Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разыгрывание ситуаций.



1) Вы обращаетесь к учительнице с прось­бой объяснить решение трудной задачи;

2) вы просите папу купить новую игрушку;

3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;

4) вы поздравляете ба­бушку с днем рождения.

— Помните о словах извинения при обра­щении с просьбой (особенно к незнакомому человеку). Слово извините, позволяет вам обратить на себя внимание, установить кон­такт. В этих случаях можно обойтись и без обращения.

Подведение итогов.

— В каких случаях, обращаясь к мальчику, его можно назвать Ваня, а когда — Ванечка, Иван?

Урок 10. Культура общения.

Задача: закрепить умение уместно упо­треблять обращения.

Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...»

— Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых царица обращается к волшебному зеркальцу. («Свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло», «зеркальце».) О чем говорят эти об­ращения?

Беседа о «Правилах приличия». Анализ стихотворения Я. Бжехвы «Очень вежливый индюк».

— Как приглашал Индюк к себе сосе­дей. На какое грубое обращение они могли обидеться? («Эй, вы, невежи», «Не будь свиньей, Свинья», «Скоты» и т. д.) В самом ли деле перед нами очень вежливый Индюк? Поразмышляйте, всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя таковым считает.

Самостоятельная работа.

— Вы, конечно, помните мальчика Федо­ра — героя истории Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Федор поместил в газете объявление о том, что он решил стать ферме­ром и ищет спонсоров. На его объявление откликнулись: коммерческий банк, пожилой любитель природы, дальний родственник, друг, живущий в городе. Как вы думаете, ка­кие обращения и приветствия мог прочитать Федор в их письмах?

Подведение итогов.

Урок 11. Культура общения.

Задача: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа (в просьбе, в пригла­шении и т. д.).

Постановка цели урока.

— Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Пожалуйста, будьте добры, если вас не за­труднит и т. д.).

— Но не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

Работа по таблице.

— Объясните, как возникает вежливая форма отказа.

САША ПЕТЯ
— К сожалению, не могу. Я занят. Иду с братом в кино. — После уроков никак не могу: иду с братом в кино. — Извини, после уроков я очень занят. — Спасибо! Мне очень хо­чется, но я обещал брату пойти с ним в кино. — Я, конечно, с удовольствием пошел бы, но после уроков очень занят. — Не могу. — Я занят. — Позови Антошку. Он пойдет. — Не пойду! — Нет!
 

Разыгрывание речевых ситуаций.

1) Друг просит тебя дать на время магнито­фон, принадлежащий старшему брату. Мо­жешь ли ты выполнить такую просьбу? В ка­кой форме прозвучит твой отказ? 2) Одно­классники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это, же время просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты при­мешь? Какой разговор возможен с мамой? Какой — с ребятами?

4. Анализ различных форм отказа.
Учитель предлагает детям поразмышлять над различными формами отказа, представ­ленными в произведениях детской литера­туры (Э. Мошковская «Подарите крокоди­ла»; В. Коржец «Плохая конфета»; Ю. Ермо­лаев «Два пирожных»...).

5. Подведение итогов.
Урок 12. Культура общения.
Задача: учить детей быть вежливыми, когда возникают разные мнения или обсуж­дают спорные вопросы.

Постановка цели урока.

— Как вы понимаете пословицу «Худой мир лучше доброй ссоры»?

— Как вы думаете, из-за чего чаще всего возникает спор? Почему подчас он может перерасти в ссору?

2. Анализ и разыгрывание речевых си­туаций.

1) Может ли разговор двух друзей пере­расти в ссору? Какие слова могут обидеть Мишку? А что бы вы сказали другу в такой ситуации? Как избежали бы ссоры—

На улице остановился автомобиль...

Я говорю: — Это «Волга».

А Мишка:

— Нет, это «Москвич».

— Много ты понимаешь! — говорю я.

— Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.

Какой, говорю, капор? Это у девочек капор, а у машины — капот!... (Н. Носов.)

2) Иногда случается так, что ребята ссо­рятся, потому, что каждый уверен в своей правоте и не хочет уступить другу.

...Вовка сказал: «У нас очень хорошая учи­тельница. Лучше ее на свете нет». «Еще чего,— возразил я,— вот наша Зоя Иванов­на — это да! Так объяснит — самый глупый поймет». «Самый глупый — это ты?» — спро­сил Вовка.

Мы поссорились и разошлись. (А. Моргу­нов).

— Что бы вы посоветовали мальчикам? Как их помирили бы?

Подведение итогов.

Урок 13. Обобщающий урок по темам куль­туры общения (структуру урока определяет сам учитель).

Урок 14. Тема текста и микротемы (под­темы) его частей.

Задача: познакомить учащихся с тем, что в тексте общая тема раскрывается с по­мощью микротем.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.