Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИТУАЦИЯ 3. ВЗРОСЛЫЙ И НЕЗНАКОМЫЙ ПРЕДМЕТ.



Эта ситуация позволяет получить дополнительные сведения о взаимоотношениях ребенка с взрослым и особенностях его познавательной сферы в ситуации, стимулирующей исследовательскую активность ребенка, поиск решения незнакомой задачи.

А.Организация предметнойсреды.

На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Например, для детей от I года до 2-х лет это коробочка с сюрпризом, который виден, сквозь прозрачную крышку, но сама крышка имеет необычный или незнакомый ребенку запор. Данная ситуация, также как и предыдущая, предусматривает разные стратегии поведения взрослого.

Проба 6. Пассивный взрослый.

В этой пробе взрослый в течение 2-3 минут пассивен, т.е. не объясняя, как играть с предметом, не стимулирует активности ребенка и не вступает с ним в общение. В протоколе фиксируется только собственная реакция ребенка на незнакомый объект и обращения к взрослому. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Если ребенок инициирует общение с взрослым, следует перейти к пробе 7.

 

Проба 7. Активный взрослый.

Взрослый либо сам вступает в общение с ребенком /в случае, если испытуемый не делает этого по собственной инициативе/, либо отзывается на его желание привлечь взрослого к действиям с предметом. Экспериментатор берет в руки предмет, показывает способы действия с ним и просит ребенка повторить его образец. В этой пробе регистрируются особенности речевого общения ребенка со взрослым .

При регистрации и дальнейшей обработке данных, полученных в этой ситуации, следует особенно помнить о возрастных особенностях поведе­ния детей. То, что для трехлетнего ребенка выступает как слабая степень выраженности исследуемой формы поведения, то для годовалого или двухлетнего ребенка является достаточно высоким уровнем развития.

 

Регистрационный лист 1 . "Уровень развития импрессивной сторон речи".

  • Импрессивная сторонаразвития речи в пробах с пассивным взрослым не оценивается
  • Каждый параметр оценивается для каждой пробы отдельно, а потом вычисляется среднее арифметическое
  • Пассивный словарь оценивается в процессе беседы с родителями о том, что знает ребенок и в беседы с ребенком при совместном просмотре книги («покажи ..кто….что….что делает….какой») (средняя норма:1 год - 5-10 слов; 1,5 года – около 40 слов; 2 года – около 300 слов; 3 года –900-1000 слов)
Параметры оценки Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
Понимание речи взрослого - отсутствует: ребенок не понимает речи взрослого и не реагирует на обращения взрослого
- низкий уровень: ребенок понимает отдельные названия предметов(стол, собака), не понимает обобщающих слов (посуда), признаков предметов или обозначения действий с ними
- средний уровень: ребенок понимает обращенную к нему речь(знание существительных, глаголов, наречий), понимает некоторые обобщающие слова, но не понимает слов, обозначающие признаки предметов(прилагательные), сложные действия с ними и предлоги
- высокий уровень: ребенок понимает обозначения многих предметов и обобщающие слова, обозначение действий с ними, их признаки (прилагательные), понимает значения предлогов (в, на, под, над, перед, за, около…); понимает сложные грамматические элементы(число единственное-множественное, падежные окончания существительных, связи между членами предложения), понимает уменьшительо-ласкательные суффиксы (кукла-куколка)
Способность к выполнению речевых инструкций взрослого - отсутствует: ребенок не может выполнить самые простые инструкции взрослого
-низкая: ребенок выполняет только простые одноактные инструкции (типа «покажи, где мячик», «дай мячик»), но не может выполнить инструкции типа «положи кубик под стол»
- средняя: ребенок выполняет двухактные инструкции и ориентируется на названия признаков предметов(«дай мне кубик и возьми мячик»)
высокая: ребенок выполняет все инструкции взрослого (включая многоактные), понимая обозначения пространственное расположение предметов
Понимание оценки взрослого - отсутствует: ребенок не реагирует на оценку взрослым его действий
- низкий уровень: ребенок лишь изредка реагирует на оценку, делает слабые попытки исправить ошибку, прекратить или повторить действие
- средний уровень: ребенок понимает оценку взрослого (есть эмоциональная реакция), но не всегда учитывает ее в последующих действиях
- высокий уровень: ребенок реагирует на оценку взрослого ярко выраженными эмоциями и учитывает ее в последующих действиях  
Пассивный словарь - 5-10 слов
- 40-50 слов
- 300-400 слов  
- 900-1000 слов
           

 

 

Регистрационный лист 2."Уровень развития экспрессивной стороны развития речи

Параметры оценки Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
Активная речь(общая характеристика) - отсутствует: ребенок не разговаривает и речевые средства общения не использует
- низкий уровень: ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения; редко использует речевые средства общения
- средний уровень: ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий , может составить двухсложное предложение; использует речевые средства общения наряду с другими средствами общения
- высокий уровень: в основном, использует речевые средства общения ; обращается к взрослому с высказываниями; может составить 2-3 связных предложения
Средства общения - преимущественно экспрессивно-мимические и жесты (Эмж)1
- преимущественно предметные действия (П) 2
- преимущественно предречевые (лепет и псевдослова) (Пр) 3
-преимущественно речь (Р ) 4
Прагматическая сторона речи(диалогическая речь) -соблюдение очередности при обмене сообщений с партнером -учет позиции слушателя (обозначение в речи того, что слушатель не знает и не упоминание того, что слушатель знает)    
Прагматическая сторона речи (использование речевых средств) (подсчитыва- ется суммарный показатель) - указательная функция (обозначающая)
- обобщающая функция (речемыслительная)
- коммуникативная (передача информации в процессе монолога и диалога)
- регулятивная (овладение своим поведением и поведением других)
- понимание изменения значения слов и предложений в зависимости от контекста коммуникативной ситуации (одобрение/неодобрение, ирония,…)
Лексическая сторона речи -Активный словарь - 5-10 слов
- 40-50 слов
- 300-400 слов  
- 900-1000 слов
Семантическая сторона речи-развитие значения слов (подсчитыва- ется суммарный показатель) - слова многозначны, обобщающие признаки неустойчивы и ситуативны (синкреты) (одним обозначением –много предметов и один предмет- многими обозначениями)
- слова более однозначные; в основе обобщения- функциональные признаки(комплексы)
- слова однозначны, обобщение по общему признаку, но они могут быть несущественными и конкретными (псевдопонятия); выделить в речи и осознать не могут (может назвать стул, но не назовет мебель)
-появляются слова с устойчивым общим значением на основе общего существенного признака (понятия)
Общая грамотность (Синтаксическая сторона речи) - речь только формируется и существует в форме слогов или слов- предложений, не имеющие грамматической формы ( о степени грамотности или наличии аграмматизмов судить еще невозможно)     -речь в форме двусложных предложений, в основном, грамматически неправильная; много аграмматизмов   - речь, в основном, грамматически правильная          
Синтаксическая сторона речи - формирование грамматического строя речи (подсчитыва- ется суммарный показатель) -однословные предложения из слов-корней, не имеющие грамматической формы и расширительного значения по наличию общего ситуативного признака или на основе звукоподражания (мява=кошка, платок, одеяло + дай одеяло)(норма до 1,5 лет) -предложения из нескольких слов корней (ляля бух), в которых слова грамматически не связаны (норма до 1,8 лет) -начальное грамматическое оформление предложений в соответствии с законами языка (2 слова - большая чашка, молоко в чашке, пить молоко, мое молоко, налить в чашку/словообразование-число, род, наклонение, предлоги)(норма 1,10 – 2, 2 года) - более сложное грамматическое оформление предложений в соответствии с законами языка (3-4 слова + окончания, суффиксы, приставки, падежи – дядя ыбку овить=дядя ловит рыбку) (норма 2,2 – 3 года)          
Фонетическая сторона речи-Звукопроизношение- - речь невнятная: звуки и слова не соответствуют социальным образцам(ава=собака)
  -речь частично понятна окружающим; часть слов соответствуют социальным образцам
  - речь понятна окружающим, слова произносятся четко
             

 

 

Литература

- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М., МГППУ, 2002

- Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи. М., Каро, 2004

- -Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет. М.,Когито, 1999

- Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.