Правовые:В настоящее время в отечественной правовой системе существует два основных случая для обоснования исключений из общего правила открытости информации о деятельности органов власти - это необходимость охраны государственной тайны и охраны служебной тайны органов государственной власти.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
К государственной тайне могут быть отнесены сведения, если они:
- находятся в строгом соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, принципу обоснованности;
- ограничение на распространение этих сведений установлено с момента их получения или разработки, принципу обязательной защиты;
- компетентными органами принято решение об отнесении сведений к государственной тайне и установлен соответствующий режим их защиты.
В ст. 5 Закона «О государственной тайне» устанавливается закрытый перечень конкретных видов сведений, которые при соблюдении установленных условий, могут составить государственную тайну. За пределами данного перечня граждане вправе получать информацию в полном объеме. К информации, не подлежащей засекречиванию в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» относятся следующие сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности (это положение соответствует статье 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии);
- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Второй случай ограничения гласности и открытости органов власти – это служебная тайна. Надо признать, что в отечественном законодательстве четкой дефиниции данного понятия не существует. Нередко оно отождествляется с понятием «информация с ограниченным доступом» (в соответствии с Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную).
В отличие от государственной тайны, служебная тайна в российском законодательстве имеет менее определенную правовую трактовку.
Положения ст. 139 Гражданского Кодекса определяют признаки служебной и коммерческой тайны в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
В соответствии со ст. 10 Закона «Об информации, информации и защите информации» служебная тайна относится к конфиденциальной информации. Указом Президента «О перечне сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997г. № 188 служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами».
Какие сведения могут быть отнесены к служебной тайне?
Эти сведения не должны составлять государственную тайну, а также не должны противоречить перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен.
Эти сведения должны быть получены государственным служащим в силу исполнения им установленных законом обязанностей.
Доступ к которым ограничен в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна), а также если информация является охраноспособной информацией другого лица, т.е. «чужой тайной».
Конкретно, служебную тайну органов власти могут составить:
1) информация организационно-технического характера, которая не имеет сколько-нибудь существенного значения для реализации функции отчета органов власти перед обществом. Например, можно говорить о правилах внутреннего распорядка и указаниях персоналу государственных органов, внутренней служебной корреспонденции, информации о промежуточных решениях и т.д.
2) если эта информация может быть использована в целях исключения давленияна должностных лиц при принятии ими решений, реализации обязанностей,
3) если преждевременное распространение этой информации может препятствовать установлению необходимых для принятия решения фактов (это может быть информация о личной позиции должностных лиц и о содержании заседаний коллегиальных органов, где решения принимаются тайным голосованием; информация о мерах безопасности, принимаемых в отношении должностных и иных лиц, от которых может зависеть решение органа власти, информация о предварительной подготовке материалов следствия, судебного разбирательства, проверок);
3) охраноспособная информация другого лица, которая стала известна государственному служащему в соответствии с реализацией им установленных законом обязанностей (о частной жизни лица, сведений, составляющих коммерческую тайну, сведений, составляющих профессиональную тайну (врачебную, нотариальную, адвокатскую, тайну связи, тайну усыновления, тайну журналистского источника, тайну исповеди, и др.).
В целом же вопрос о системе видов сведений, составляющих служебную тайну и вопрос о правовом регулировании отнесения к информацииостается открытым.Попытки решить данный вопрос в ходе проводимой административной реформы не увенчались успехом. Разработанный Минэкономразвития проект Федерального Закона «О служебной тайне» пока не принят и даже не был рассмотрен депутатами Государственной Думы Российской Федерации. В ситуации обострившейся борьбы за общественную безопасность это дает шанс российским чиновникам практически беспрепятственно ограничивать доступ граждан к информации о деятельности органов власти, мотивирую это необходимостью борьбы с национальными угрозами и т.п.
Этические:«Кодекс проф этики российского журналиста»:
Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.
19 Источники информации как объект нравственного отношения репортера
Среди личных контактов, которые журналисту приходится устанавливать в процессе подготовки материала, главные – с теми, кто предоставляет ему необходимые для работы сведения.
Общение журналиста с людьми, располагающими нужными сведениями, носит, прежде всего, деловой характер. В процессе такого общения пишущий преследует главным образом утилитарную цель. Поэтому при выборе собеседника журналиста заботит не столько самоценность его как личности, сколько такие сугубо функциональные признаки, как компетентность и объективность в тех вопросах, о которых пойдет речь.
Поскольку журналист зависит от людей, располагающих нужным ему сведениями, в общении с ними он выступает активной стороной. От него зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые ему сведения в полном объеме.
“Для получения этой подчас весьма важной информации делового общения достигается свободной формой беседы, в которой жесткая последовательность вопросов и ответов сменяется импровизационным построением беседы, в которой наряду с рациональной информацией большую роль играет информация эмоциональная. Журналист интересуется собеседником не только как официальным лицом, но и как личностью, и сам стремится раскрыться как индивидуальность”
Минимизация вреда источнику информации:
Минимизация вреда достигается: обеспечением конфиденциальности источника информации (ст.41 ЗРФ «О СМИ»), права на ответ и опровержение (ст. 43,46 ЗРФ «О СМИ»); отсутствием злоупотреблений правами журналиста (ст. 51 ЗРФ «О СМИ»); изъятием признаков нарушения равноправия граждан по принципц расы, национальности или отношения к религии (ст.74 УК РФ); отсутствием признаков клеветы и оскорбления (ст. 129, 130 УК РФ); сохранением тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 135 УК РФ); отсутствием нарушений неприкосновенности жилища граждан (ст. 136 УК РФ); отсутствием признаков нарушения ст.152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».
К минимизации вреда следует с необходимостью отнести также и нормы из Кодекса профессиональной этики российского журналиста:
«Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания»
«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей»
«Закон о СМИ», ст.41:
«Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом».
20 Журналист – коллеги. Редакционный коллектив и нормы служебной этики
Этика служебных взаимоотношений — не то же самое , что профессиональная этика . Это особый свод правил поведения в трудовом ( в том числе творческом ) коллективе , общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля . Специфика деятельности влияет на характер этих отношений , но опосредованно , через профессиональную мораль и профессиональную этику . Вот почему оказывается , что в сфере профессионально - нравственных отношений «журналист — коллеги» действуют два вида нормативов : нормы профессиональной морали и нормы служебной этики . Мера приверженности им и определяет качество нравственного климата редакционных коллективов , а в конечном счете — и дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд , эти нормы выглядят следующим образом :
1. поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других общественных организаций, в которые может входить журналист;
2. заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста; не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим-то корыстным интересам и не писать «заказных статей»; избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;
3. незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах или попавшим в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем-либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;
4. уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на такое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;
5. заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;
6. уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату,
7. уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям.