Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие законодательные и этические ограничения гласности существуют в России?



Правовые:В настоящее время в отечественной правовой системе существует два основных случая для обоснования исключений из общего правила открытости информации о деятельности органов власти - это необходимость охраны государственной тайны и охраны служебной тайны органов государственной власти.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К государственной тайне могут быть отнесены сведения, если они:

- находятся в строгом соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, принципу обоснованности;

- целесообразность засекречивания подтверждена экспертной оценкой угрозы безопасности, принципу своевременности;

- ограничение на распространение этих сведений установлено с момента их получения или разработки, принципу обязательной защиты;

- компетентными органами принято решение об отнесении сведений к государственной тайне и установлен соответствующий режим их защиты.

В ст. 5 Закона «О государственной тайне» устанавливается закрытый перечень конкретных видов сведений, которые при соблюдении установленных условий, могут составить государственную тайну. За пределами данного перечня граждане вправе получать информацию в полном объеме. К информации, не подлежащей засекречиванию в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» относятся следующие сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности (это положение соответствует статье 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии);

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Второй случай ограничения гласности и открытости органов власти – это служебная тайна. Надо признать, что в отечественном законодательстве четкой дефиниции данного понятия не существует. Нередко оно отождествляется с понятием «информация с ограниченным доступом» (в соответствии с Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную).

В отличие от государственной тайны, служебная тайна в российском законодательстве имеет менее определенную правовую трактовку.

Положения ст. 139 Гражданского Кодекса определяют признаки служебной и коммерческой тайны в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

В соответствии со ст. 10 Закона «Об информации, информации и защите информации» служебная тайна относится к конфиденциальной информации. Указом Президента «О перечне сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997г. № 188 служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами».

Какие сведения могут быть отнесены к служебной тайне?

Эти сведения не должны составлять государственную тайну, а также не должны противоречить перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Эти сведения должны быть получены государственным служащим в силу исполнения им установленных законом обязанностей.

Доступ к которым ограничен в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна), а также если информация является охраноспособной информацией другого лица, т.е. «чужой тайной».

Конкретно, служебную тайну органов власти могут составить:

1) информация организационно-технического характера, которая не имеет сколько-нибудь существенного значения для реализации функции отчета органов власти перед обществом. Например, можно говорить о правилах внутреннего распорядка и указаниях персоналу государственных органов, внутренней служебной корреспонденции, информации о промежуточных решениях и т.д.

2) если эта информация может быть использована в целях исключения давленияна должностных лиц при принятии ими решений, реализации обязанностей,

3) если преждевременное распространение этой информации может препятствовать установлению необходимых для принятия решения фактов (это может быть информация о личной позиции должностных лиц и о содержании заседаний коллегиальных органов, где решения принимаются тайным голосованием; информация о мерах безопасности, принимаемых в отношении должностных и иных лиц, от которых может зависеть решение органа власти, информация о предварительной подготовке материалов следствия, судебного разбирательства, проверок);

3) охраноспособная информация другого лица, которая стала известна государственному служащему в соответствии с реализацией им установленных законом обязанностей (о частной жизни лица, сведений, составляющих коммерческую тайну, сведений, составляющих профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, адвокатскую, тайну связи, тайну усыновления, тайну журналистского источника, тайну исповеди, и др.).

В целом же вопрос о системе видов сведений, составляющих служебную тайну и вопрос о правовом регулировании отнесения к информацииостается открытым.Попытки решить данный вопрос в ходе проводимой административной реформы не увенчались успехом. Разработанный Минэкономразвития проект Федерального Закона «О служебной тайне» пока не принят и даже не был рассмотрен депутатами Государственной Думы Российской Федерации. В ситуации обострившейся борьбы за общественную безопасность это дает шанс российским чиновникам практически беспрепятственно ограничивать доступ граждан к информации о деятельности органов власти, мотивирую это необходимостью борьбы с национальными угрозами и т.п.

Этические:«Кодекс проф этики российского журналиста»:

Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

 

19 Источники информации как объект нравственного отношения репортера

 

Среди личных контактов, которые журналисту приходится устанавливать в процессе подготовки материала, главные – с теми, кто предоставляет ему необходимые для работы сведения.

Общение журналиста с людьми, располагающими нужными сведениями, носит, прежде всего, деловой характер. В процессе такого общения пишущий преследует главным образом утилитарную цель. Поэтому при выборе собеседника журналиста заботит не столько самоценность его как личности, сколько такие сугубо функциональные признаки, как компетентность и объективность в тех вопросах, о которых пойдет речь.

Поскольку журналист зависит от людей, располагающих нужным ему сведениями, в общении с ними он выступает активной стороной. От него зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые ему сведения в полном объеме.

“Для получения этой подчас весьма важной информации делового общения достигается свободной формой беседы, в которой жесткая последовательность вопросов и ответов сменяется импровизационным построением беседы, в которой наряду с рациональной информацией большую роль играет информация эмоциональная. Журналист интересуется собеседником не только как официальным лицом, но и как личностью, и сам стремится раскрыться как индивидуальность”

Минимизация вреда источнику информации:

Минимизация вреда достигается: обеспечением конфиденциальности источника информации (ст.41 ЗРФ «О СМИ»), права на ответ и опровержение (ст. 43,46 ЗРФ «О СМИ»); отсутствием злоупотреблений правами журналиста (ст. 51 ЗРФ «О СМИ»); изъятием признаков нарушения равноправия граждан по принципц расы, национальности или отношения к религии (ст.74 УК РФ); отсутствием признаков клеветы и оскорбления (ст. 129, 130 УК РФ); сохранением тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 135 УК РФ); отсутствием нарушений неприкосновенности жилища граждан (ст. 136 УК РФ); отсутствием признаков нарушения ст.152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

К минимизации вреда следует с необходимостью отнести также и нормы из Кодекса профессиональной этики российского журналиста:

«Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания»

«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей»

«Закон о СМИ», ст.41:

«Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».

 

20 Журналист – коллеги. Редакционный коллектив и нормы служебной этики

 

 

Этика служебных взаимоотношений — не то же самое , что профессиональная этика . Это особый свод правил поведения в трудовом ( в том числе творческом ) коллективе , общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля . Специфика деятельности влияет на характер этих отношений , но опосредованно , через профессиональную мораль и профессиональную этику . Вот почему оказывается , что в сфере профессионально - нравственных отношений «журналист — коллеги» действуют два вида нормативов : нормы профессиональной морали и нормы служебной этики . Мера приверженности им и определяет качество нравственного климата редакционных коллективов , а в конечном счете — и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд , эти нормы выглядят следующим образом :

1. поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других общественных организаций, в которые может входить журналист;

2. заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим-то корыстным интересам и не писать «заказных статей»; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;

3. незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах или попавшим в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем-либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;

4. уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на такое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;

5. заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;

6. уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату,

7. уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.