Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЗРОСЛЫЙ И ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ



 

А. Организация предметной среды.

Взрослый приводит ребенка в отдельное помещение, где находится детский столик, на котором размещены следующие предметы: колокольчик. матрешка, набор вкладышей, пирамидка, мяч, машинка, маленькая кукла или животное /собачка, мишка, слоник/, ложка, расческа, тарелка, кро­ватка, книжка с картинками. Рядом со столиком стоит маленький стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

 

Б. Процедура проведения диагностики.

Проба I. Пассивный взрослый.

Приведя ребенка в комнату, взрослый садятся на стульчик неподалеку от столика с игрушками, не проявляя никакой инициативы.

Цель пробы: дать ребенку возможность самому инициировать ту или иную форму общения или другой вид деятельности с помощью имеющихся у него средств общения-речевых или иных. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Ситуация предоставля­ет ему следующие возможности выбора:

I/ вступить в эмоционально- личностное общение /например, прижаться к взрослому, забраться к нему на колени, обнять и пр./;

2/ инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым, привлекая

его к своей игре с предметами, вовлекая в совместную деятельность /сотрудничество/;

3/ вовлечь взрослого в совместное разглядывание картинок в книжке / общение на познавательные темы/;

4/ развернуть индивидуальную предметно-манипулятивную деятель­ность не обращая внимания на взрослого и не привлекая его к своей игре.

Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.

Проба 2. Ситуация ситуативо-личностного общения.

Экспериментатор подходит или подзывает к себе ребенка, ласково обращается к нему, гладит но головке, обнимает, сажает к себе на колени, отвечает на инициативные действия ребенка в такого рода кон­тактах. Взаимодействие поддерживается взрослым в течение 3-х минут. Взрослый просит ребенка показать, где у самого ребенка и у взрослого разные части тела. Если ребенок отказывается от предлагаемой формы общения, взрослые не настаивает и переходит к следующей пробе. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола. Если ребенокстремится продолжать личностные контак­ты, диагностирующий мягко предлагает ему следующую пробу.

Пробы 3. Индивидуальная предметная игра.

Цель: выявление характера речевого общения в процессе предметной деятельности детей. Все речевые действия ребенка заносятся в соответствующие разделы протокола.

Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, расположенным на столике, и предлагает малышу поиграть с ними. Если ребенок принимает ситуацию и погружается в самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ними в течение 5-и минут, регистрируя со­держание речевых обращений ребенка в протоколе "Уровень развития экспрессивной речи". Если за это время ребенок неоднократно обратился к взрослому по пово­ду своей игры, взрослый переходит к пробе 4.

Проба 4. Совместная игра со взрослым

Цель: выявление уровня ситуативно-делового общения ребенка с взрослым, предметной деятельности и речевого развития.

Понаблюдав за игрой ребенка, экспериментатор инициирует 1-2 действия с предметами, в том числе и собственно игровых /например, если ребенок держит в руках куклу, взрослый может покормить ее/, ненавязчиво предлагая совместную игру. Так, если ребенок крутит в руках машинку, взрослый предлагает ему покатать ее, показывает, как это можно сделать, просит подкатить к нему машинку и посылает ее назад. В случае отказа ребенка от нескольких предложений такого рода фиксируются отсутствие у ребенка потребности в сотрудничестве. Если ребенок включается в совместную деятельность, взрослый строит ее в такой последовательности:

а/ просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета из имеющихся на столике. Таким образом проверяется понимание ребенком речи и вы­полнение им инструкции взрослого.

б/ показывает ему различные предметы и просит назвать их и воз­можные действия с ними /проверка понимания речи взрослого и активной речи ребенка/. Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит ребенка повторит название.

в/ предлагает образец действия с предметом /например, предлага­ет построить ломик из кубиков и показывает, как это можно сделать/. Таким образом проверяется принятие ребенком образца действия и стремление следовать ему.

г/ предлагает совместное действие, предполагающее участив в нем двух партнеров /например, катание машинки от одного к другому или совместное строительство башни из кубиков/. Здесь проверяются пара­метры ситуативно-делового общения и уровня развития предметных дей­ствий.

д/ по ходу выполнения самостоятельного или совместного действия оказывает ребенку необходимую помощь, а также оценивает несколько раз его действия /делает 3 поощрения и 3 замечания/. Таким образом проверяется чувствительность ребенка к оценке взрослого и его помощи. Поведение ребенка в этой пробе фиксируется в регистрационным листам: "Уровень развития речи".

 

Проба 5. Совместное разглядывание книжки.

Цель: диагностика уровня импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Взрослый привлекает внимание ребенка к книжке, предлагает ее посмотреть. Взрослый дает ребенку возможность самому проявить инициативу в разглядывании и назывании картинок, поддерживая актив­ность малыша поощрениями, вопросами и пр. Если ребенок пассивен, взрослый берет инициативу на себя, стараясь вовлечь малыша в совме­стное разглядывание картинок и их обсуждение. В случае отказа книжка убирается, в протоколе фиксируется понимание ребенком содержания рисунков и уровень развития активной речи при ответе на вопросы взрослого. В книге должны присутствовать:

- изображения конкретных существительных (игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, животные, транспорт, дома, части тела, люди,…) -необходимо для определения объема активного словаря – беседа на тему «что это-кто это/что делает/какой/где»

- изображения действий и животных с предметами - беседа на тему «что они делают»

- изображения конкретных существительных в единственном и множественном числе (покажи, где собака и где собаки)

- изображения конкретных существительных разной формы и цвета

- изображения конкретных существительных мужского и женского рода (покажи , где он поймал рыбу и где она поймала рыбу)

- изображение предметов, которыми действуют и на которые направлено действие (покажи, кто ловит рыбу и чем мальчик ловит рыбу)

- изображения предметов, принадлежащих разным людям (покажи платье девочки и покажи мамино платье- понимание ребенком падежных окончаний существительных)

- изображение предметов с различных пространственных положениях (для понимания употребления предлогов)

Ответы ребенка регистрируются в протоколе «Уровень развития речи» в соответствии с параметрами оценки.

Примечание.

Предлагаемая последовательность проб может быть нарушена в случае, когда сам ребенок инициирует тот или иной вид активности. Например, уже в 1-й пробе он может сразу же начать вовлекать взрослого в сов­местную игру. В таком случае экспериментатор включается в игру ре­бенка, осуществляя стратегию поведения, описанную в пробе 4. После сеанса совместной игры взрослый дает ребенку возможность поиграть са­мостоятельно /проба 3/. если ребенок начинает с предложения "почи­тать книжку", взрослый также идет вслед за его желанием и вновь варьирует порядок проб. В целом все пробы должны быть проведены в том или ином порядке. Таком образом, ход эксперимента во многом зависит от того, как изначально поведет себя ребенок. Если он не принимает ни одной из предложенных форм взаимодействия /плачет, вырывается/, эксперимент следует прекратить. Такое поведение свидетель­ствует о недостаточно сложившемся доверии ребенка к экспериментатору. Порицания и принуждение недопустимы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.