно привести следующую притчу. Некий человек завершил свой жизненный путь и вознесся на небо. Бог показал ему рай и ад. С первого взгляда все было одинаково: и там и там – люди, облаченные в белые одежды, столы с разнообразными кушаньями, ложки с неестественно длинными ручками в руках у каждого… Но при этом в раю люди пребывали в состоянии сытости, умиротворения и любви друг к другу, а в аду – голода, злобы и ссор. Удивленный человек обратился к Богу с вопросом о том, в чем же разница, почему при прочих равных условиях в раю царит всеобщее счастье, а в аду – невыносимое страдание? Ответ был следующим: «Разница в том, что в аду люди безуспешно пытаются накормить самих себя, в то время как в раю они благополучно кормят друг друга».

 

 

Приложение к части 3

 

Словарь символов

 

Символический язык – это язык аналогий между видимым и невидимым миром. Символы могут рассматриваться как некие заменители языкового выражения, основанные на свободных ассоциациях. Символы не представляют собой монолитного явления, они образуют ряд изменяющихся во времени форм – от универсальных до частных. В данном приложении раскрываются некоторые наиболее распространенные символы – древние значения привычных для современного человека предметов и понятий, собранные исследователями (Фрэзер, Мюллер, Марч, Генон, Юнг, Шнайдер и др.) на основе богатейшего культурного и этнографического материала.

Агнец — ягненок означает чистоту, кротость, невинность, а также жертвоприношение. Как аллегория он является корнем представления любой чистой мысли, справедливого человека или агнца Божьего. Дополнительные символические значения: неизвестность, периодическое обновление мира.

Адам — первый человек, имя которого происходит от еврейского «adama» – земля. Предполагается, что изначально Адам понимался как «воплощение огромной мощи универсума», которая сосредоточена в нем, то есть единства микрокосма и макрокосма. Адам и Ева как первая человеческая пара являются символом внутреннего и внешнего рассечения единого живого существа.

Бабочка — в древности символ души и бессознательного влечения к свету. Дополнительные значения: жизнь, возрождение. В Китае бабочка символизировала также радость и супружеское счастье.

Балдахин — одна из восьми эмблем счастливой судьбы в китайском буддизме. Кроме того, является аллегорией царского достоинства, власти, а также символом покровительства. Его квадратная форма означает землю, круглая – небо или солнце, что, в свою очередь, связано с ритуальными зонтами от солнца у многих древних народов.

Барабан — символ первобытного звука и средство, заменяющее слово, традицию и магию. Согласно Шнайдеру, барабан среди всех музыкальных инструментов наиболее богат мистическими идеями. В Африке он ассоциируется с сердцем. В самых примитивных и в самых развитых культурах его приравнивают к жертвенному алтарю и, таким образом, он действует как посредник между небом и землей.

Башня — в египетской системе иероглифов символизирует возвышение над обычным уровнем жизни в обществе или восхождение. В Средние века башни и колокольни имели значение наблюдательных высот, но в то же время (аналогично лестнице) связи земли с небом. Символ башни, если она огорожена и замкнута стенами, служит эмблемой Девы Марии, как можно видеть на очень многих аллегорических рисунках. Проводится аналогия между башней и человеком по своей форме. Вавилонская башня приобрела особое символическое значение в качестве безумного предприятия, влекущего за собой бедствия и душевную сумятицу.

Бездна — имеет зачаровывающий двойной смысл: с одной стороны, это символ смерти, с другой – символ зла. Бездна также ассоциируется с преисподней, а отсюда, хотя и не часто, связывается с Великой Матерью и культами богов земли.

Буря — миф о созидающей буре (или о созидающем соединении стихий) носит всеобщий характер: у скандинавских народов бурю насылает Тор, в ассировавилонской мифологии – Бел, у германцев – Донар, у греков – Зевс, у славян – Перун и т. д. Буря, подобно всему, что зарождается на небе или спускается с неба, обладает сакральным свойством.

Бутылка — один из символов спасения, возможно, по аналогии (скорее функции, чем формы) с ковчегом и лодкой.

Бык — интерпретируется одновременно и как символ земли, матери, и как образ неба, отца. Принесение быка в жертву могло выражать проникновение мужского элемента в женский, огненного (лучей солнца, источника и причины плодородия) во влажное. Во всех древневосточных культурах именно бык выражал идею власти. Поскольку бык соответствует переходной зоне между стихиями огня и воды, он, вероятно, символизирует узы, связующие небо и землю. Земледельческий бык также символизирует жертвоприношение, самоотречение и целомудрие, в то время как буйвол – оплодотворяющую силу. Карл Юнг считал, что буйвол, подобно козлу, символизирует отца.

Великан-людоед — возвращает нас к Сатурну (Кроносу), который пожирал своих детей, как только их рожала Кибелла (Рея). Если первоначально центральной идеей мифа о Сатурне была идея, что разрушение является неизбежным результатом творения, то позже великан-людоед стал персонификацией «ужасного отца».

Великая Мать (Magna Mater) – прототип, соответствующий таким женским божествам, как Иштар в Вавилоне, Исида в Египте, Астарта в Финикии, Кали Дурга в Индии, Гея и Деметра в Греции, хотя в древних космогониях подобным смысловым подтекстом наделялось и море. По Юнгу, Великая Мать представляет собой объективную истину природы, воплощенную в образе женщины-матери, сивиллы, богини или жрицы, а иногда принимающую форму церкви или города.

Венера — планета Венера в алхимии связывается с богиней любви, а также с медью. Ее символическое значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения.

Вепрь — символический смысл вепря, как и большинства животных, противоречив. С одной стороны, он является воплощением бесстрашия, безрассудного стремления к самоубийству, с другой – символизирует безнравственность. В Вавилоне и других семитских культурах считался священным животным, в кельтских и галльских легендах воплощал выдающиеся позитивные качества. Как враждебная сила вепрь превосходит дракона или первобытное чудовище, но уступает льву.

Веревка (нить) – связывание, священная нить, духовная нить. Шнурки на военных мундирах, галстуки (которые носят официальные лица), шарфы, банты, тесьма и ленты являются символами уз и связи с конкретным социальным положением (в психоанализе принята интерпретация веревки (галстука) как фаллического символа).

Веретено — прялка, шитье являются символами жизни, времени, цикличности. По этой причине божества, воплощающие характеристики луны, земли или растительности, обычно имеют в качестве атрибутов веретено или прялку, как, например, в случае с Иштар. Одновременно это и символ Великой Матери, которая занималась шитьем внутри каменной горы или на вершине дерева мира. Веретено отражает также символизм двух взаимно пересекающихся кругов, которые означают небо и землю, взаимную жертву и силу инверсии.

Вертикаль – идея вертикали тесно связана с движением вверх, которое соответствует тенденции к одухотворению. В связи с этим теория символов придает важность уровню или высоте заданной фигуры (в соотношении с нормой), что даже может определять значение этой формы или существа с помощью одной лишь ссылки на ее или его вертикальную «высоту».

Возвращение – возвращение домой, на родину или к месту рождения является символом смерти, но не в смысле общего разрушения, а как воссоединение души с Духом. Как заметил Лао-цзы, «когда душа покидает форму, обе (душа и форма) возвращаются к своей подлинной сути, – вот почему говорится, что они вернулись домой».

Воздух – среди четырех стихий воздух и огонь рассматриваются как активные и мужские, вода и земля – как пассивные и женские. В некоторых космогониях огонь занимает наивысшую ступень и считается началом всего. Но наиболее распространенным является верование, что первичный элемент – это воздух. Его основные значения: созидающее дыхание жизни, ураганный ветер и, наконец, космическое пространство как среда, в которой возникает и развивается жизнь. Свет, полет, свобода, легкость, а также запах и вкус – все это обобщает символизм воздуха.

Волк – символ доблести у римлян и египтян. Выступает также в роли стража многих памятников. В скандинавской мифологии – символ злого начала.

Волны – в соответствии с китайской традицией волны служат обиталищем драконов, они также символизируют чистоту. Очевидно, существующее здесь противоречие возникает вследствие того факта, что волнение океана имеет два различных аспекта: ритмическими колебаниями волны напоминают дракона, а пеной указывают на чистоту.

Волосы – волосы на голове, поскольку они покрывают верхнюю часть человеческого тела, символизируют духовные силы. Волосы на теле соответствуют иррациональным космическим силам и биологическим инстинктам. По этой причине священнослужители многих религий, в том числе египетские жрецы, полностью удаляли волосы на теле. Изображение бога Пана – прообраза дьявола – с волосатыми ногами также связано с подобными представлениями. Волосы означают также плодородие. В индуистской символике волосы, подобно нитям пряжи, обозначают «силовые линии» Вселенной. Потеря волос означает бессилие, падение или бедность, что отражено в многочисленных мифологемах.

Дельфин – аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Изображение дельфина ассоциируется с якорем (другим символом спасения). Древние также считали дельфина самым быстрым морским животным.

Дерево – один из центральных культурных символов. В наиболее общем смысле символизм дерева обозначает жизнь космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, оно ассоциируется с мировой осью. В рамках общего значения дерева как мировой оси и как символа неистощимых жизненных процессов (роста и развития) различные мифологии и фольклоры выделяют несколько значений. На самом примитивном уровне есть древо жизни и древо смерти в отличие от мирового древа и древа познания добра и зла, которые характерны для более поздних представлений. Деревья и цветы также символизируют бессмертие, долголетие и плодородие. Юнг считал, что дерево имеет символически бисексуальную природу.

Дракон — символизирует злые силы, чудовище, биологические инстинкты. В большом количестве западных легенд дракон появляется в значении первобытного врага, сражение с которым становится высшим испытанием и которого непременно должен победить герой. Среди наиболее важных характеристик дракона: огромная физическая сила, бодрствование и днем и ночью, острое зрение. Скорее всего, само его название произошло от греческого «derkein» – всевидящий, с этим связаны такие значения дракона, как сторож храмов и сокровищ, символ пророчества и мудрости. В Библии отражена негативная сторона данного символа – огнедышащий дракон. На Востоке дракон, кусающий свой хвост, гностический Уроборос, символизирует циклические процессы, ритм и время. Карл Юнг связывал этот символ с образом матери, с бессознательным и с отвращением к кровосмешению. С другой стороны, он подчеркивал, что дракон просто означает зло. Эзотерическая иудейская традиция настаивает на том, что самое глубокое значение тайны дракона не поддается разгадке.

Древо мировое — образ, воплощающий универсальную концепцию мира, противопоставленной хаосу и беспорядку, – структуру и порядок. Варианты: древо жизни, древо плодородия, древо центра, небесное дерево, шаманское дерево, мистическое древо, древо познания, древо смерти, древо зла, ось мира, мировая гора, мировой человек и др. Имеет две оси, вертикальную и горизонтальную, отражающие бинарный принцип построения мира. По вертикальной оси обнаруживаются нижняя (корни), средняя (ствол) и верхняя (ветви) части, которые символизируют противопоставление: подземное царство – земля – небо; прошлое – настоящее – будущее; неблагоприятное – нейтральное – благоприятное; ноги – туловище – голова; вода – земля – огонь. Горизонтальная структура образуется самим деревом и окружающими его объектами. В ней выделяются два направления: слева – справа и спереди – сзади. Горизонтальная ось содержит ритуалы, числовые отношения, времена года, части суток, цвета, элементы мира. Образ мирового древа также соотносится с преемственной связью поколений (генеалогическое древо).

Жемчужина — одна из восьми всеобщих эмблем китайской традиции. Символизирует гениальность в безвестности благодаря афоризму Лао-цзы: «Посему избранный носит грубые одежды, но в груди своей скрывает драгоценный камень». Мусульмане часто прибегают к жемчужине как символу неба, поскольку у них имеется верование, что блаженные пребывают заключенными в жемчужины. Они также верят, что жемчужина есть продукт «сочетания» («свадьбы») огня и воды. Жемчужина также отождествляется с человеческой душой.

Женщина — антропологически женщина соответствует пассивному принципу природы. Она имеет три основных аспекта: во-первых, выступает в качестве сирены, ламии или чудовищного существа, очаровывающего, отвлекающего и уводящего мужчин в сторону от пути эволюции; во-вторых, в качестве матери или Великой Матери (родина, родной город или мать-природа), в свою очередь, соотносимой с непроявленным аспектом вод и бессознательного, и, в-третьих, в качестве девицы-незнакомки, возлюбленной или «Анимы» юнговской психологии. В «Символах трансформации» Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, мудрости и добродетели). Женщина представляет собой архетипический образ высокой степени сложности.

Звезда – как свет, сияющий во тьме, является символом духа. Она поддерживает силы духа, выступающие против сил тьмы. Это значение включено в эмблемы во всем мире. В наше время звезды нередко встречаются в графическом символизме. Их смысл зависит от формы, количества лучей, способа их оформления и цвета. Пылающая звезда является символом мистического центра – энергии расширяющейся Вселенной. Наиболее распространена пятиконечная звезда (пентаграмма). В египетской цивилизации она означала восхождение к началу. Позднее звезда стала символом власти над миром. Перевернутая пятиконечная звезда («ведьмина нога») является символом нечистой силы и используется в черной магии.

Золото – в индуистском учении понимается как «каменный (подземный) свет». Латинское слово «золото» – «аогит» – совпадает с еврейским «свет». Появление золота приписывается тому эффекту, что солнце, миллионы раз путешествуя вокруг Земли (или наоборот), сплело вокруг нее золотые нити. Золото – символ всего высшего – власти, славы, богатства.

Золотое руно – один из символов, обозначающих завоевание невозможного или сверхразумного. Поскольку овца является символом невинности, а золото представляет высшую духовность и славу, поход аргонавтов за золотым руном означал поиск высшей силы духа с помощью чистоты души, поэтому оно играет важную роль в общей символике сокровища.

Золотой телец – в ветхозаветной традиции золотой идол быка, поставленного Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея. Символ язычества, культового животного, гнева Яхве, гнева Господня.

Зонтик – данный символ неизменно связывается с солнечной тенью и служит солнечной эмблемой монархов у некоторых народов. Благодаря своим механическим особенностям он также приобрел фаллический смысл и отцовское значение.

Зубы – являются древнейшим оружием нападения, а также выражением активности. Потеря зубов означает страх перед оскоплением или перед полной неудачей в жизни либо перед запретами.

Камень – является символом бытия, означает прочность и гармоническое примирение с самим собой. Твердость и надежность камня всегда впечатляли людей как антитеза изменения, упадка и смерти, как противоположность пыли, песку и щебню – продуктам разрушения. Будучи круглым, камень символизирует единство и силу, будучи раздробленным – расчленение, психическое разъединение, немощь, смерть и исчезновение.

Клобук (капюшон, конусообразная шляпа ) – часто фигурирует в древней и средневековой иконографии. По мнению Юнга, капюшон, поскольку он окутывает голову практически полностью и обладает формой, близкой к сферической, символизирует высшую сферу, то есть небеса (реминисценцией которых являются также колокол, свод, череп). Более того, покрытая голова означает невидимую духовную сущность, невидимость, то есть смерть. По этой причине головы посвященных, появляющихся в ряде сцен античных мистерий, покрыты накидкой.

Клоун – как и шут, клоун является мистическим знаком превращенного короля, знаком превращения обладателя высшей власти. Таким образом, клоун – это жертва, выбранная в заместители короля в соответствии с идеей о ритуальном убийстве правителя.

Ключ – символ мистических тайн и задач, требующих особого решения, а также символ средств для исполнения заданного. Иногда ключ как бы впускает в преддверие подсознания. Связь символов голубя и ключа означает дух, отворяющий врата небес. Эмблема из двух ключей, которая иногда располагается над сердцем, принадлежит Янусу. В сказках и легендах три ключа обычно символизируют всевозможные тайники, полные драгоценностей. Ключи здесь представляют знание, заключенное в инициации. Первый из них, серебряный, обозначает то, чего нужно достичь психологическими усилиями; второй, золотой, относится к философской мудрости; третий, алмазный, наделяет силой действия. Найти ключ – значит сделать первый шаг к поиску сокровищ, которые станут доступными лишь после перенесенных трудностей и невзгод.

Крылья – в самом общем смысле крылья символизируют духовность, воображение, мысль. Греки изображали любовь и победу в качестве крылатых фигур, и некоторые божества, такие как Афина, Артемида и Афродита, вначале также изображались с крыльями. По мнению Платона, крылья – символ разумности, и поэтому некоторые мифические животные наделены крыльями. Этот атрибут имеют кони Пелопса, Пегас, а также змеи Цереры. Крылья встречаются также на некоторых предметах, таких как шлемы героев, кадуцей и молния в культе Юпитера. В алхимии крылья ассоциируются с высшим, активным, мужским началом; животные же, лишенные крыльев, соотносятся с началом пассивным, женским. Крылья на обуви некоторых божеств, в особенности на сандалиях Меркурия, указывают на способности к духовному подъему, сравнимому по своей сущности с космической эволюцией.

Крыса – ассоциируется с немощью и смертью. Она была злым божеством чумы в Египте и Китае. Мышь в средневековом символизме ассоциируется с дьяволом. Фаллическое значение крысы возможно лишь настолько, насколько в нем присутствует идея опасного и отвратительного.

Куб – эквивалентен квадрату, поэтому он олицетворяет землю или материальный мир, состоящий из четырех стихий. В отличие от сферических кубические предметы не способны вращаться и, таким образом, они олицетворяют стабильность. Это объясняет, почему куб часто образует часть аллегорий, иллюстрируя прочность и стойкость добродетели, а также почему символам и эмблемам, тронам и колесницам иногда придают кубическую форму.

Кубок – в романскую эпоху, в особенности когда его снабжали крышкой, кубок был символом человеческого сердца. В более широком смысле, как и сундук, – это важный символ емкости. До определенной степени в нем можно видеть материальное выражение хранилища, покрывающего мистический центр.

Ленты – связанные в форме круга ленты (которые римляне носили, как и гирлянды цветов, в качестве венка) являются благодаря их форме символом бессмертия. Подобно всем венцам или гирляндам, они наделяются также героическим значением, ибо сам акт «коронации» называется так исходя из символического отношения между короной и понятием абсолютной завершенности.

Леопард – символ свирепости и доблести. Леопард, подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения.

Лес – место изобилия растительной жизни, свободной от всякого контроля и воздействия. А поскольку его листва закрывает солнечный свет, он также противополагается власти Солнца и считается символом Земли. В мифологии друидов лес и Солнце вступают в брачные отношения. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой Матери. Так как женское начало принято отождествлять с бессознательным в человеке, лес также рассматривается как символ бессознательного. Именно по этой причине К. Юнг утверждает, что лесные страхи, столь часто встречающиеся в детских сказках, символизируют опасные аспекты бессознательного, то есть тенденцию к пожиранию или сокрытию разума.

Лестница – этот символ охватывает следующие главные идеи: восхождение, градацию и связь между различными вертикальными уровнями. Восхождение можно понять как в материальном, так и в эволюционном и духовном смыслах. Как правило, наличное число ступенек, входящих в символ, обладает дополнительным значением. В египетских изображениях их насчитывается чаще всего девять: тройная триада, символизирующая девятку богов, которые вместе с Осирисом составляют символическое число 10, символизирующее полный цикл или возвращение к единству.

Нож – символ, представляющий собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткое острие ножа олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную мощь его владельца. В психоанализе также – фаллический символ.

Ножницы – подобно кресту, символ соединения; кроме того, атрибут мистических прях, которые перерезают нить жизни смертного. Таким образом, это амбивалентный символ, выражающий одновременно идеи творения и уничтожения, рождения и смерти.

Ночь – относится к пассивным принципам, женскому началу и бессознательному, благодаря чему она ассоциируется с черным цветом и смертью. Гесиод дал ей имя «Матери богов», ибо греки верили, что ночь и тьма предшествуют созданию всех вещей. Отсюда – ночь (как и вода) выражает изобилие, потенциальную силу и способность к росту; в ней присутствует некое состояние ожидания (еще не день), обещание дневного света.

Нумизматические символы – в древнее время монеты имели значение могущества или правосудия. На них чеканили различные символы, которые непосредственно отражали культуру своего времени; например, на древнегреческих монетах встречаются свастика, трезубцы, лабиринты; на римских – военные трофеи, эмблемы легионов, ростры, головы богов (особенно двуликого Януса). В западных странах эпохи позднего Средневековья на монетах изображались различные формы креста, розы, лилии, короны, ангелы, вооруженные рыцари, мечи, руки, поднятые для благословения, замки и гробницы, львы, орлы и т. д. Со времен Возрождения монеты приобретают особенности, характерные для Римской империи: с профилем монарха на лицевой стороне и геральдическими щитами на обратной.

Овцы – традиционный символ сил космоса, выражающий состояние, среднее между хаосом и упорядоченностью (упорядочение хаоса символизирует связка или сноп). Аналогия связывает овец с созвездиями или некоторыми группами звезд, поскольку Луна – это символ пастуха в некоторых мифологиях. Вместе с тем овца означает множественность, которая является негативным качеством и крушением силы или цели.

Огонь – связан с символикой солнечного пламени, с представлениями о жизни и здоровье. Также соотносится с представлениями о высоком положении и власти, духовной энергии. Огонь, подобно воде, считается символом преобразования и перерождения. В наиболее примитивных культурах огонь являлся демиургом, возникающим из Солнца, и его земным представителем. Парацельс указывал на параллель огня и жизни, питающихся друг от друга, чтобы не погибнуть. Но огонь охватывает как хорошее (жизненное тепло), так и плохое (разрушительный огонь). Огонь – архетипический образ явлений в себе. Прохождение через огонь символизирует выход за пределы человеческих возможностей.

Орел – символ высоты духа и духовного принципа в целом. Орел отождествляется с Солнцем и идеей мужской активности, которая оплодотворяет женскую природу, он также символизирует отца. Кроме того, орел характеризуется своим бесстрашным полетом, скоростью, тесной ассоциацией с воздухом, громом и огнем. Он означает, таким образом, «ритм» героического благородства. Поскольку орел, по поверью, летает выше, чем любая другая птица, его рассматривали как самое удачное выражение божественного величия. На римских монетах он изображен в виде эмблемы императорской власти и легионов.

Палка – материальный символ оси между горой и долиной, сравнимый с лестницей, крестом и столбом. Таким же символическим смыслом обладает столб, главным образом потому, что он стоит прямо. Обгорелая палка олицетворяет смерть и мудрость.

Пальма – классическая эмблема плодородия и победы. Юнгу она также представлялась символизирующей душу и начало женственности.

Пальцы – в мифологии пальцы соответствуют земным культам. В их функции входило соединять более низкий мир с земным. Символически они изображались как те силы души, которые обычно остаются незамеченными, но которые препятствуют сознательной работе ума. Юнг считает их символом множества, которое формируется вокруг основных элементов психической структуры.

Пандора – символизирует искушения зла, преследующие человечество, восставшего против божественного порядка. Временами она также выступает представителем иррациональных, диких тенденций воображения.

Папирус – в египетской системе иероглифов свернутый в свиток папирус является знаком-детерминативом, определяющим понятие знания. Тот факт, что папирус свернут, означает прогресс, расцвет и всеведение. Развертывание самой жизни также символизируется свитком папируса, хотя чаще – циновкой или ковром.

Парус – в египетских иероглифах – определяющий знак, символизирующий ветер, творческое дыхание и побуждение к действию. Парус соответствует стихии воздуха. В некоторых средневековых эмблемах появляется как аллегория Святого Духа.

Пастух – является проводником душ на землю мертвых и символом высшей власти, тогда как стада представляют космические силы.

Песочные часы – символизируют инверсию взаимоотношений верхнего и нижнего миров, периодически осуществляемую Шивой, господином творения и разрушения. Можно проследить связь образа с барабаном (имеющим сходную форму) и Андреевским крестом; значение этих трех символов совпадает.

Петля – в египетской системе иероглифов это определяющий знак, означающий идеи, либо связывающие, либо развязывающие в зависимости от расположения свободных концов. Петля соответствует общему символизму оков и уз.

Петух – как птица рассвета петух является солнечным символом и знаком бодрствования и активности. В Средние века образ петуха приобрел особую важность для христиан, которые почти всегда располагали его на флюгере либо шпиле высокой башни или ратуши как аллегорию бдения и воскресения.

Печать – подобно другим меткам и клеймам, печать является знаком собственности и отчетливо выраженной индивидуальности. Восковая же печать – символ девственности, ограниченности и давления.

Печать Соломона (звезда Давида ) – состоит из двух треугольников, сложенных и переплетенных в форме шестиконечной звезды. Вирт называет ее звездой микрокосма, или знаком духовного потенциала индивидуальности, способной к бесконечному самопреодолению. Это также символ человеческой души как «соединения» сознательного и бессознательного, обозначенного переплетением обычного треугольника (символизирующего огонь) и треугольника перевернутого (символизирующего воду).

Печь (горн, тигель ) – материнский символ. Имеет значение еще и в качестве символа чистого, духовного вынашивания плода; именно в этом смысле пылающая печь появляется в столь многих алхимических трактатах.

Пещера – значение пещеры чаще всего ограничивается общей символикой вмещения, включения или укрытия чего-либо. На это указывают определенные образы, такие как средневековая пещера, символизирующая человеческое сердце как духовный центр. По Юнгу, она олицетворяет тайну и неприступность бессознательного. Пещеры с их тьмой являются символами материнского лона.

Рыцарь – символ, связанный с символикой коня. Это мастер, логос, дух, вознесшийся над своим конем (то есть над материей). Но таковым рыцарь считается только после долгого периода обучения, который с исторической позиции можно рассматривать как попытку воспитать в нем человеческий тип, превосходящий других.

Свастика – символ, который можно обнаружить почти в любом древнем или первобытном культе по всему миру. Свастика представляет собой синтез двух обладающих независимой силой символов: креста (греческого) с концами равной длины и четырехконечного креста, который кажется катящимся в том же направлении. По мнению Людвига Мюллера, на протяжении железного века свастика представляла верховное божество. Также ее ассоциируют с земледелием, сторонами света, вращением вокруг оси.

Шнайдер предложил интерпретацию, в соответствии с которой свастика является символом смены поколений, а ее загнутые концы представляют корабли жизни, иначе говоря – различные ее стадии. Райх интерпретировал свастику как схематическое изображение переплетенных человеческих тел.

Свет – традиционно приравнивается к духу. Свет можно назвать проявлением нравственности, интеллекта и семи добродетелей. Его белизна символизирует единство всего со всем. Свет является также символом творческой силы, космической энергии, сияния. В психологическом же смысле «озариться сиянием» – значит проникнуться пониманием источника света и, следовательно, осознать его духовную силу.

Светильник – символ ума и духа. Как и другие сущности, производящие свет, но не зависящие от света как такового или «отколовшиеся» от него, светильник символизирует отдельную жизнь на фоне космического существования, преходящий факт на фоне вечной истины, бесплодные искания на фоне сущности. Все это объясняет магическую роль, играемую таким светилом.

Шар (сфера ) – целостность, душа, совершенство и счастье.

Шляпа – по Юнгу, поскольку шляпа прикрывает голову, она отражает то, что происходит внутри головы, – мысли человека. Другие значения: венец, вершина личности, фаллический знак.

Щит – духовная защита.

Яблоко – шарообразное по форме яблоко означает целостность. Это символ земных желаний или потворства этим желаниям. Предупреждение не вкушать запретный плод исходило, таким образом, из уст высшего существа как предостережение от гипертрофии материальных желаний.

Яйцо – символ рождения, тайны, бессмертия. В языке египетских иероглифов знак яйца представляет потенциальную возможность, семя зарождения, тайну жизни. Алхимики добавили идею о том, что яйцо является вместилищем для материи и мысли. Пасхальное яйцо является эмблемой бессмертия. В «Египетском ритуале» Вселенная определена как «яйцо, задуманное в час Великого Единого из двойственной силы».

Якорь – на гербах и знаках первых христиан обозначал спасение, опору и надежду.

Ян-Инь – китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный, или мужской, принцип (Ян), и пассивный, или женский, принцип (Инь). В соответствии с бинарным принципом Ян ассоциируется со светом, югом, небом, жизнью, в то время как Инь – с темнотой, севером, землей, смертью. Графический знак «Ян-Инь» имеет форму круга, разделенного надвое сигмообразной линией, где светлая половина представляет Ян, а темная – Инь, однако каждая из половин содержит в себе кружок из середины противоположной части. Символизирует единство противоположностей и вечное движение.

 

Источники:

Змановская Е. В . Основы прикладного психоанализа. СПб., 2005.

Керлот Х. Э . Словарь символов. М., 1994.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991.

 

 

Список литературы

 

1. Абрахам К. Психоаналитические труды: В 3 т. Ижевск, 2009.

2. Адлер А. Воспитание детей. Ростов н/Д., 1998.

3. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

5. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М., 2000.

6. Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Россохина. Т. 1. М., 2000.

7. Антология современного психоанализа: Французская психоаналитическая школа: теория, метод и практика / Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина Т. 2. М., 2000.

8. Базисное руководство по психотерапии / Сост. А. Хайл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт, У. Рюгер. СПб., 2001.

9. Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., 2002.

10. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М., 2002.

11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1998.

12. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

13. Боулби Дж. Создание и нарушение эмоциональных связей. М., 2006.

14. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд. М., 2005.

15. Вебер М. Харизматическое господство // Психология и психоанализ власти. М., 1999.

16. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М., 2002.

17. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

18. Винникотт Д. В. Переходные объекты и переходные явления // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.

19. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Екатеринбург, 2004.

20. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Т. 5. М., 1983.

21. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

22. Гидденс Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004.

23. Гринсон P. Техника и практика психоанализа. М., 2003.

24. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

25. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1996.

26. Джонсон Стивен М. Психотерапия характера. М., 2001.

27. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М., 1994.

28. Змановская Е. В. Брак как театр внутренних объектов: Тезисы доклада на Летней школе Национальной федерации психоанализа. СПб., 2008.

29. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

30. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. СПб., 2005.

31. Змановская Е. В. Управление личным имиджем. СПб., 2005.

32. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб., 2009.

33. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М., 2001.

34. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.

35. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

36. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.

37. Кеннард Д. Групп-аналитическая психотерапия. СПб., 2001.

38. Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994.

39. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.

40. Кернберг О. Ф. Отношения любви: Норма и патология. М., 2000.

41. Кернберг О. Ф. Пограничная организация личности // Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

42. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М., 2000.

43. Кинодо Ж.-М . Приручение одиночества. М., 2008.

44. Ключевые понятия психоанализа / Под ред. В. Мертенса. М., 2001.

45. Кляйн М. Зависть и благодарность. М., 1997.

46. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни младенца // Развитие в психоанализе. М., 2001.

47. Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев // Развитие в психоанализе. М., 2001.

48. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001.

49. Книга тысячи и одной ночи. Т. 1. М., 1982.

50. «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. М., 1987.

51. Контрперенос в психоаналитической психотерапии детей и подростков. М., 2005.

52. Кохут Х. Анализ самости: систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. М., 2003.

53. Кохут Х. Анализ собственного Я // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.

54. Кохут Х. Восстановление самости. М., 2002.

55. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

56. Куликов А. И. Сопротивление, перенос, проработка. СПб., 2003.

57. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.

58. Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.

59. Лакан Ж. Семинары. М., 1999.

60. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.

61. Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.

62. Лейбин В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика. М., 2000.

63. Лейбин В. М. Психоанализ. СПб., 2008.

64. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001.

65. Лоуэн А. Психология тела. М., 2000.

66. Лэнг P. Расколотое Я. СПб., 1995.

67. Мазин В. Введение в Лакана. М., 2004.

68. Маквильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.

69. Макдугалл Д. Тысячеликий эрос. СПб., 1999.

70. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.

71. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.

72. Медведев В. А. В поисках жанра: прошлое, настоящее и будущее прикладного психоанализа в России. В кн.: Russian imago 2001. СПб., 2002.

73. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М., 2006.

74. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения: судебно-психиатрический аспект. М., 1988.

75. Овчаренко В. И. Классический и современный психоанализ. М., 2000.

76. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994.

77. Оудсхорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993.

78. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997.

79. Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. М., 2001.

80. Пил С, Бродски А. Любовь и зависимость. М., 2005.

81. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.

82. Психоанализ и русская мысль / Сост. В. М. Лейбин. М., 1994.

83. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды / Под ред. М. В. Ромашкевича. М., 2005.

84. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. М., 2000.

85. Психоаналитические этюды. Минск, 1997.

86. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. М., 2000.

87. Психология и психоанализ рекламы. М., 2001.

88. Райх В. Анализ личности. М., 1999.

89. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб. – М., 1997.

90. Райх В. Сексуальная революция. СПб. – М., 1997.

91. Райх В. Функция оргазма. СПб., 1997.

92. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.

93. Ранк О., Захс Х. Значение психоанализа в науках о духе // Миф о рождении героя. М., 1997.

94. Решетников М. М. Психическая травма. СПб., 2006.

95. Решетников М. М. Психодинамика и психотерапия депрессий. СПб., 2003.

96. Решетников М. М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. СПб., 2009.

97. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М., 2002.

98. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб., 2002.

99. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб., 1999.

100. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. М., 1995.

101. Сегал X. Техника детского анализа Мелани Кляйн // Творчество Мелани Кляйн. СПб., 2001.

102. Семейная психотерапия / Сост. Э. Г. Эйдемиллер и др. СПб., 2000.

103. Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика. М., 2002.

104. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. СПб., 2004.

105. Тайсон Ф., Тайсон Р. Обзор теорий объектных отношений // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.

106. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

107. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М., 1996.

108. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 2. Практика. М., 1996.

109. Урсано P., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., 1992.

110. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М., 2004.

111. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

112. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.

113. Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. СПб., 2005.

114. Фрейд А. Введение в детский психоанализ // Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997.

115. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

116. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: В 2 т. М., 1999.

117. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Основные психологические теории в психоанализе. М., 1990.

118. Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена // Художник и фантазирование. М., 1995.

119. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоаналитические этюды. Минск, 1991.

120. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

121. Фрейд 3. Влечения и их судьба // Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923.

122. Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве // Художник и фантазирование. М., 1995.

123. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Художник и фантазирование. М., 1995.

124. Фрейд З. Исследование истерии. СПб., 2005.

125. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ // Психоанализ в развитии. Екатеринбург, 1998.

126. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991.

127. Фрейд З. Неудобства культуры // Художник и фантазирование. М., 1995.

128. Фрейд З. О нарциссизме // Я и Оно. Тбилиси, 1991.

129. Фрейд 3. О нарциссизме: Введение // Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1996.

130. Фрейд З. О психоанализе, пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб., 1999.

131. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // Художник и фантазирование. М., 1995.

132. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1990.

133. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М., 1984.

134. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.

135. Фрейд З. Проблема дилетантского анализа: Дискуссия с посторонним // Интерес к психоанализу. Ростов н/Д., 1988.

136. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1997.

137. Фрейд З. Толкование сновидений. СПб., 1998.

138. Фрейд З. Торможение, симптом и тревога (1926) // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.

139. Фрейд З. Тотем и табу // Я и Оно. Тбилиси, 1991.

140. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. М., 1990.

141. Фрейд З. Художник и фантазирование / Под ред. Р. Ф. Додельцова, К. М. Долгова. М., 1995.

142. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993.

143. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси, 1991.

144. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

145. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

146. Харитонов А. Н. О современном состоянии психоаналитического движения в России // Психоаналитический вестник. 2005. № 14.

147. Хартманн Х. Свободная от конфликтов эго-сфера // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005.

148. Хартманн X. Эго-психология и проблема адаптации. М., 2002.

149. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2002.

150. Холмс П. Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама. М., 1999.

151. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

152. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997.

153. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

154. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М., 2002.

155. Четик М. Техники детской психотерапии. Психодинамические стратегии. СПб., 2002.

156. Шарфф Дж. С., Шарфф Д. Э. Терапия пар в теории объектных отношений. М., 2008.

157. Шарфф Дж. С., Шарфф Д. Э. Основы теории объектных отношений. М., 2009.

158. Шпиц Р. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., 2000.

159. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М. – СПб., 2001.

160. Шутценбергер А. Синдром предков. М., 2001.

161. Энкельман Н. Б. Харизма. М., 2000.

162. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998.

163. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психонализ в Восточной Европе. М., 2001.

164. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. Последователи Фрейда. М., 2002.

165. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 4. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. М., 1998.

166. Эра контрпереноса. Антология психоаналитических исследований (1949–1999) / Сост. И. Ю. Ромашкевич. М., 2002.

167. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

168. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

169. Эротический и эротизированный перенос / Под ред. М. В. Ромашкевича. М., 2002.

170. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. М., 1993.

171. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М., 1991.

172. Юнг К. Психологические типы. М., 1996.

173. Юнг К. Психология и религия // Архетип и символ. М., 1991.

174. Abraham K. (1924) The influence of Oral Erotism on Character Formation.

175. Abraham K. (1925) Character Formation on the Genital Level of Libido Development.

176. Aichhorn A. Wayward youth. Evanston IL., 1983.

177. Aichorn A. Delinquency and Child Guidance: Selected papers. N.Y., 1965.

178. Arlow J. A. Silence and the Theory of Technique. Amer. Psycho-anal. Assn., 9: 44–55.

179. Balint M. Primary Love and Psychoanalytic Technique. London, 1965.

180. Bion W. R. (1965). Elements of Phycho-Analysis. London, 1984.

181. Bion W. R. Language and the schizophrenic. In: Klein M., Heimann P., Money-Kyrle R. E. (eds.) New directions in psycho-analysis. Basic Books, N.Y.

182. Bios P. On adolescence: a psychoanalytic interpretation. N.Y., 1962.

183. Bowlbi J. Gried and Mouring in Jnfancy and Early Childhood // The Psychoanalytic Study of the Child. 1960. № 15.

184. Fairbairn W. R. Psychoanalytic Studies of the Personality. London, 1966.

185. Fairbairn W. R. An object relations theory of the personality. N.Y., 1954.

186. Federn P. (1952) Ego psychology and the psychoses. Basic Books, N.Y.

187. Fenichel О. (1945) The psychoanalytic theory of neurosis. Norton, N.Y.

188. Ferenczi S. (1950 [1919a]) On the technique of psycho-analysis. In: Jones E., RickmanJ. (eds.). Further contributions to the theory and technique of psycho-analysis by Sandor Ferenczi M. D. Hogarth, London.

189. Fraiberg S. H. Counseling for the parents of the very young child // Social Casework. 1954. № 35.

190. Fraiberg S. H. Some characteristics of genital arousal and discharge in latency girls // The Psychoanalytic Study of the Child. 1972. № 27.

191. Fraiberg S. H. The Magic Years. Understanding and Holding the Problems of Early Childhood. N.Y., 1958.

192. Freud A. Discussion of Dr. J. Bowlby is Paper (Grief and Mourning in Infancy and Early Childhood) // The Psychoanalytic Study of the Child. 1960. № 15.

193. Freud A. Indications for Child Analysis // The Psychoanalytic Study of the Child. 1945. № 1.

194. Freud A. Problems of Termination in Child analysis. N.Y., 1971.

195. Freud A. The Psychoanalytic Study of Infantile Feeding Disturbances // The Psychoanalytic Study of the Child. 1946. № 2.

196. Geleerd E. R. Some aspects of psychoanalytic technique in adolescence // The Psychoanalytic Study of the Child. 1957. № 12.

197. Geleerd E. R. Borderline states in childhood and adolescence // The Psychoanalytic Study of the Child. 1958. № 13.

198. Glover E. (1955) The technique of psychoanalysis. Baiiliere Tindall & Cox, London.

199. Goldhaber G. V. Network new men: who’s got the most charisma? // TV guid. 1981. May.

200. Harlow H. F. (1958) The nature of love. Am Psychol 13: 673.

201. Harlow H. F. (1962) The heterosexual affectional system in monkeys. Am Psyc

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.