Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и источники индусского права



Возникновение индусского права относится к первому тысячелетию до н. э. Оно непосредственно связано с арийским завоеванием Индии. Началась усиленная социальная дифференциация. Были созданы веды – древнейшие памятники письменности. Образовались касты – замкнутые сословные организации людей. К основным кастам (джати) относились:

- священники (брахманы);

- воины (кшатрии);

- земледельцы (вайшии);

- слуги (шудры).

Древнейшие памятники письменности (веды), в которых фиксировалось сословное состояние, состояли из нескольких категорий текстов:

- Ригведа (собрание гимнов);

- Самаведа (собрание песнопений);

- Яджурведа (собрание жертвенных формул);

- Атхарваведа (собрание заклинаний).

В целом собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) подразделяются на:

- брахманы (комментарии к текстам самхит);

- араньяки (беседы мудрецов с учениками);

- упанишады (религиозно-философские трактаты).

Исходным постулатом этих литературных памятников было обожествление миропорядка. Отсюда следовало выделение двух видов закона:

- рита (космический, божественный закон);

- дхарма (позитивный закон).

Например, кастовая система считалась божественным установлением. В свою очередь, царская власть (кшатра) имела два источника:

- божественное создание правителя;

- избрание его людьми.

В этот же период сформировались основные политико-правовые категории, которыми пользовалось индусское право на всём протяжении своего развития и вплоть до наших дней.

1. Рита – божественный закон. Дифференциация между универсальными правилами и единичными случаями их применения отсутствует. Также нет различий между собственно правовыми и нравственными правилами поведения (мононормы). Сформировалось лишь общее требование о должном, праведном поведении. Наказание за нарушение риты является санкцией космического порядка.

2. Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от кастовой принадлежности человека (каждая каста имеет свой позитивный закон, определяющий права и обязанности).

3. Карма – метод обеспечения должного поведения, включающий в себя поощрения и санкции, используемые в зависимости от поведения человека.

4. Данда – принуждение со стороны государственной власти. Отсюда данданити – наука о наказании. Данда является гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы.

5. Раштра – государство.

 

Постепенно сложились шастры – нормы поведения людей, которые состоят из трёх частей:

- дхарма (наука о должном);

- артха (наука управлением государством);

- кама (учение об удовольствиях).

Например, с точки зрения индуизма, женщины, не имея собственной посмертный судьбы, должны следовать именно нормам камы.

Одним из источников индусского права стали дхармашастры (политико-правовые трактаты) и нибандхазы (комментарии к дхармашастрам). Также крайне важной является проблема соотношения дхармы и обычая. Индусское право допускает действие обычая вместе с законом и против закона. Согласно законам Ману следует воздерживаться от действия, установленного текстом, если оно не воспринимается обществом. Обычай не связан с божественным предписанием, так как он исходит из условий места и времени. Позитивное право тесно связано с обычаем, однако доминирует религиозная доктрина. Каждая каста следует собственным обычаям и разрешает возникающие споры на общем собрании касты (панчаят). Противоречия разрешаются на основе общественного мнения, однако панчаят располагает и средствами принуждения. Дополнительно к обычаям используются правосознание и справедливость. Дхармашастры рекомендуют личности поступать, а судье решать дела по справедливости, если закон отсутствует.

 

Законодательство и судебная практика также занимают определённое место в системе индусского права. Они не являются источниками права. Правительство, однако, может применять законы. Выделяется публичное право, основой которого признаётся управление (артха). При этом дхарма требует повиновения только легитимным приказам правителя. Законы и управленческие акты вызваны необходимостью и конкретными обстоятельствами. При наличии закона судья должен действовать так, чтобы примирить власть и справедливость. Решение суда будет призвано законным, если оно вынесено с учётом всех обстоятельств.

По своей структуре индусское право состоит из следующих частей:

- родство;

- недееспособность;

- усыновление;

- брак и развод;

- семейная собственность;

- наследование;

- религиозные институты;

- залог (дамдупад);

- соглашения бенами (доверительная собственность);

- совместная собственность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.