1) Вы обращаетесь к учительнице с просьбой объяснить решение трудной задачи;
2) вы просите папу купить новую игрушку;
3) в гастрономе спросите у продавца, сколько стоит пакет молока;
4) вы поздравляете бабушку с днем рождения.
— Помните о словах извинения при обращении с просьбой (особенно к незнакомому человеку). Слово извините, позволяет вам обратить на себя внимание, установить контакт. В этих случаях можно обойтись и без обращения.
Подведение итогов.
— В каких случаях, обращаясь к мальчику, его можно назвать Ваня, а когда — Ванечка, Иван?
Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...»
— Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых царица обращается к волшебному зеркальцу. («Свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло», «зеркальце».) О чем говорят эти обращения?
Беседа о «Правилах приличия». Анализ стихотворения Я. Бжехвы «Очень вежливый индюк».
— Как приглашал Индюк к себе соседей. На какое грубое обращение они могли обидеться? («Эй, вы, невежи», «Не будь свиньей, Свинья», «Скоты» и т. д.) В самом ли деле перед нами очень вежливый Индюк? Поразмышляйте, всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто сам себя таковым считает.
Самостоятельная работа.
— Вы, конечно, помните мальчика Федора — героя истории Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Федор поместил в газете объявление о том, что он решил стать фермером и ищет спонсоров. На его объявление откликнулись: коммерческий банк, пожилой любитель природы, дальний родственник, друг, живущий в городе. Как вы думаете, какие обращения и приветствия мог прочитать Федор в их письмах?
Подведение итогов.
Урок 11. Культура общения.
Задача: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа (в просьбе, в приглашении и т. д.).
Постановка цели урока.
— Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Пожалуйста, будьте добры, если вас не затруднит и т. д.).
— Но не всегда просьбу можно выполнить (принять приглашение), поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят, например, за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.
Работа по таблице.
— Объясните, как возникает вежливая форма отказа.
САША
ПЕТЯ
— К сожалению, не могу. Я занят. Иду с братом в кино.
— После уроков никак не могу: иду с братом в кино.
— Извини, после уроков я очень занят.
— Спасибо! Мне очень хочется, но я обещал брату пойти с ним в кино.
— Я, конечно, с удовольствием пошел бы, но после уроков очень занят.
— Не могу.
— Я занят.
— Позови Антошку.
Он пойдет.
— Не пойду!
— Нет!
Разыгрывание речевых ситуаций.
1) Друг просит тебя дать на время магнитофон, принадлежащий старшему брату. Можешь ли ты выполнить такую просьбу? В какой форме прозвучит твой отказ? 2) Одноклассники приглашают тебя на футбольный матч. Но мама в это, же время просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с мамой? Какой — с ребятами?
4. Анализ различных форм отказа. Учитель предлагает детям поразмышлять над различными формами отказа, представленными в произведениях детской литературы (Э. Мошковская «Подарите крокодила»; В. Коржец «Плохая конфета»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»...).
5. Подведение итогов. Урок 12. Культура общения. Задача: учить детей быть вежливыми, когда возникают разные мнения или обсуждают спорные вопросы.
Постановка цели урока.
— Как вы понимаете пословицу «Худой мир лучше доброй ссоры»?
— Как вы думаете, из-за чего чаще всего возникает спор? Почему подчас он может перерасти в ссору?
2. Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
1) Может ли разговор двух друзей перерасти в ссору? Какие слова могут обидеть Мишку? А что бы вы сказали другу в такой ситуации? Как избежали бы ссоры—
На улице остановился автомобиль...
Я говорю: — Это «Волга».
А Мишка:
— Нет, это «Москвич».
— Много ты понимаешь! — говорю я.
— Конечно, «Москвич», — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.
Какой, говорю, капор? Это у девочек капор, а у машины — капот!... (Н. Носов.)
2) Иногда случается так, что ребята ссорятся, потому, что каждый уверен в своей правоте и не хочет уступить другу.
...Вовка сказал: «У нас очень хорошая учительница. Лучше ее на свете нет». «Еще чего,— возразил я,— вот наша Зоя Ивановна — это да! Так объяснит — самый глупый поймет». «Самый глупый — это ты?» — спросил Вовка.
Мы поссорились и разошлись. (А. Моргунов).
— Что бы вы посоветовали мальчикам? Как их помирили бы?
Подведение итогов.
Урок 13. Обобщающий урок по темам культуры общения (структуру урока определяет сам учитель).
Урок 14. Тема текста и микротемы (подтемы) его частей.
Задача: познакомить учащихся с тем, что в тексте общая тема раскрывается с помощью микротем.