— На что похоже такое изложение сказки? Это аннотация, т. е. краткое изложение содержания книги. Аннотация помещается в начале книги на ее обороте.
2. Нахождение и чтение аннотаций к детским книгам.
3. Составление аннотации к книге А. Н. Толстого «Золотой ключик» по его началу «В этой книге рассказывается...»
4. Дописывание аннотаций по их началу:
а) «Герой этой книги, Малыш, очень хотел завести себе друга. И наконец, он появился: маленький толстенький человечек с пропеллером на спине. Дружбы с веселым человечком принесла Малышу не только радости, но и...»
б) «Удивительное существо со странным именем стало героем этой книги. Никто не знает, кто он такой, но все его любят — такой он симпатичный. У него появляются друзья, среди них — крокодил. Есть и враг — Шапокляк...»
Самостоятельное написание аннотации на прочитанную книгу.
Уроки 19—20. Рассуждение.
Задачи: познакомить детей с выводом в рассуждении; с рассуждениями с несколькими объяснениями-доказательствами; объяснительно-доказательной частью в этом тексте; дать понятие о цитате, ее назначении в рассуждении.
Вывод в рассуждении.
— Почему лягушек и жаб называют земноводными? Составьте рассуждение.
— Оно может быть построено и так: сначала само объяснение (доказательство), затем вывод: «Жабы и лягушки часть жизни проводят на земле, часть — в воде. Поэтому ученые и назвали их земноводными. Слово поэтому соединило обе части рассуждения. Его можно заменить словами вот почему, значит и др. Вот схема рассуждения:
объяснение, доказательство
вывод
поэтому
Составление рассуждения с выводом.
— Постройте рассуждение по данной схеме. «У маленького лягушонка было прозвище Головастик. Назвали его так потому, что совсем недавно он на самом деле был головастиком — жил в луже, и у него были только голова и живот».
— Найдите вывод в рассуждении. Какими словами можно соединить часть текста рассуждения?
Скверной славой пользуются акулы: не проходит года, чтобы по всему миру не разнеслась весть о нападении акул на человека. Поэтому на морских курортах принимают специальные меры для того, чтобы держать подальше от берега этих морских хищников.
Введение цитаты в рассуждение.
— Есть разные способы сделать рассуждение убедительным. Один из них — ввести в текст рассуждения цитату. Что такое цитата?
— Вот басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Почему они не смогли свезти поклажу с места? Введите в свой текст рассуждения цитату.
— Почему рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, выполнявшая все желания старухи, не захотела выполнить последнее? Подтвердите свою мысль цитатой.
4. Введение в текст рассуждения нескольких доказательств.
— В рассуждении может быть не одно объяснение (доказательство), а несколько: «Дети видят, что травы в лиственном лесу больше, чем в хвойном. Почему это происходит? Во-первых, в лиственном лесу она лучше освещена солнцем. Во-вторых, в лиственном лесу каждую осень на землю ложится толстый ковер из листьев. Снег покрывает опавшие листья, к весне они сгнивают, а земля от этого становится плодороднее».
— Какие две причины выделены?- Какие слова помогают их выделить?
Редактирование рассуждения.
— Почему людям нравилось строить дома из кирпича? Используйте слова, во-первых, во-вторых...
Тысячи лет тому назад уже строили дворцы из кирпича. Очень он строителям нравился.
Делают кирпичи из глины и песка — они почти повсюду найдутся, везде под рукой.
Не горит кирпич, воды не боится. В самый мороз не трескается.
В кирпичном доме тепло зимой, летом прохладно. (В. Зубков).
6. Самостоятельное составление рассуждения с несколькими доказательствами. Введите слова перечисления.
— Почему вы любите зим?
Анализ ответов детей. (Рассуждения на любую тему уроков природоведения).
— Сравните ответы детей. В каком рассуждении мысль доказана точнее и убедительнее? Почему?
Редактирование рассуждения (текст учитель берет из природоведения).