Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Открытие бессознательного



Вопрос 1. История развития воззрений З.Фрейда

 

Эволюция взглядов Фрейда в 3 периодах научного творчества:

1) 1897 — 1905. Охватывает период после того, как он отошел от использования гипноза с И.Брейером. Психоанализ как метод лечения неврозов. Первый вариант учения о системе душевной жизни с тремя уровнями (сознательное + предсознательное + бессознательное с цензурой посередине). «Толкование сновидений» (1900) — показывает, утверждает, обосновывает положение о связи соотношений психических сил, которые обнаружились на патопсихологическом материале, на здоровых людях. Структура сновидения как материал для вывода о том, что сновидения также как симптомы больного - символическое исполнение вытесненных желаний. Метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидения, метод толкования ошибок повседневной жизни, метод толкования остроумия.

Таким образом складываются методы, представление об общих психических механизмах, лежащих в основе бессознательного: смещение и др. Складывается проблема индивидуального развития либидо — учение о детской сексуальности. Приобретение психоанализом популярности.

2) 1906-1918. Превращение фрейдизма в общепсихологическое учение о личности и развитии. «Лекции по введению в психоанализ». Описание психических процессов с динамической, топической и экономической точки зрения. Распространение психоанализа на область творчества и истории. Отход от Фрейда первых соратников Адлера и Юнга.

3) после Первой мировой войны. Под ее влиянием изменение учения о влечениях. Новая структура личности. Становление психоанализа как философской системы.

Вопрос 2. Теория сексуальности

 

При помощи психоанализа и толкования сновидений Фрейд начинает прорабатывать самое гениальное своё открытие, которое назвал “Теория сексуальности”. Её суть в том, что каждый человек рождается с базисным сексуальным влечением, которое называется ЛИБИДО. Следовательно, каждый младенец получает сексуальное удовольствие от стимуляции любой его точки тела, но уже в дальнейшем ЛИБИДО структурируется и для сексуального удовлетворения выделяются специфические органы, которые формируются на базе эрогенных зон.

На одном выступление Фрейд заявил: “Тайна человеческой души – заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм - и исцеление придёт”. ДАННАЯ ТЕОРИЯ ПОЧТИ ВСЕМИ БЫЛА ВОСПРИНЯТА ВРОЖДЕБНО И ВЫСМЕЯНА.

Но Фрейд продолжал работать над ней, приходя всё больше к выводу, что причина неврозов кроется именно в подавленной детской сексуальности. Даже сейчас человеку, только вникающему в суть психоанализа, достаточно трудно принять и осмыслить такую необычную теорию.

Главное в этой теории – сексуальное отношение ребёнка к своим родителям. Ребенок любит родителя противоположного пола и ненавидит родителя своего пола. Данный факт Фрейд назвал “Эдиповым комплексом”. Согласно мифу о царе Эдипе, он, брошенный своими родителями в детстве, когда становиться взрослым, при столкновение убивает своего отца – царя Лая, не зная об этом. Также по незнанию жениться на жене Лая царице – Иокасте, своей матери. Когда Эдип узнаёт от Оракула о совершенном им преступление, то ослепляет себя, а Иокаста кончает жизнь самоубийством. Чем же привлёк Фрейда миф об Эдипе? Разыгрываемое в этом мифе в детстве испытывает каждый: любовь к матери и ревность к отцу – суть того, что Фрейд называет “ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ. Этим открытием он доказывает, что в основе всей сущности личности лежит её сексуальность.

 

Открытие бессознательного

 

Область бессознательного, по Фрейду, обладает особыми свой­ствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не со­знается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что ин­формация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в созна­ние. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечения­ми, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытес­няются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они периодически прорыва­ются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознатель­ного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследо­вания проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разрабо­таны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа снови­дений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти законо­мерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заклю­чение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ас­социативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться сло­ва, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мне­нию Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля созна­ния и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным проры­вом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его пред­ставлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психиче­ского состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симпто­мов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы боль­ной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет из­лечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — потребность в продолже­нии рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подав­ленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не свя­занными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные пережива­ния, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бес­сознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые про­являются в так называемых «ошибочных действиях». К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприят­ных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

 

Эдипов комплекс

Эдипова или фаллическая стадия развития личности — то, что называется у нас "дошкольное детство", период с трех до пяти-шести лет. В этом возрасте, по мнению большинства психоаналитиков, складываются основные формы сексуального поведения и формируется супер-эго — главная контролирующая инстанция человеческого поведения, местопребывание чувства вины, идеалов, совести и морали. На эдиповой стадии происходит развитие основных паттернов (образцов) мужественности и женственности (маскулинности и фемининности); ребенок усваивает принятую в культуре женскую или мужскую роль, более или менее успешно разрешая связанные с ними главные невротические проблемы — страх кастрации (у мальчиков) и зависть к пенису (у девочек). Совершенствуется система психологических защит личности, развиваются и усложняются ее отношения с миром.

Классический психоанализ считает, что в результате этого любопытства и сравнения себя с другими детьми мальчик начинается гордиться своим пенисом, а девочка испытывает разочарование и зависть. Однако нарциссическая гордость мальчика сопровождается страхом потерять столь важное отличие (кастрационная тревога), а пресловутая "зависть к пенису" (наличие такого чувства активно оспаривают многие аналитики, в особенности Карен Хорни) становится залогом нормального женского варианта психосексуалъного развития. Оба эти момента связаны с эдиповым комплексом.

Фрейд считал, что страх кастрации является главным фактором преодоления эдипова комплекса. Мальчик должен отказаться от матери, признать власть отца и отождествить себя с ним, а девочка — смириться с отсутствием пениса и обратить внимание на мужчину, который в качестве обладателя этого вожделенного предмета способен (разумеется, в будущем) наделить ее ребенком как символической заменой мужского органа. Таким образом, происходит "разрыв" с родителями как первичными объектами эротического влечения и одновременное утверждение их в качестве авторитетных и властных образцов для подражания.

Когда данная теория применяется к взаимоотношениям ребенок - родитель, она предполагает несколько заключений: желание быть похожим на родителя может быть дериватом желания орального поглощения; зависимая привязанность к родителю может быть выражением усиленной оральной организации; любая разновидность покорной преданности родителю своего пола является, возможно, выражением пассивного гомосексуализма или сексуальных мазохистских наклонностей, в то время как протест против родителя своего пола, возможно, представляет собой проявление внутренней борьбы с имеющимися гомосексуальными желаниями; в более общем виде любая разновидность привязанности или нежности к родителю является по определению сдержанной в отношении цели сексуальностью; страхи относятся главным образом к наказанию за запретные инстинктивные желания (инцестуозные желания, мастурбация, ревность), а предчувствие опасности налагает запрет на физическое удовлетворение (страх кастрации, страх потери любви); наконец, враждебность по отношению к родителю, если она не связана с фрустрацией инстинктивных желаний, может быть понята как конечное выражение сексуального соперничества.

Фрейд описывает эдипов комплекс как страстная привязанность к одному из родителей и ревность к другому или к любому человеку, стоящему на пути удовлетворения претензии ребенка на исключительное обладание.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.