Считая всякую власть общественным и нравственным злом, Толстой становился на позиции отрицания государства и власти, любой формы религиозного, духовного, экономического и политического насилия. Насилие как нравственная и теоретическая проблема, поиски путей борьбы с насилием сквозь призму идеи ненасилия - вот основа социально-политического мировоззрения Толстого. Источники возникновения насилия, его формы и значение в жизни индивида и общества, влияние насилия на нравственно-духовную жизнь людей, наконец, правомерность или неправомерность, целесообразность или нецелесообразность насилия - все эти вопросы нашли свое отражение в трудах русского писателя.
Проблема насилия изначально была переведена Толстым в область нравственную. Отрицание насилия он выводил, с одной стороны, из учения о том, как человек должен поступать относительно других людей с тем, чтобы жить правильно, т.е. из этики, а с другой - из философии социального непротивления. Как пишет В. Ф. Асмус, Толстым «выдвигается мысль, будто единственным жизненно правильным образом действий человека, испытывающего на себе самом насилие власти должно быть терпение и покорность, т.е. непротивление».
Насилие, согласно Толстому, несовместимо ни с буквой, ни с духом раннехристианского учения, его этической проповедью. Доказательству этого положения он посвящает специальную главу своего трактата «Царство Божие внутри Вас». По Толстому, христианство, если оно проповедует не Христа «казнящего», но Христа прощающего и не воюющего, то оно только в этом случае становится учением нравственным. Отрицание насилия есть, во-первых, частный случай из всеобщего этического закона человеческой любви и братства, а во- вторых, насилие неприемлемо из-за невозможности однозначно определить - что есть зло. Учение о непротивлении не следует понимать так, что оно будто бы запрещает борьбу со злом. Это учение лишь запрещает в борьбе со злом прибегать к насилию. Ненасилие дает возможность человечеству и отдельному индивиду разорвать порочный круг зла. Ненасилие становится, таким образом, формой борьбы со злом.
Анализ эволюции русского анархоколлективизма в контексте развития моральной философии показывает, что анархизм как учение является неотъемлемым компонентом духовно-нравственной культуры цивилизованного человечества. Анархическая идея в истории вызывалась в первую очередь кризисным состоянием общества и его нравственности, теми коллизиями, которые возникали в процессе перехода от одних морально-этических систем и ценностей к другим. Показательным примером служит переход от родовой морали с ее приматом коллективности к морали личностно-индивидуальной. Длительный исторический этап в развитии анархического учения - господство анархоиндивидуализма. Человеческая цивилизация, однако, переживала моменты вырождения индивидуализма в эгоцентризм и эгоизм, а это обусловило переориентацию анархизма на начала коллективистские. Отечественная коллективистская этика Бакунина, Кропоткина и Толстого выражала собой эту вторую традицию.
10 Этическая доктрина марксизма.
Этика марксизма
Классические концепции морали, разработаны выдающимися мыслителями предшествующих эпох, традиционно базировались на способности человека как разумного существа сознательно построить отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма (человечности). Все негативные проявления аморального поведения рассматривались как результат недостаточной работы индивида над самосовершенствованием, недостатками в организации системы образования, низким уровнем развития научного знания. Но научная революция и промышленный переворот XIX в , расширив возможности потребления материальных и духовных благ, не решили социальных противоречий, а, наоборот, обострили общественные антагонизмы.
Марксизм предпринял попытку отбросить абстрактную мораль как средство переоборудование мира и пытался показать мораль в качестве средства духовно-практического освоения действительности, сферы общественного сознания, которое определяется общественным бытием. Мораль выводится не из особой сферы духа (божественная воля, сверхъестественная идея, всемирный Разум и т.д.), а становится продуктом общественного производства, которое рождает цели, ценности и идеалы человеческой жизни, создает основу для духовного самосовершенствования. На материалах становления капитализма Маркс сформулировал положение о том, что общество частных собственников устанавливает такие формы жизнедеятельности, которые предусматривают эгоистическую жизненную установку.
Частная собственность обусловливает реальные возможности успеха и благосостояния индивидов, которые с помощью собственных инстинктов и эгоизма пытаются реализовать себя за счет других. В таких условиях любые рассуждения про высшую, абсолютную, совершенную мораль общего блага вызывает только нарекания на несовершенную жизнь людей и переводят реальные социальные проблемы в сферу морального осуждения, далекого от их практического решения ("Собака лает, а караван идет" - восточная мудрость ). В общественной практике это объективно приводит к моральному лицемерию. Только преодоления социальных антагонизмов, обусловленных частной собственностью, способно преодолеть отчуждение и возвращение морали на землю, приближения ее идеально-совершенных образцов поведения к реальной жизни.
Этической максимой марксистской философии становится положение об уничтожении частной собственности, а для ускорения этого процесса разрешается революционное насилие и уничтожение владельцев, объединенных классовым определением - "эксплуататор". Классовая мораль ограничивается идеологическими и политическими интересами определенных социальных групп, оправдывает их и иногда предполагает уничтожение людей, не согласных с официальной доктриной.
Историческая практика борьбы за коммунизм (социализм) показала: моральным становится то, что работает на идею, а за идеями всегда стоят конкретные люди со своими собственными интересами. Поэтому марксистская концепция морали не преодолела идеологической диктатуры и насилия в области межчеловеческих отношений, а, создав "образ" морально совершенного человека, попыталась загнать в него послушных образцовых граждан, чтобы лучше ими властвовать. По сути марксизм повторил ошибку буржуазной этики - хорошие слова и выводы разошлись с реалиями жизни и коммунистическая мораль не избежала своей доли лицемерия.
11 Развитие этики в западной философии ХХ-ХХ1 вв. Биоэтика.
Биоэтика
Биоэтика порождение западной цивилизации конца XX века. На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Некоторые из них вызваны отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач -- пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишается индивидуальных и социальных качеств. В настоявшее время вырабатываются основные критерии, допускающие экспериментирование на человеке. Исследователь биоэтики Б. Юдин обратил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.
Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают медико-биологические исследования, и сегодня уже можно говорить о наметившихся позициях.
Две старые мировоззренческие традиции - религиозно-идеалистическая и материалистическо-натуралистическая - равно остановились у порога Жизни и Смерти. Человек все чаще отказывается себя понимать как «пассивный» материал в руках высших сил (Бог, Природа) и все более укрепляется в оценке себя целеноправленного “творца” техники, своей жизни, самого себя. Так, П. Сингер отмечает, что «биоэтика - это дисциплина, которая обсуждает ценность тех этических доктрин, которые зачастую окружены ореолом святости»
Т. Энгельхарт полагает, что «сегодня проблема заключается в том, чтобы создать для решения биомедицинских проблем такую этику, которая обладала бы авторитетом рациональности и выступала от имени всего разнообразия точек зрения на мораль. Эта проблема приобретает сегодня особую актуальность, если иметь в виду крах многих традиционных ценностей».
Один из стандартов связан с реанимационной практикой. Совершенствование реанимационных методик превратило умирание в длительный механизированный процесс. поставив новый для человека морально-этический вопрос: кто в данной ситуации должен принять решение о смерти - сам умирающий, врачи или родственники? Данная реальность в значительной степени способствует формированию у медицины, наряду с традиционной здравоохранительной новой функции - смертеобеспечения. Эта функция прочно закрепляется развитием трансплантологии, ибо основным источником биоматериала - человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные пациенты - terminus (конец. предел).
Обесценивание и вытеснение многих традиционных ценностей возможно и ожидаемо при условии неограниченного и массового распространения методик искусственного оплодотворения - «асексуального размножения».
Транссексуальная хирургия - ещё одно медицинское нововведение. Оно возникло как следствие широкого правозащитного движения, и в частности новых подходов к сексуальности человека. Транссексуальная хирургия, которая, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, косвенно, но все же существует в режиме обеспечения сексомоторной сексуальности, то есть стандарта «анормальность».
Практика генетической диагностики приводит к вопросам: что такое здоровая наследственность, хороший или плохой ген, существует ли мера допустимых для общества аномалий? Неудивительно, что генные технологии называют «новым социальным оружием».
Православие полагает, что биомедицинские технологии не столько ставят новые, сколько усиливают и обостряют традиционные моральные проблемы. Современные представители католицизма, протестантизма, а также и иудаизма, ислама, буддизма активно включились в работу Совета Европы по выработке рекомендаций по вопросам биоэтики.