Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Билет 5. Теория влечений в психоанализе



 

Фрейд ведет речь не о теории, влечений, а о «психоаналитическом учении о влечениях», окончательный вариант которого он изложил в сжатой и весьма доходчивой форме в своей работе «Очерк психоанализа». Там говорится, что «целью» «эроса» является «привязанность», создание «возрастающей общности». Антагонизмом эроса Фрейд именует «деструктивное влечение», «целью» которого является «разрыв взаимосвязей», «разрушение» существующей общности.

Дихотомические понятия, сформулированные Фрейдом в начальных вариантах его учения о влечениях (сексуальное влечение/инстинкт самосохранения; либидо эго/либидо объекта), в заключительной версии этой теории были объединены под общим названием эроса, антагонист которого, деструктивное влечение, было названо «влечением к смерти» в связи с предположением о том, что его «целью» является уничтожение органической общности, возвращение этой общности в неорганическое состояние, иными словами, физическая смерть организма.

«Единство и антогонизм» двух «основных влечений», постоянную борьбу между ними, которая при этом пародоксальным образом мыслилась как своеобразная общность (см. концепцию смешения влечений), Фрейд считал источником «всего разнообразия проявлений жизни». Формулируя постулат о двух «основных влечениях», Фрейд пытался создать «органический» аналог «нары противоположностей — притягивания и отталкивания», которая, но его мнению, являлась выражением динамики энергии в «неорганическом пространстве».

Па протяжении всей своей жизни Фрейд надеялся на то, что со временем удастся доказать, что в основе влечений лежат биохимические (физиологические) процессы. Однако психоаналитические исследования феномена влечений с самого начала сосредоточились не на физиологических аспектах, а лишь на тех проявлениях влечений, которые зримо отражались на психическом состоянии: в области бессознательного их выражением служили эмоции и воображение (желания и фантазии).

Прежде чем производные влечений в виде компромисса получают доступ к сознанию, видоизменяясь в соответствии с требованиями здравого смысла и культурных норм, происходят дополнительные трансформации, динамику и «экономию» которых Фрейд рассматривал сначала с топологической (бессознательное — предсознательное — сознание), а затем и со структурной точек зрения (Оно — Я — Сверх - я).

Впоследствии, сформулировав понятие влечения, Фрейд рассматривал возбуждение, вызванное раздражающим импульсом, как «провокационный вызов психике», на который она отвечает в соответствии с обшей тенденцией к сохранению по мере возможности неизменного уровня напряжения.

Цель влечения — восстановление состояния равновесия или, говоря на языке психологии, выполнение желания, удовлетворение — достигается, согласно Фрейду, с помощью объекта влечений, в роли которого выступает, как правило, другой человек (например, мать в случае новорожденного), хотя его могут заменить собственное тело и самость (см. концепцию вторичного нарциссизма). Следует отметить, что Фрейд, описывая связь между источниками влечений, определяет влечения, с психологической точки зрения, как состояние напряжения, а цель влечений считает почти неизменной, между тем как отношение к объекту влечений он характеризует как довольно неустойчивое.
На основании этого можно прийти к выводу, что формы проявления удовлетворения влечений в рамках конкретных объектных отношений обусловлены социальными факторами, а естественное развитие процесса влечений можно охарактеризовать в соответствии с тремя вышеназванными аспектами.

Быть может, именно при создании теории влечений многие понятия явились выражением бессознательных, кориоральных фантазий, которые Фрейд не просто сформулировал, а скорее испытал в ходе личного анализа, и которым сопереживал в ходе анализа других людей.

 

Билет 6. Топографический подход (от греч. topos - место, личность; grapho - пищу) - анализ психологического пространства и взаимного расположения его частей. Этот подход определил место бессознательного, "глубинных" процессов в области психического. Бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов - алогичных, стихийных, непосредственных, здесь нет места чувству времени, порядку, логике. Для них характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сознательное управляется вторичными процессами - мышление, рассуждение, внимание, контролируемое действие. Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.

 

Билет 7. Экономический подход имеет отношение к распределению, преобразованию и учету психической энергии. На нем базируются такие концепции, как связывание, нейтрализация, сексуализация, агрессивность и сублимация. Экономика - попытка проследить все превращения отдельных количеств возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Конкретными проявлениями экономики являются - навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки или, наоборот, высвобождение "зажатых" аффектов (отреагирование), отделение представления от первоначально связанного с ним аффекта и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.