Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПИСАНИЯ МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДИАГНОСТИКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 1,8 ЛЕТ и ОТ 1,8 ЛЕТ до 3-Х ЛЕТ



 

Для детей раннего возраста характерным является совместное проте­кание основных видов их активности - общения и предметной деятельно­сти. С нимитесно переплетена и речевая активность ребенка, которая начинает выступать как одно из средств общения с взрослыми. Поэтому нецелесообразно расчленять в эксперименте взаимосвязанные друг с дру­гом виды деятельности. Предлагаемые ситуации рассчитаны на одновременное выявление 3-х сфер: речи, общение детей со взрослым и предметно- манипулятивной деятельности. Разведение их будет осуществляться лишь по процедуре анализа (регистрации поведения в соответствующих регистрационных листах по выделенным критериям и последующего обобще­ния по отдельным сферам). То, что для трехлетнего ребенка выступает как слабая степень выраженности исследуемой формы речевого развития, то для годовалого или двухлетнего ребенка является достаточно высоким уровнем развития.

 

Прежде, чем приступить к диагностике, взрослый должен установить с ребенком доброжелательные отношения, вызвать у него доверие к себе, желание общаться. Диагностику лучше всего проводить в утренние часы, в период активного бодрствования детей.

Основной характеристикой речи ребенка на этапе 1- 1,8 лет становится развитие импрессивной стороны речи – понимание ребенком речи взрослого. Появление активной речи – развитие экспрессивной стороны речи – обычно несколько отстает от понимания речи взрослого. В этот период появляется повышенный интерес ребенка к речи взрослого. В норме он пристально наблюдает за движениями губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытаясь повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. Некоторые дети в начале второго года жизни произносят первые слова, которые существенно отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по значению (так называемые псевдослова или автономная детская речь).На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся: экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты(ребенок смотрит взрослому прямо в глаза, улыбается, смеется или сердиться; принимает позу, выражающую просьбу взять на руки, показывает на предметы) // предметные действия – такие, как вкладывание игрушки в руку , обмен игрушками, совместные действия // предречевые вокализации (лепет, псевдослова) // элементарные речевые вокализации – отдельные слова и слова – предложения. Если ребенок активно откликается на инициативу взрослого, адекватно выполняет его фразы и инструкции, активно лепечет, можно с большой вероятностью ожидать скорого появления активной речи. Произношение звуков и слов еще несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким взрослым. Речь в этот период ситуационна и носит диалогический характер. Диалогическая форма речи является выражением несамостоятельности ребенка и тесного переплетения с деятельностью взрослого. Характер. К 1,8-2-м годам наступает периода быстрого развития активной речи ребенка на фоне продолжающего развития понимания речи. Речь обогащается опытом совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает уже не только названия предметов, но и их назначение и качества, сложные действия и операции. Совершенствуется артикуляционная сторона речи – речь становится понятной окружающим. Наступает период стремительного обогащения словаря (может назвать предметы из своего окружения, людей, животных, явления природы, действия с предметами) и усложнения грамматического строя речи. На смену словам-предложениям приходят фразы, состоящие из 2-4 слов. Развивается способность обращаться с просьбами, задавать вопросы или что-то рассказывать. На этапе 1,8-3-х лет в норме появляется активная речь ребенка, которая преобразует все виды деятельности ребенка. Общение становится речевым. Вместе с тем количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активной и пассивной речью существовала тесная взаимосвязь, и чтобы слова ребенка были бы наполнены смыслом. В этот период На фоне сложной картины овладения речью в этот подпериод явления родного языка вызывают у него интерес и становятся объектом его особой деятельности, но активность ребенка смещается с физической стороны речи на ее семантическую сторону. Примерно с 1,8 лет начинается распад ситуативных обобщений ребенка и замена их обобщениями на основе единства функционального употребления (комплексы).В это же время начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри которых начинается согласование всех слов в предложении. Активно развивается фонематический анализ и синтез. Выделяют 3 главные направления развития речи - развитие активной речи(экспрессивная сторона); развитие пассивной речи (импрессивная сторона) и приобретение речью новых функций (не только коммуникативной, но и регулятивной).Ребенок становится способным рассказывать, сообщать информацию, задавать вопросы, регулировать поведение других. Развивается способность развивать коммуникативную ситуацию, что позволяет делать обще­ние интересным и содержательным для обоих партнеров. Ребенок понимает принцип чередования инициативных и ответных действий, чувствителен к действиям партнера, стремится гибко использовать их для получения результата. В дошкольном возрасте за пределами трех лет новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению импрессивной и экспрессивной стороной речи, его словарным запасом и грамматическим строем. Ситуационность как основная характеристика речи будет отступать, уступая место контекстной речи, то есть связной речи, понимание которой возможно только на основе средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию. При этом наряду с развитием и совершенствованием диалогической речи, у ребенка появляется и развивается самостоятельная форма речи- монологическое высказывание.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.