Маркировка транспортной тары регламентируется ГОСТ 14192 — 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает правила маркировки транспортной тары с грузом при хранеии, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми видами транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными, скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер. Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи - это наименование получателя и место назначения.
К дополнительным надписям относятся:
1) масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места - длинна, ширина и высота, если они превышают 1м;
2) наименование отправителя;
3) место отправления;
4) порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест- через дробь;
5) знаки отправителя - условные обозначения упакованной продукции в числителе дроби перед порядковым номером.
Предупредительные знаки (таблица 1) должны указывать правильный способ обращения с грузом:
1) «осторожно, хрупкое!»;
2) «крюками непосредственно не брать»;
3) «верх, не кантовать»;
4) «боится нагрева»;
5) «место строповки»;
6) «боится сырости»;
7) «центр тяжести»;
8) «герметичная тара»;
9) «боится излучения».
При транспортировании груза в крытом подвижном составе для маркировки тары применяются бумажные, картонные или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза маркировку допускается наносить непосредственно на тару.
№ знака
Значение знака
На какой груз или в каком случае наносят знак
по-русски
по-английски
Осторожно, хрупкое
Handle with care Fragile
Груз, содержащий бьющие, хрупкие, лом-кие, прецизионные и другие реагирующие на сотрясение изделия
Крюками непосредственно не брать
Use no hooks
Груз в мягкой таре, кипах, когда при пере-грузочных работах недопустимо употреб-ление крюков
Верх, не кантовать
Top. Do not turn over
Грузовое место, которое при любых мани-пуляциях должно находиться в указанном положении
Боится нагрева
Protect from heat
Грузы, которые следует предохранять от нагрева и солнечных лучей
Место строповки
Sling here
Грузы, стропить которые можно только в определенных местах.
Боится сырости
Keep dry
Грузы, подверженные действию влаги
Центр тяжести
Centre of Gravity
Крупногабаритные места, когда центр тя-жести груза находится вне геометричес-кого центра тары
Герметичная упаковка
Hermetically sealed
Груз, особенно чувствительный к воздей-ствию окружающей среды; знак запрещает вскрывать и повреждать тару
Боится излучения
Protect from radiation
Если любой из видов лучистой энергии может влиять на свойства груза или изме-нять их
Боится мороза
Protect from freezing
Если понижение температуры ниже ука-занной на знаке может привести к повреждению груза или к изменению его свойств; грузы с этим знаком должны быть предохранены от влияния температуры ниже указанной на знаке черным цветом
Место подъема тележкой
Lift here with the tiering
Если подъем тележкой в другом месте опасен или приводит к повреждению изделия или упаковки; при подъеме груза тележка должна быть подведена в месте, указанном знаком
Тропическая упаковка
Tropical packing
Если повреждение упаковки при перегру-зочных работах, транспортировании или хранении может привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т - знак тропической упаковки в числителе; месяц и год упаковывания - в знаменателе (пример: 05-76)
Таблица 1
При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннажными отправками на местах общего пользования, кроме нанесения маркировки отправителем, станция отправления или грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железнодорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числителе - порядковый номер книги приема грузов к отправлению и через тире - количество мест; в знаменателе - условный номер дороги отправления и через тире - условный номер станции отправления. Железнодорожная маркировка, как правило, должна наноситься на той же стороне грузового места, на которой нанесена отправительская маркировка, и указываться в накладной.
При транспортировании груза на открытом подвижном составе или морским транспортом маркировку следует четко и разборчиво наносить несмываемой краской непосредственно на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак и эмаль соответствующих марок.
В последнее время появился ряд технических устройств для маркировки грузов, которые легко интегрируются в производственный процесс. Среди них система LСР/1000, позволяющая применять бесконтактный способ нанесения крупного шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки, и устройство Lasermark, обеспечивающее маркировку упаковок принципиально новым методом, без использования красителей.
Лазерное маркировочное устройство может использоваться в пищевой, химической и других отраслях промышленности. Надписи при поставках на экспорт производятся на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспортных грузов в тропическом исполнении следует наносить на таре красной краской букву «Т» в круге и дату упаковки в круге: числитель - месяц, знаменатель - год. Размер знака «Т» - 50 мм, цифр месяца и года - 30 мм.
Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов с участием морского транспорта должны соответствовать требованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а при перевозке железнодорожным транспортом - требованиям Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам.
В настоящее время различается товарная, отправительская, специальная и транспортная маркировки. Отправительская, товарная и специальная маркировка наносятся грузоотправителем, транспортная - перевозчиком или его агентом.
В зависимости от условий договора купли-продажи маркировка обычно содержит следующие данные:
1) товарная - наименование товара, заводская упаковка, номер заказа и наряда, сорт, время выпуска;
2) отправительская - пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто;
3) транспортная - число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии;
4) специальная - предупредительные надписи и знаки, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке, перевозке, использовании.
Для улучшения работы и удобства существует Межгосударственный Стандарт маркировки груза.
Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков указаны в таблице 2.
Номер ярлыка
Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм)
Размер грузового места (груза)
Длина или ширина
Высота
52 х 74
До 1000 включ.
До 190 включ.
74 х 105
Св.190
105 х 148
Св.1000
-
148 х 210
-
Таблица 2
Примечание - Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм, 26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака.
Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.
На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка. Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм. Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару. Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:
1) 30 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
2) 50 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
3) 100 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару:
1) 10 мм - при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
2) 15 мм - при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м включ.;
3) 30 мм - при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1-2 градации.
Основные надписи:
1) номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
2) номер заказа-наряда;
3) номер грузового места - указывается дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии;
4) полное наименование или условное обозначение иностранного грузополучателя;
5) наименование пункта назначения с указанием станции или порта перегрузки;
6) страна назначения груза;
7) станция и дорога назначения груза;
8) товарные знаки и марки грузоотправителя.
Дополнительные надписи:
1) наименование экспортирующей организации — полное или условное;
2) пункт отправления груза;
3) станция и дорога отправления.
Информационные надписи:
1) габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
2) массы нетто и брутто в килограммах;
3) объем грузового места в кубических метрах.
Содержание маркировки, характеризующей тару:
1) товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;
2) номер тары по нормативному документу;
3) обозначение нормативного документа.
На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».
Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки. Маркировку, характеризующую тару, наносят:
1) на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от маркировки, характеризующей груз;
2) на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;
3) на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
4) на баллонах — на дне.
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
Способы нанесения маркировки тары:
1) деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;