В мире существуют различные системы штрихового кодирования. Наибольшее распространение получили Европейская система кодирования (EAN) и Универсальный товарный код США (UPC).
Код UPC (Universal Product Code) - универсальный товарный код, утвержден в США в качестве промышленного стандарта в 1973 г. Первоначально это был 12-разрядный код (11 из них информационные, 1 - контрольный). Он предназначался прежде всего для маркировки товаров, продаваемых в продовольственных магазинах самообслуживания, затем его применение было распространено па товары, продаваемые в других магазинах. Впоследствии были стандартизированы версии кода UPC иной разрядности: в 1976 г. утверждено дополнение к основной 12-разрядной версии хода (версии А) для маркировки периодических изданий и книг, в 1978 г. была утверждена версия Вдля потенциальной маркировки непродовольственных товаров, требующих машиночитаемого кодирования данных большего числа разрядов.
На рис. 1 представлена структура кода EAN-VS. Цифровой 13-разрядный код товара включает код страны, предприятие, которое произвело товар, код предприятия -изготовителя товара, код самого товара и контрольное число.
Рис. 1 Штриховой код EAN-13
Код (диапазон кодов) страны выдается каждой стране (банку данных о товарах) Международной ассоциацией ЕАN централизованно и закрепляется за ней. В табл. 3 представлены коды и диапазоны кодов некоторых стран.
Таблица 3 Штриховые коды EAN
Следующие пять цифр штрихового кода обозначают код изготовителя товара, который присваивает централизованно национальный орган страны, занимающийся вопросами штрихового кодирования, конкретному предприятию-изготовителю.
Последующие пять цифр кода представляют код товара, который присваивает ему предприятие-изготовитель. Последняя, 13-я цифра является контрольным числом и используется для проверки правильности считывания штрихового вида сканером по алгоритму ЕАN.
Существуют определенные правила размещения штриховых кодов на упаковке товара:
1) на каждой упаковке ставится один код EAN;
2) обычно код размещают на задней стороне упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев;
3) на изогнутых поверхностях коды могут располагаться вертикально;
4) код на упаковке печатают черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым цветом; красный, светло-коричневый и желтый цвета не применяют, так как оптическое считывающее устройство их не различает;
5) штриховой код печатается на светлом фоне без рисунков, текста и перфораций.
В начале и конце штрихового кода имеются удлиненные краевые штрихи, которые указывают на границы считывания кода сканером; центральные удлиненные штрихи, в свою очередь, введены для облегчения визуальной проверки полноты записи кода.
Заключение
Маркировка грузов является неотъемлемой частью процесса грузоперевозок. Цель маркировки состоит в том, чтоб охарактеризовать отправляемый груз в полном объеме. То есть, в зависимости от вида перевозимого груза на упаковку наносятся приведенные выше манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. На территории Российской Федерации маркировка и нанесение этикеток на упаковку грузов производится согласно Межгосударственному стандарту маркировки грузов, введенному в действие с января 1998 года.
Переход к рыночным отношениям на современном этапе требует внедрения новых видов техники и современных технологий, позволяющих выпускать продукцию, соответствующую по качеству мировым стандартам. Именно поэтому в данной контрольной работе подробно рассмотрена упаковка, маркировка и идентификация грузов.
В этой работе были изучены: понятие, значение, цели, виды, применение маркировок грузов. А так же понятие и системы штрихового кодирования.
Использование технологий штрихового кодирования обеспечат решение, прежде всего, наиважнейшей национальной задачи - обеспечение конкурентоспособности, качества и безопасности российской продукции, товаров и услуг.
Применение машиночитаемых кодом обеспечивает повышение уровня автоматизации сбора, регистрации и обработки данных на местах возникновения информации без дополнительных трудовых и материальных затрат.
Список использованной литературы
1. Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте. Под ред. А.Ю. Костенко, Хабаровск, 1999.-314 с.
2. Дерибас А.Т., Повороженко В. В., Смехов А.А. ²Организация грузовой и коммерческой работы на ж/д транспорте², М., 1980.- 236 с.
3. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. - СПб: Питер, 2009. - 160с.
4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 652с.
5. Нечаев Г.И., Бабушкин Г.Ф. ²Управление грузовой и коммерческой работой и грузоведение², Луганск, 2002. - 207 с.
6. Олещенко, Е.М. Основы грузоведения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Олещенко, А.Э. Горев. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
7. Основы логистики. / Под ред.Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 200с.