Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рядный топливный насос



Топливный насос служит для подачи в цилиндры двигателя точно отмеренных порций топлива в определенный момент и под высоким давлением.

На дизельных двигателях устанавливают топливные насосы двух видов —

рядные многоплунжерные и одноплунжерные распределительного типа. Рядные многоплунжерные насосы состоят из секций, число которых соответствует числу цилиндров. Рассмотрим устройство и работу одной типичной секции этого насоса.

Насосная секция (рис. 54) включает плунжерную пару, пружину 3, толкатель, кулачок 8 вала топливного насоса и нагнетательный клапан 13 с седлом 14.

 

Рис. 54(47). Насосная секция: 1 - рейка, 2 - винт, 3 - пружина, 4 - тарелка пружины, 5 - регулировочный болт толкателя, 6 - корпус толкателя, 7 - ролик, 8 - кулачок, 9 - втулка, 10 - зубчатый венец, 11 - гильза плунжерной пары, 12 - плунжер, 13 - нагнетательный клапан, 14 - седло нагнетательного клапана

 

Основой секции является плунжерная пара. Она состоит из гильзы 11 и свободно перемещающегося внутри нее плунжера 12. Гильза и плунжер изготовлены из легированной стали и подвергнуты термической обработке до высокой твердости. Во время работы в плунжерной паре создается высокое давление топлива. При рабочем движении плунжера топливо не должно просачиваться из надплунжерного пространства между трущимися поверхностями плунжерной пары, поэтому плунжер с большой точностью притирают к гильзе. Зазор между ними в десятки раз тоньше волоса (0,001—0,002 мм). Раскомплектовывать детали плунжерной пары не разрешается,

Гильза представляет собой втулку с утолщением в верхней части. В утолщенной части гильзы имеются два противоположных боковых отверстия Верхнее, впускное, отверстие служит для заполнения надплунжерного пространства топливом. Нижнее, перепускное, отверстие — для перепуска топлива. Оба отверстия гильзы соединены с П-образным каналом топливного насоса.

В верхней части плунжера находятся соединенные между собой осевой и боковой каналы и отсечной паз. Отсечной паз выполнен по винтовой линии. Он позволяет менять порции подаваемого топлива без изменения общего хода плунжера. Кольцевая выточка в средней части плунжера служит для равномерного распределения по гильзе дизельного топлива, выполняющего в данном случае роль масла.

В нижней части плунжера выполнены выступ и выточка. Выступ входит в пазы поворотной втулки 9, на которой помещен зубчатый венец 10, соединенный с рейкой насоса. Зубчатый венец зажимается на втулке винтом 2. Нижняя выточка плунжера используется для закрепления в ней тарелки 4 пружины, которая необходима для перемещения плунжера вниз.

Плунжер перемещается вверх под действием толкателя, который получает движение от кулачка валика топливного насоса. Толкатель состоит из корпуса 6, ролика 7 с осью и регулировочного болта 5 с контргайкой. Во избежание поломки деталей топливного насоса во время эксплуатации толкатели фиксируются винтами, которые ввертываются в корпус насоса против толкателей, и попарно закрепляются проволокой.

Чтобы обеспечить четкое начало и окончание подачи топлива, в цилиндр над гильзой устанавливают нагнетательный клапан, состоящий из корпуса и точно подогнанного к нему клапана 13. Под давлением пружины клапан плотно закрывает выход к форсунке.

На рис. 55 показана схема работы секции топливного насоса. Под действием толкателя и пружины плунжер совершает - возвратно-поступательное движение. При движении плунжера 7 вниз топливо из впускной части 4 П-образного канала проходит в гильзу 2 (рис. 55, а). При движении вверх плунжер перекрывает впускное отверстие гильзы (рис.55, б), и топливо. Открывая нагнетательный клапан 5, проходит под большим давлением в форсунку. Как только кромка отсечного паза совмещается с перепускным отверстием гильзы (рис. 55, в), топливо из надплунжерного пространства попадает по каналам плунжера и перепускное отверстие 7 гильзы в П-образный канал и далее через перепускной клапан к подкачивающей помпе. Под действием пружины 6 нагнетательный клапан садится в гнездо и отсасывает часть топлива из топливопровода высокого давления, что соответствует резкой отсечке топлива. Давление в топливопроводе резко падает и происходит четкое прекращение подачи топлива форсункой. Таким образом, рабочий ход плунжера длится от конца

 

 

Рис. 55(48). Схема работы секции топливного насоса: а- заполнение гильзы топливом, б - подача топлива в форсунку, в - конец подачи топлива (отсечка), г - поворот плунжера в сторону увеличения подачи, д - положение плунжера при выключенной подаче; 1 - плунжер, 2 - гильза плунжера, 3 - седло нагнетательного клапана, 4 - впускная часть П - образного канала, 5 - нагнетательный клапан, 6 - пружина, 7 - перепускное отверстие гильзы

 

закрытия верхней кромкой плунжера впускного окна гильзы до начала открытия перепускного окна кромкой отсечного паза.

Продолжительность рабочего хода плунжера можно менять, повернув его в гильзе на соответствующий угол (рис. 55, г). Момент начала подачи топлива при этом не изменяется, а конец подачи топлива наступает раньше или позже в зависимости от положения плунжера в гильзе. Чем ближе к верхнему торцу плунжера кромка отсечного паза, обращенная в сторону перепускного отверстия, тем раньше кончается подача топлива. Наименьшее расстояние от кромки паза до торца плунжера соответствует выключению подачи топлива (рис. 55, д).

Подачу топлива каждой секцией регулируют поворотом втулки 9 (см. рис. 54) относительно зубчатого венца 10, для чего предварительно ослабляют стяжной винт 2. Порции топлива, подаваемые всеми секциями насоса, меняют передвижением зубчатой рейки 1 насоса, которая с помощью зубчатых венцов 10 и поворотных втулок 9 поворачивает одновременно все плунжеры 12 вокруг их оси.

В некоторых многоплунжерных насосах применяется механизм поворота плунжеров (рис. 56) с гладкой рейкой, на которой стяжными винтами закреплены вильчатые хомуты 4. В прорези хомутов входят поводки 2,

 

 

Рис. 56(49). Механизм поворота плунжеров: 1 - рейка, 2 - поводок, 3 - стяжной винт хомута, 4 - вильчатый хомут, 5 - плунжер

 

напрессованные на нижние концы плунжеров. Подачу топлива каждой секцией в таких насосах изменяют перемещением хомутов по рейке при ослабленных стяжных винтах 3.

Движением рейки вперед увеличивают порцию подаваемого топлива. Рейкой управляет регулятор, который крепится к задней части корпуса топливного насоса (рис. 57). У некоторых двигателей корпус топливного насоса изготовлен отдельно от головки.

 

 

Рис. 57(50). Детали рядного топливного насоса: 1 - гильза плунжерной пары, 2 - П - образный канал, 3 - топливоподводящий штуцер, 4 - перепускной клапан, 5 - штуцер, 6 - нагнетательный клапан, 7 - плунжер, 8 - рейка, 9 - толкатель, 10 - эксцентрик, 11 - кулачковый вал, 12 - шлицевая втулка, 13 - установочный фланец, 14 - стопорный винт, 15 - корпус

 

Корпус рассматриваемого насоса представляет собой монолитную конструкцию с несъемной головкой. Он разделен литой горизонтальной перегородкой на две части. В верхней части корпуса имеются четыре вертикальные расточки для установки секций топливного насоса. Горизонтальные сверления образуют П-образный топливный канал 2, соединенный топливопроводами с подкачивающей помпой. Перепускной клапан 4, установленный в штуцере перепуска топлива к подкачивающей помпе, поддерживает в П-образном канале давление около 0,1 МПа. В стенках верхней части корпуса расположены два люка: слева малый смотровой, а справа — большой монтажный. Люки закрыты крышками. На лицевой стороне крышки смотрового люка установлен сапун, предназначенный для вентиляции полости насоса. Сапун имеет фильтр из поропласта, который очищает воздух, попадающий в корпус насоса из атмосферы. Внизу корпуса насоса находится сливная трубка, которая служит для слива излишков масла и просочившегося топлива из корпуса насоса и подкачивающей помпы.

В нижней половине корпуса насоса размещен кулачковый вал—общий для всех секций насоса, который уложен на двух шариковых подшипниках. На кулачковом валу расположены четыре кулачка, развернутых по отношению друг к другу под углом 90°. Между вторым и третьим кулачками вала находится эксцентрик 10, который служит для привода подкачивающей помпы.

Привод кулачкового вала насоса осуществляется шестерней привода с помощью шлицевой втулки 12. Шлицевая втулка связана шпонкой с кулачковым валом и соединяется с шестерней 1 (рис. 58) привода посредством шлицевой шайбы 2 и двух болтов 3. Шестерня 1 свободно

 

 

Рис. 58(51). Привод топливного насоса: 1 - шестерня, 2 - шлицевая шайба, 3 - болт, 4 - шлицевая втулка

 

посажена на ступице установочного фланца. В центральное отверстие шестерни запрессована бронзовая втулка, которая при вращении буртом прижимается к торцу установочного фланца. Шайба 2 относительно втулки устанавливается в определенном положении благодаря пропущенному (слепому) шлицу. Это положение обеспечивает снятие и установку топливного насоса без нарушения установленного момента подачи топлива.

Общий момент подачи топлива насосным секциям изменяется поворотом щлицевой шайбы относительно шестерни насоса. Для этой цели в шайбе просверлены четырнадцать отверстий на одном радиусе через угол 21°.

На переднем торце ступицы шестерни имеются четырнадцать резьбовых отверстий, но расположенные через 22,5 °. Такое расположение Отверстий позволяет совместить только две противоположные пары отверстий.

При повороте шлицевой шайбы по часовой стрелке до совмещения следующей пары отверстий момент подачи топлива к форсунке происходит на 3° раньше. Если повернуть шайбу против часовой стрелки, угол начала подачи топлива уменьшится. При нормальной работе топливного насоса каждая секция начинает подачу топлива к форсункам за несколько градусов до прихода поршня в ВМТ при такте сжатия. Если общий момент начала подачи топлива секциями насоса можно изменить, переставив болты крепления шлицевой шайбы к шестерне топливного насоса, то момент начала подачи топлива каждой секции изменяют регулировочным болтом толкателя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.