Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы адаптивной физической культуры



Любой целенаправленный и организованный процесс подчинен общим педагогическим законам, закономерностям и принципам. Проблему принципов в педагогике на сегодня нельзя считать решенной – не разработаны научные основы системы принципов, их соподчинения, иерархии. В педагогической литературе существует множество принципов, отличающихся формулировками, емкостью и содержанием. На разработку принципов адаптивной физической культуры влияют не только педагогические, но и социальные, философские, психологические, медицинские и другие законы и закономерности.

Не располагая принципами, т.е. научно-практическими положениями, определяющими основные требования к построению, содержанию, методам и организации занятий, педагоги-практики чаще всего опираются на имеющиеся знания, опыт, интуицию, указания, идеи, правила, нормы и т.п., которые не всегда бывают достаточно эффективны.

Принципы являются составной частью методологии, отражая общие концепции и сущность дисциплины, ее содержание, меру взаимодействия педагога и занимающегося. Поэтому разработка принципов и основных требований для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями имеет первостепенное значение для теории и практики адаптивной физической культуры.

На основе изучения современных принципов философско-мировоззренческого характера, определяющих стратегический путь развития физической культуры личности; дидактических принципов, законов и закономерностей обучения; общепедагогических принципов теории и методики физической культуры; педагогических принципов лечебной физической культуры; принципов педагогической валеологии в специальном образовании; принципов реабилитации психически больных; принципов специальной педагогики и специальной психологии; принципов коррекции двигательных нарушений у детей аномального развития разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально методические принципы. При этом под принципами в теории адаптивной физической культуры понимаются наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.

Социальные принципы адаптивной физической культуры отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Общеметодические принципы адаптивной физической культуры отражают особенности реализации дидактических принципов сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитии физических качеств и способностей у лиц с психическими, сенсорными, двигательными нарушениями.

Специально методические принципы адаптивной физической культуры построены на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующими признаками являются биологические и психологические особенности объекта педагогических воздействий, которые взаимосвязаны с двигательной сферой и существенно влияют на ее развитие.

 

В АФК-ре выделены 2 группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами.

^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:

1. Коррекционно-компенсаторная функция. Является ведущей для всех видов АФК-ры. Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие основные направления:

1. Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций -зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.;

2. Коррекция психических нарушений - внимания, памяти, речи, представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения, мотивации, личностных установок.;

3. Коррекция соматических нарушений - осанки, плоскостопия и др. деформаций телосложения, дыхания, ССС-мы и др. нарушений;

4. Коррекция координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия, расслабления и др.;

5. Коррекция нарушений физической подготовленности целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств, ограничивающих двигательную активность;

6. Коррекция техники основных движений - пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.;

Данное деление носит теоретический характер, в практической работе таких разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач.

^ 2. Профилактическая функция. В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья.

^ 3. Образовательная функция. В широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни - в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В. М. Выдрин, 2001).

В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК-ры, но особенно ярко выражена в адаптивном физическом воспитании и адаптивном спорте.

^ 4. Развивающая функция. Нарушения физического развития и физической подготовленности являются закономерными для всех нозологических групп, поэтому развивающая функция АФК-ры заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей. Их развитие происходит за счет перестройки и совершенствования регуляции физиологических функций, мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных сил организма, адаптации всех систем и функций организма, волевых усилий.

Развивающая функция реализуется во всех видах АФК-ры. Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития. Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности, испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности (Н. О. Рубцова, 2000).

^ 5. Воспитательная функция. На воспитание личности человека с ограниченными функциональными возможностями оказывает среда, семья, учителя и наставники, врачи, психологи, друзья сверстники, природа, искусство, образование и др. факторы (С. М. Хорош, 1989; Е. М. Мастюкова, 1992; А. В. Васильев, 1998 и др.). Цель воспитания — всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.

6. ^ Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК-ры связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям АФК-ры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования ЗОЖ. Но для каждого отдельно взятого человека имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к физкультурной деятельности и реальное поведение. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными - укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива завести новые знакомства, уйти от одиночества и замкнутого жизненного пространства, получить определенный статус, добиться максимальные спортивных результатов, удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий.

7. ^ Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации.

Ее достижение обеспечивается реализацией следующих положений:

- применением обоснованных методов патогенетического лечения;

- дифференциацией задач и направлений воздействий физическими упражнениями;

- ранним активным использованием восстановительного лечения;

- активным участием больного в этом процессе (М. В. Потехина, В. 3. Кучеренко, 1989; А. Ф. Каптелин с соавт., 1995).

^ 8. Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости (С. Н. Кавокин, 1997).

Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении и включает:

- приобщение к доступным видам труда в игровой форме, поощрение интересов и склонностей ребенка, создание устойчивых социальных установок;

- коррекцию и компенсацию основного дефекта за счет использования сохранных функций;

- развитие профессионально важных умений, физических и психических способностей.

При участии большого количества специалистов в профессиональной подготовке инвалидов часть ее является самостоятельным разделом адаптивного физического воспитания. Всю работу от составления программы до ее практической реализации осуществляет учитель физической культуры.

^ 9.Творческая функция. Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация - наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в организации и использовании физических упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий, удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эстетические потребности разных возрастных и нозологических групп инвалидов. Наибольшее развитие творческая функция получает в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках. Для дошкольников разных нозологических групп выбираются такие формы креативных телесно-ориентированных практик, в которых они могут развить и продемонстрировать свои максимальные способности и фантазию, характер и личностные качества.

^ 10. Рекреативно-оздоровительная функция. Реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. В семье, имеющей инвалида, закладывается начальный процесс гуманизации, укрепления семейных отношений. В учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация всегда носит организационный характер: вводная гимнастика, утренняя зарядка, профилактическая гимнастика др. В условиях досуга двигательная рекреация включает самый разнообразный состав ФУ-ий и форм занятий, основные из них - подвижные и спортивные игры.

^ 11. Гедонистическая функция. (от греч. - наслаждение, удовольствие) Проявляется в видах двигательной деятельности, доставляющих радость, восторг, ощущение радости. Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать.

^ 12. Спортивно-соревновательная функция. Активно развивающийся в настоящее время адаптивный спорт, включает в себя 3 разновидности: паралимпийское, специально олимпийское движение и сурдлимпийское движение (проводятся Всемирные игры глухих - «Тихие игры»). Для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.