Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Медиаторство как инструмент согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства



Экономическими причинами, предопределившими разви­тие институтов медиации, явились: усложнение хозяйственного оборота, глобализация рынков, внедрение новационных технологий (компьютерных, информационных, телекомму­никационных, биологических, наноинженерных), создание продуктов интеллектуаль­ного труда. Усложнение системы экономических, производственно-хозяйственных взаимодействий обусловливают необходимость использования разнообразных инструментов согласования интересов их субъектов — средств гибких, действен­ных и разнообразных.

Согласование играет ключевую роль в успешном обеспечении институциональной устойчивости хозяйственно-экономических систем. Противоречия и спорные ситуации в экономике следует воспринимать как реалии развития и использовать для отработки механизмов управления взаимодействием хозяйствующих субъектов.

Согласование экономических интересов предполагает использование набора механизмов (инструментов), которые можно систематизировать по следующим направлениям:

- предвидение (прогноз) потенциальных несогласованностей
действий агентов рынка, способных привести к кризисной ситуации на рынке;

- принятие превентивных мер по их предотвращению;

- реагирование на возникшие проблемы;

- разрешение противоречий интересов взаимодействующих сторон.

Инструменты согласования можно разделить на три категории:

1. Взаимодействие с противоборствующими сторонами.

2. Механизмы планирования и совместного видения.

3. Инструменты достижения консенсуса экономических интересов.

Важнейшим направлением регулирования системы экономических отношений является медиаторство как институциональный инструмент согласования экономических интересов субъектов рыночного хозяйства.

Медиаторство означает согласование частных интересов сторон на ос­нове выявления их более значимых интересов и целей. Экономическое медиаторство — это «целенаправленное воздействие на отношения субъектов хозяйствования для недопущения столкновения их интересов, а в случае возникновения противоборства сторон его локализации и разрешения за определенный период времени, что требует применения определенных приемов и методов».

Важным принципом согласования действий субъектов рыночного хозяйства является идентифика­ция объекта воздействий. Экономи­ческое медиаторство возможно осуществлять на ранних этапах возникновения проблемных ситуаций, что может быть использовано в практике антикризисного менеджмента с предприятиями-банкротами, по отношению к которым рекомендовано применение процедур медиации

Медиаторство в сфере хозяйственных взаимодействий выступает в роли института, обеспечивающего преодоление явлений несогласованности, противоречивости интересов субъектов рыночного хозяйства.

Медиаторство – это технология согласования процесса взаимодействия субъектов рынка, обеспечивающая устойчивость функционирова­ния всей экономической системы, это комплекс мер целенаправленного разрешения ситуации противостояния интересов субъектов рыночного хозяйства, призванный подготовить условия для принятия взаимоприемлемых решений, позволяющих устранить причины конфрон­тации. Область применения экономической медиации – это отношения между предприятиями различных сфер деятельности, которые должны находиться в состоянии партнерского взаимодейст­вия, но их экономические интересы оказались противостоящими. Медиация – это конструктивный способ согласования интересов субъектов рыночного хозяйства, обеспечивающий возможность их дальнейшего продуктивного взаимодействия.

Базовые процедурные элементы медиации заключаются:

- в разработке плана будущих действий (проекта соглашения),
который участники противоборства смогли бы принять за основу;

- в подготовке участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия своих собственных решений;

- в помощи участникам в поиске приемлемого для них
решения.

Функции экономической медиации состоят в урегулировании отношений субъектов рыночного хозяйства с помощью и под контролем арбитражного суда, что призвано обеспечить сохранение конструктивных деловых отношений в условиях, когда сторонам противоборствующих интересов необходима лишь квалифицированная помощь независимого юриста-консультанта. Если медиаторство обеспечивает достижение договоренности в урегулировании спора сторон, то последние могут заключить мировое соглашение или новый договор по спорным вопросам.

Важным ограничением медиаторства яв­ляется наличие добровольного согласия сторон на согласительные процедуры. Спецификой деятельности медиатора является то, что он не принимает и не навязывает субъектам конфронтирующих интересов решения: его задача - организовать согласительный процесс таким образом, чтобы субъекты спора сами пришли к обоюдноприемлемому решению. Медиатор реализует обратную связь для каждого из субъектов противоборствующих интересов.

В институционально-организационном плане экономическое медиаторство может быть формальным (официаль­ным) или неформальным (неофициальным). Формальное медиа­торство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса и соответствующих функциональных компетенций, неформальное - заключается в признании участниками авторитета посредника в решении сложившихся проблем. В роли последнего может выступить профессионал-управленец или институция.

Реализация субъектно-объектного подхода к анализу процесса экономического медиаторства позволила выделить в его субъектной структуре группы формально-институциональных и неформальных носителей функций посредничества в процедуре согласования экономических интересов субъектов рыночных отношений. (см. рис.2)

Неформальными медиаторами могут быть известные в определенной сфере деятельности личности, представители общест­венных организаций, неформальные лидеры.

 

Рис. 2. Алгоритм и субъектная структура процесса экономического медиаторства.

 

Процесс медиации включает шесть интерактивных последовательно осуществляемых стадий: идентификации ситуации, проработки условий разрешения противоречий, поиска сближающих стороны позиций, организации переговорного процесса, анализа его результатов и контроля за соблюдением договоренностей. (см. рис.3)

 

Рис. 3. Алгоритм процесса медиации при согласовании экономических процессов хозяйствующих субъектов.

 

Определяющим этапом медиаторства являет­ся ведение переговорного процесса с использованием инструментов согласования интересов, достижения доверия, обеспечения баланса позиций и взаимного контроля.

Характеризуя медиацию как инструмент согласования интересов, можно выделить ее следующие прин­ципы:

- равноправие сторон;

- нейтральность посредника;

- добровольность;

- конфиденциальность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.