Как уже отмечалось в лекции №1, в структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознание составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает: нравственные ценности, нравственные принципы, нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. Основными категориями морального сознания являются такие понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность.
2. Добро и зло– ключевые категории этики, выражающие нравственно-положительную и нравственно-отрицательную стороны в действиях и поступках человека". Особенности этих категорий: трудность определения, взаимоопределяемость (не зная зла, невозможно понять, что есть добро).
3.Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ. Первым в истории этических учений теоретический анализ данной категории дал Аристотель. Он выделил два вида справедливости: справедливость от природы и справедливость по закону, и отмечал, что справедливость от природы (внутреннее чувство справедливости) выше справедливости по закону. А также Аристотель обозначил два принципа, определяющих сущность данной категории: принцип равенства (равное распределение обязанностей и различных благ) и принцип пропорциональности («больше поработавший получает больше, имеющий большее имущество делает больший взнос и платит больший налог»). Современное понимание справедливости изложено в работе американского мыслителя Дж. Ролза. Первый принцип (по Ролзу) говорит о том, что «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными свободами для других людей». Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и
б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем).
В соответствии с идеями Ролза, в настоящее время справедливость понимается как уважение прав человека, обеспечение равных прав и свобод, а также равных возможностей для достижения целей всем членам общества.
4. Долг и совесть.Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. По И. Канту: «долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону», то есть в основе нравственного мотива, по Канту, лежит чувство внутреннего долга. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностей. Совесть также можно определить как чувство неисполненности долга.
5. Достоинство и ответственность. Достоинство – нравственная категория, обозначающая уважение и самоуважение человеческой личности. По К. Марксу, «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство». Ответственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.
6. Нравственное поведение – это второй важный компонент в структуре морали. Если моральное сознание формирует представление человека о добре, справедливости, и др., то моральное (нравственное) поведение – это утверждение идеалов добра, справедливости, гуманизма в конкретных жизненных ситуациях. Категория «нравственное поведение» тесно связана с понятием нравственный (моральный) выбор. Его суть состоит в выявлении оптимальных способов реализации добра в конкретных жизненных ситуациях. Необходимость выбора между взаимоисключающими в данных условиях нравственными ценностями приводит человека к состоянию морального конфликта. Моральный конфликт – есть несогласованность должного и неизбежного. Общих путей разрешения моральных конфликтов не существует.