В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению интеллектуальных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности.
В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены психолого-педагогические методы и приёмы по повышению интеллектуальных способностей посредством дидактических игр.
Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. Дидактические игры на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия использовались ежедневно, на каждом занятии по формированию элементарных математических знаний, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Во время занятий по математике с детьми проводились игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", "Чудесные превращения", "Чудесный лес", "Четвёртая картинка". Игра "Отгадай фигуру" проводилась на протяжении всего времени 2 раза. В игре участвовали все дети экспериментальной группы. Цель этой игры учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений. Детям воспитатель показывает набор нарисованных геометрических фигур. Ребята отмечают, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги. Кроме того, есть и маленькие фигуры, и цвет их разный – красный, синий, зелёный. Далее воспитатель выкладывает 3 большие фигуры разной формы и вынимает 3 картинки: зонт, дом, мяч. Спрашивает, какая из имеющихся фигур похожа на ту или иную картинку. Аналогично, выкладывая большую и маленькую фигуры, например треугольники, и показывая картинки с изображением мамы и ребёнка, говорит, что любая большая фигура может быть обозначена карточкой с изображением взрослого человека, а любая маленькая – с изображением ребёнка. Затем выясняют, что если фигура зелёная, то она может быть заменена зелёным листиком, если красная _ красным флажком, если синяя – синей сливой. Воспитатель вынимает любую фигуру и показывает, как её можно обозначить тремя различными картинками (если это большой красный треугольник, то под ним размещаются следующие картинки: мама, флажок, зонтик). Игра начинается, Каждый ребёнок получает какую-либо фигуру для обозначения, Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Первый раз воспитатель проверяет результаты каждого ребёнка, чтобы убедиться, что условия игры приняты и выполнены. В случае ошибки воспитатель ещё раз объясняет задание или просит это сделать +ребёнка, который правильно выполнил его. Далее детям предлагалось самим придумать, какими другими картинками можно обозначить каждую фигуру. Эта игра, содержащая задания на обозначение предметов, способствующая развитию воображения, логического мышления, проводилась на протяжении 2 занятий. Дети научились правильно обозначать предметы при помощи карточек-схем.
Также на протяжении других двух занятий проводилась игра "Собери фигуру", цель которой – учить детей анализировать элементарную схему предмета. Дети рассаживаются за столики и им говорится, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Педагог показывает первую картинку – самолёт. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её видеть всё время, пока они будут складывать. Затем дети получают комплексы фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечает тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагается следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов.
Также на протяжении 4 занятий с детьми проводились игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры "Чудесные превращения" – учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру "Чудесные превращения". Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своём листе бумаги картину. Кто хочет может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали. Оценивая работы, воспитатель отмечала соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение.
Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления проводилась игра "Чудесный лес". Детям предлагалось нарисовать чудесный лес. У каждого ребёнка должен получиться свой лес, потом надо было рассказать про него сказочную историю. Дети получали листы бумаги, а воспитатель просил их дорисовать изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно даже придумать необычные, фантастические персонажи. Когда рисунки были готовы, воспитатель собирал их вместе и выставлял перед детьми. Все вместе рассматривали их и отмечали оригинальные. После этого дети по желанию рассказывали истории по своим картинкам. При повторном проведении использовался различный материал: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк". При выполнении заданий этой игры у детей развивалась речь, воображение, логическое мышление.
В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. Игра проводилась на протяжении 3 занятий. Воспитатель показывал ребёнку набор картинок. Незаметно убирал 2 картинки так, чтобы сам он мог их видеть, а ребёнок нет. Ребёнок должен был отгадать, какие картинки отложены. "Положи на нижний ряд таблички картинки, которые, как ты думаешь, я спрятала. Если отгадаешь обе картинки, то я выставлю в этом ряду 2 розовые фишки, если угадаешь одну картинку, то получишь одну розовую фишку, другую белую, а если не угадаешь ни одной картинки – две белые фишки". Ребёнок выкладывает в нижнем ряду таблички 2 картинки и получает соответствующие фишки. Затем ему предлагают (не снимая картинок с нижнего ряда) снова положить, теперь уже во второй ряд, те картинки, которые спрятал воспитатель. Он раздаёт детям фишки. И так продолжается до тех пор, пока ребёнок не отгадает все картинки. Воспитатель поощряет рассуждения детей вслух. Во время игры у детей развивается умение логически рассуждать, внимание.
В игре "Домино", которая проводилась на протяжении трёх занятий, развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили "хитрые картинки"-схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). Воспитатель объясняла правила игры, подчёркивая, что прикладывать друг к другу можно и одинаковые обычные картинки и подходящие для них несколько картинок из серии "хитрые картинки". Дети берут по 5 карточек, и игра начинается. Если у кого-то из детей нет подходящей картинки, нужно брать карточки из оставшихся. Выигрывает тот, кто первым выложит все картинки. В процессе игры у детей развивается логическое мышление.
На занятиях по развитию речи неоднократно проводилась игра "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять:
1. Ёлка. 2. Красный шар. 3. Отчего заболел Миша. 4. Письмо бабушке. 5. Бобик и домик. Первая картинка каждого рассказа отмечена красным кружочком с цифрой 1. Задача играющего – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ. Перед началом игры воспитатель читает какой-нибудь рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки на столе в определённом порядке. Воспитатель задаёт вопросы, предлагает ответить на них и повторить рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомились с содержанием всех рассказов и картинок к ним, можно приступить к игре. Воспитатель раздаёт играющим по одной картинке – первой в рассказе; остальные карточки перемешиваются и складываются стопкой на столе. Затем, снимая со стопки по одной карточке, ведущий показывает играющим, что изображено на ней, и спрашивает: "Кому дать эту карточку?". Каждый играющий должен посмотреть на свою первую карточку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная воспитателем. Если картинка подходит, играющий говорит: "Мне нужна эта картинка" и,, получив её, кладёт перед собой рядом с первой. Получив все 5 картинок, играющие должны разложить их в последовательности и передать по картинкам связный рассказ. Выигрывает тот, кто первым подберёт картинки и составит по ним рассказ. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах.
Также в начале каждого занятия проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики рук / см. приложение 3 /.
Во время наблюдений на прогулке активно использовались элементы ТРИЗ – игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. Так во время наблюдения за деревьями, солнцем, дождём, ветром детям предлагалась игра "Хорошо-плохо". Дети должны были ответить что хорошего и что плохого в деревьях, в разных природных явлениях. Также им предлагалось пофантазировать, что было бы, если бы не было деревьев, солнца, машин и т.д. Таким образом у детей развивалось воображение, мышление, речь.
Каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или в конце занятия.
Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.
Данный эксперимент продолжался на протяжении 6 месяцев, после проведения констатирующего эксперимента.
Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что участники эксперимента с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходимы длительные созидательные усилия.