Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разработка и внедрение регламента управления продажами



Состояние дебиторской задолженности сегодня для многих компаний проблема номер один. Проблемы с ликвидностью и нехватка доступных заёмных средств вынуждают компании не платить своим поставщикам. Последние в свою очередь ужесточают требования к контрагентам, рассчитывающим на отсрочку платежа. Во внутренних положениях компании должны быть зафиксированы требования, которые позволят избежать роста просроченной дебиторской задолженности. Регламентирующим документом, позволяющим формализовать процесс работы с дебиторской задолженностью может стать «Положение о работе с дебиторской задолженностью».

В регламенте по управлению дебиторской задолженностью содержится информация о том, как принимается решение о предоставлении отсрочки платежа, какие контрагенты могут на неё претендовать, кто несёт ответственность за возникновение просроченной задолженности и т. д.

Эффективное управление дебиторской задолженностью означает отсутствие просроченных долгов. Любая задержка поступления средств от контрагента может создать для бизнеса серьёзные проблемы, так как «перехватить» денег в банке в текущих условиях удаётся далеко не всем. Есть три основополагающих принципа, позволяющих минимизировать риск возникновения просроченных долгов: оценка платежеспособности, установление лимитов на размер и сроки дебиторской задолженности, жесткий контроль соблюдения разработанных правил.

Положение об организации работы по взысканию дебиторской задолженности для ООО «Спецтехмонтаж» предлагается изложить в следующей редакции:

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок работы ООО «Спецтехмонтаж»по взысканию дебиторской задолженности.

2. Настоящее Положение не распространяется на порядок работы подразделений ООО «Спецехмонтаж»по предъявлению контрагентам претензий и ведению судебной работы по количеству и качеству поставляемых товарно-материальных ценностей, выполняемых работ, оказываемых услуг.

3. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

дебиторская задолженность - не исполненное в срок контрагентом обязательство о выплате денежных средств в пользу ООО «Спецтехмонтаж»в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, а также не исполненное в срок обязательство контрагента, задолженность по которому возникла в соответствии с предварительно уплаченной контрагенту суммой (авансом) по договору;

юридическое подразделение - Правовой департамент, юридическая служба (управление, отдел, сектор), юрисконсульт, осуществляющие правовое сопровождение деятельности ООО «Спецтехмонтаж»;

бухгалтерское подразделение - Отдел бухгалтерского учёта, службы бухгалтерского и налогового учёта организации;

исполнитель - структурное подразделение ООО «Спецтехмонтаж»инициировавшее заключение договора согласно Положению о договорной работе в ООО «Спецтехмонтаж»либо отвечающее за осуществление расчетов с контрагентами в соответствии со своей компетенцией.

В случае передачи договора, заключённого подразделением аппарата управления ООО «Спецтехмонтаж»на исполнение структурному подразделению ООО «Спецтехмонтаж»права и обязанности подразделения-исполнителя в соответствии с настоящим Положением осуществляет соответствующее подразделение аппарата управления ООО «Спецехмонтаж», инициировавшее заключение этого договора.

4. Ответственность за своевременный и надлежащий учёт исполнения обязательств перед ООО «Спецтехмонтаж»,полноту и достоверность документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, несёт подразделение-исполнитель.

5. Бухгалтерское подразделение ведет учёт и проводит инвентаризацию дебиторской задолженности.

6. Юридическое подразделение (юрист) несёт ответственность за правильность составления претензий и исков к контрагентам, представление в установленном порядке интересов ООО «Спецтехмонтаж»в судах, органах прокуратуры, юстиции, внутренних дел и иных органах при взыскании дебиторской задолженности, за соблюдение сроков и порядка обжалования судебных актов.

7. При наличии у контрагента неисполненного обязательства о выплате денежных средств в пользу ООО «Спецтехмонтаж»в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором, срок образования задолженности по которому превышает 60 календарных дней, структурные подразделения ООО «Спецехмонтаж»обязаны отказывать в заключении (продлении) договоров с этим контрагентом, за исключением случаев, когда неисполнение обязательства связано с обстоятельствами непреодолимой силы либо когда обязанность ООО «Спецтехмонтаж»заключить договор предусмотрена законодательством Российской Федерации.

8. Для контроля состояния дебиторской задолженности исполнитель ведет реестр контрагентов, имеющих дебиторскую задолженность, в системе сводной отчётности ЕК АСУФР (модуль "Управленческая отчётность, документы "Расшифровка дебиторской задолженности по контрагентам").

Первоочередные мероприятия по взысканию дебиторской задолженности заключаются в следующем:

9. Исполнитель осуществляет контроль за полным и своевременным погашением контрагентом дебиторской задолженности в соответствии с Положением о договорной работе в ООО «Спецтехмонтаж».

10. В случае образования дебиторской задолженности в связи с неисполнением обязательства перед ООО «Спецтехмонтаж»контрагенту предъявляется претензия в порядке, предусмотренном договором или настоящим Положением.

Цель предъявления претензии - доказательно убедить контрагента в том, что его действия не соответствуют условиям договора и невыгодны для него, принимая при этом меры досудебного разбирательства.

Предъявление контрагенту претензии не освобождает подразделение-исполнителя от осуществления таких направленных на погашение дебиторской задолженности мер, как направление писем, телеграмм, составление актов сверок и т. д.

11. Претензии о взыскании дебиторской задолженности, вытекающей из деятельности подразделений аппарата управления ООО «Спецтехмонтаж»предъявляет юрист.

12. Не позднее десяти рабочих дней с даты образования дебиторской задолженности подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления претензии, к которому прилагаются следующие документы:

- копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих её размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т. д.);

- реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т. д.);

- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);

- копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

- копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.

13. Юридическое подразделение в течение пяти рабочих дней с даты получения письменного обращения, указанного в пункте 12 настоящего Положения, определяет правовые основания для предъявления претензии и при наличии таких оснований предъявляет контрагенту претензию.

14. Претензия должна содержать следующие данные:

- наименование контрагента;

- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие статьи договора и нормативных правовых актов;

- указание о предполагаемом способе исполнения обязательств;

- расчёт суммы требований по претензии и номер счета, на который должны быть перечислены денежные средства;

- срок исполнения обязательств контрагентом и/или срок ответа на претензию, который не может превышать 60 дней с даты, когда обязательство контрагента должно было быть исполнено, если иной срок не предусмотрен договором или законодательством Российской Федерации;

- информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств ООО «Спецтехмонтаж»обращение в суд и т. д.);

- дата и регистрационный номер претензии;

- подпись уполномоченного лица.

15. Претензия направляется контрагенту заказным письмом (иным способом, позволяющим доказать факт направления претензии).

16. При отсутствии у юридического подразделения достаточной информации и/или документов для предъявления претензии подразделение-исполнитель должно в течение двух рабочих дней со дня извещения об этом предоставить недостающую информацию.

Если оснований для предъявления претензии нет, юрист письменно сообщает об этом подразделению-исполнителю.

17. О факте предъявления контрагенту претензии юридическое подразделение не позднее дня, следующего за днем её предъявления, информирует подразделение-исполнителя, а также направляет ему копию претензии.

18. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для предъявления претензии не освобождает подразделение-исполнителя от дальнейшей работы по обеспечению погашения контрагентом дебиторской задолженности.

19. Подразделение-исполнитель осуществляет контроль за исполнением контрагентом требований, содержащихся в претензии, включающий в себя следующие мероприятия:

- проверка полноты и соблюдения сроков исполнения требований, содержащихся в претензии;

- информирование юридического подразделения в случае полного или частичного отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок.

20. В случае если ответ на претензию представляется в юридическое подразделение, это подразделение не позднее следующего заднем получения ответа дня направляет его копию в подразделение-исполнитель.

21. В случае если контрагент не исполнил заявленные в претензии требования в указанный в претензии срок, дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

22. Претензии должны предъявляться всем контрагентам без исключения, даже если направление претензий не предусмотрено условиями договора.

Если по каким-либо причинам претензия не была предъявлена контрагенту и её предъявление не является обязательным согласно условиям договора или требованиям законодательства, то по истечении 60 дней с даты образования дебиторской задолженности она подлежит взысканию в судебном порядке.

Организация работы по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке

23. Не позднее трёх рабочих дней с даты получения полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок, а также в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящего Положения, подразделение-исполнитель направляет в юридическое подразделение письменное обращение о необходимости предъявления судебного иска, к которому прилагаются следующие документы:

- копии документов, на основании которых возникла дебиторская задолженность, и документов, подтверждающих ее размер (договоры, акты передачи товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг, акты сверок взаимных расчетов и т. д.);

- информация о результатах рассмотрения контрагентом претензии, включая копию претензии, или информация о том, что претензия не направлялась;

- реквизиты контрагента (наименование и местонахождение контрагента, банковские реквизиты, ИНН и т. д.);

- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);

- копии писем по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

- копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства.

24. Юридическое подразделение в течение десяти рабочих дней с даты получения письменного обращения с комплектом документов согласно пункту 22 настоящего Положения предъявляет исковое заявление в суд в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

При расчёте суммы иска в неё в обязательном порядке включаются суммы штрафов, предусмотренных договором и законодательством Российской Федерации.

25. При отсутствии у юридического подразделения достаточной информации и документов для предъявления иска подразделение-исполнитель в течение трех рабочих дней со дня получения извещения об этом обязано предоставить недостающие информацию и документы или сообщить письменно об отсутствии таковых.

Если в этом случае имеющиеся информация и документы не позволяют ООО «Спецтехмонтаж» обосновать исковые требования, то иск не предъявляется.

О причинах непредъявления иска юридическое подразделение уведомляет подразделение-исполнителя.

26. Передача в юридическое подразделение материалов и документов для ведения судебной работы в отношении контрагента не освобождает подразделение-исполнителя от обязанности контроля за исполнением контрагентом своих обязательств.

27. Подразделение-исполнитель обязано контролировать поступление от контрагентов платежей в счёт погашения дебиторской задолженности, а также незамедлительно представлять в юридическое подразделение документы, имеющие отношение к взысканию дебиторской задолженности (переписка, акты сверки расчетов и т.д.).

В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договорённости об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга подразделение-исполнитель незамедлительно направляет в юридическое подразделение письменное сообщение об этом с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов ООО «Спецтехмонтаж».

28. При рассмотрении искового заявления о взыскании дебиторской задолженности подразделение-исполнитель обязано оказывать юридическому подразделению помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечить присутствие на судебных заседаниях своих специалистов.

29. После выдачи судом исполнительного листа о взыскании с контрагента просроченной дебиторской задолженности юрист в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- направляет в структурные подразделения ООО «Спецтехмонтаж»либо в органы государственной власти запросы о предоставлении информации о банковских счетах и имуществе контрагента;

- направляет исполнительный лист в банки, обслуживающие счета контрагента;

- организует взаимодействие с подразделениями службы судебных приставов для взыскания дебиторской задолженности на основании выданного судом исполнительного листа;

- обращается в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

30. Подразделение-исполнитель ежемесячно, до пятого числа, направляет в юридическое подразделение запрос о результатах проведенной судебной работы с указанием контрагентов, по которым были представлены документы для предъявления исков.

Юридическое подразделение ежемесячно, до десятого числа, представляет в подразделение-исполнитель ответ на указанный запрос, который должен содержать следующие данные:

- наименование контрагента;

- предмет спора и реквизиты договора, по которому образовалась дебиторская задолженность;

- размер дебиторской задолженности и сумма иска, включающая суммы штрафов;

- текущее состояние рассмотрения судебного дела: краткое содержание вынесенных по делу судебных актов, информация о получении исполнительных листов и т. д.;

- информация о ходе взыскания по исполнительным листам.

Целью внедрения данного нормативного документа является минимизация ошибок при продаже товара и разделение зон ответственности сотрудников при реализации данного бизнес-процесса. Так как предоставление товарного кредита является одним из инструментов продаж, алгоритм управления дебиторской задолженности также входит в состав указанного регламента.

Организация продаж по чёткой схеме дает возможность оперативно управлять процессом продаж и общения с клиентами.

Регламент по управлению продажами включает в себя:

- описание бизнес-процесса продажи товаров, при этом учитывается вариативность существующих в организации способов реализации товара;

- поставка товара на условиях предоплаты;

- поставка товара с отсрочкой платежа;

- географию реализации товара;

- структурную схему процесса продажи товаров и обслуживания клиентов;

- основные и второстепенные обязанности менеджеров по продажам, а также сотрудников склада и бухгалтерии;

- мероприятия по оптимизации управления дебиторской задолженности.

В регламенте устанавливаются условия предоставления коммерческого кредитования покупателям. В них оговаривается, что данная операция осуществляется только в отношении клиентов, имеющих положительную историю закупок в течение не менее 6 предшествующих месяцев, при наличии постоянных оборотов и отсутствии необоснованных возвратов и претензий со стороны покупателя. Максимальный срок предоставляемой клиенту отсрочки платежа не может превышать 45 календарных дней с момента отгрузки товара.

Здесь же определяются пределы ответственности руководителей разных уровней при принятии решения о величине кредитного лимита для клиента. Решение о предоставлении кредитного лимита на сумму свыше 50000 и до 500000 рублей согласовывается с коммерческим директором. Свыше 500000 рублей – с генеральным директором.

Следует отметить, что регистрация условий договора поставки с установленным кредитным лимитом в информационной системе компании относится к обязанностям кредитного менеджера. При превышении того или иного условия процесс реализации товара автоматически блокируется системой, и отгрузка товара становится невозможной. Изменять условия кредитования клиента в информационной базе компании может только кредитный менеджер, у остальных сотрудников компании данные права отсутствуют.

Отладка информационной системы компании под соответствующие требования к обеспечению контроля задолженности является обязательным условием создания работающей системы управления дебиторской задолженности.

Этап реализации товара с отсрочкой платежа также не оставлен без внимания. При наличии просрочки платежа за предшествующую отгрузку менеджер приостанавливает все последующие отгрузки клиенту до момента погашения просроченной задолженности, либо производить последующие отгрузки с предварительной оплатой. В соответствии с регламентом, обязанность контроля за поступлением денежных средств при осуществлении отгрузки товара с отсрочкой платежа возложена на менеджера по продажам.

Помимо регламентации этапов заключения договора поставки, реализации товара, возврата товара покупателем и внутреннего перемещения товаров, регламент по управлению продажами содержит алгоритм действий сотрудников при изъятии просроченной дебиторской задолженности и ведению превентивной работы по её возникновению.

Менеджеры по продажам должны обеспечивать соблюдение следующих процедур управления дебиторской задолженностью:

1. С 1 по 30 день со дня возникновения задолженности один раз в неделю (установить конкретный день, например, понедельник) направляет напоминание об оплате.

2. За 2-3 дня до наступления срока оплаты менеджер по телефону напоминает клиенту об окончании периода отсрочки и необходимости погашения долга.

3. При неоплате в срок менеджер осуществляет ежедневные звонки с целью выяснения причин и формирования графика погашения задолженности.

4. Одновременно с этим в период от 1 до 60 дней просрочки ответственный менеджер один раз в неделю (например, каждый понедельник) направляет в адрес клиента первое требование об оплате. В течении двух дней после отправки требования менеджер обязан созвониться с клиентом, чтобы проконтролировать факт получения данного требования и запросить информацию о предпринятых клиентом действиях.

В случае просрочки оплаты более 60 дней действия по погашению задолженности осуществляются финансовым и юридическим отделами. Финансовый менеджер предпринимает все возможные меры по досудебному урегулированию и возврату просроченной дебиторской задолженности, в том числе направляет в адрес клиента второе требование об оплате.

При достижении 180-дневного срока просрочки юрист формирует пакет документов для передачи дела в арбитражный суд либо агентству по сбору дебиторской задолженности, предварительно направив соответствующее письмо клиенту.

Для большей эффективности необходимо также увязать систему мотивации менеджеров с системой работы с дебиторской задолженностью. Например, ввести в качестве одного из ключевых показателей деятельности объём (долю) просроченной дебиторской задолженности в общем объёме дебиторской задолженности по состоянию на отчётную дату.

Как вариант, возможно использовать и страхование кредитов – мере против непредвиденных потерь безнадёжного долга. Но, до принятия окончательного решения о приобретении такой защиты, нужно оценить ожидаемые средние потери безнадёжного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и непосредственную стоимость страхования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.