Создание запасов, их хранение, распределение и пополнение характерны для всех видов хозяйственной деятельности. Регулирование объема товарных запасов на торговом предприятии позволяет сократить расходы, увеличить прибыль и высвободить оборотные средства. В то же время растущая конкуренция на рынке и динамичный рост компании значительно повышают требования к системе ресурсного планирования. В условиях постоянного расширения ассортимента и объемов деятельности, роста объемов необходимых оборотных средств, давления со стороны конкурентов, постоянного повышения требовательности клиентов из-за превышения предложения над спросом приходится постоянно пересматривать ценовую политику. В сложившейся ситуации существующие в компании подходы к планированию и управлению запасами и оборотными средствами могут оказаться недостаточно эффективными, вследствие чего возможно возникновение следующих проблем:
- превышение объемов фактических складских запасов над заданными нормативными значениями;
- учащение случаев возникновения неликвидных остатков продукции;
- нехватка денежных средств для оплаты счетов поставщиков;
- недостаточная с точки зрения руководства эффективность планирования;
- недостаточная взаимосвязь процессов планирования закупок и продаж;
- вероятность потери некоторых важных клиентов.
Возможные последствия совокупности таких проблем в целом – банкротство компании.
Состояние и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной части оборотного капитала – является одним из основных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов приобретают все большую значимость.
Рыночные отношения служат толчком проявления инициативы хозяйствующих субъектов в области формирования и использования запасов. Наиболее передовыми в отношении использования современных подходов к управлению запасами оказываются торговые структуры, для которых это является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке, основным фактором повышения конкурентоспособности. Товарные запасы торговых предприятий представляют их основной удельный вес в стоимости активов, являются основным источником пополнения собственных средств в виде прибыли от реализации и, вместе с тем, товарные запасы представляют собой основную проблему ежедневного контроля. Поэтому для обеспечения необходимой отдачи от вложенных в бизнес средств, для обеспечения необходимых темпов роста фирмы актуальным является использование научных методов управления запасами.
Задачи управления запасами являются одними из сложных в математическом смысле, которые существуют в области управления торговлей. С развитием вычислительной техники, созданием огромных систем разветвленной розничной торговли появились модели управления планированием поставок. В настоящее время принципы построения систем управления запасами хорошо изучены, однако остается широкий простор для анализа конкретных ситуаций, в которых применяются торговые системы, анализа конкретных экономических задач пригодных для отечественных предприятий. Особым образом в этом направлении выделяется торговля лекарствами, которая обладает целым рядом особенностей.
Главный механизм системы управления запасами, который необходимо внедрить в работу состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любой управляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, если руководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элемент системы, то в системе должна существовать “обратная связь”, которая дает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность ее функционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можно определить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данных о системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему.
Чтобы принять управляющее решение, направленное на удержание динамически изменяющегося состояния товарной системы, необходимо иметь обобщенные характеристики состояния системы, отражающие ее динамику и реакцию на ранее принятые управляющие воздействия.
В настоящее время сформированы требования, предъявляемые к современным системам управления запасами. Как известно, управление состоит из следующего набора функций: планирование, прогнозирование, учет, анализ, регулирование. В соответствии с этим, в современной системе управления запасами должны осуществляться следующие функции:
1) Учет сделок.
2) Прогнозирование.
3) Правила принятия решений.
4) Сообщения об отклонениях.
5) Сообщения о показателях эффективности.
6) Блок планирования ассортимента и других факторов системы.
Управленческие решения должны быть предложены на основе прогнозирования спроса. Так как мнения специалистов отдела маркетинга или менеджеров управления запасами недостаточно, в системе управления запасами должна быть использована количественная расчетная методика, которая может играть роль в модификации прогнозов при нестандартных обстоятельствах.
Прогнозирование – это важный момент принятия решения в управлении запасами торгующих фирм. При управлении запасами лекарств необходимо оценить степень спроса каждого лекарства, которая осуществляется на основе анализа статистических данных о продажах каждого типа лекарств в течение определенного периода времени. Качество прогноза непосредственно отражается на качестве принимаемых управленческих решений по управлению запасами. Для эффективного управления запасами важно выбрать обоснованный метод и методику прогнозирования. Используемые методы прогнозирования зависят от вида бизнес-решений.
Прежде всего, при прогнозировании используют категории краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогноз. Срок прогнозирования зависит от вида бизнес-решений. Краткосрочным называют прогноз в том случае, когда период динамики спроса больше длительности прогнозного периода. Это оперативный прогноз. В нашем случае это 1-3 месяца. Среднесрочный подразумевает примерное равенство периода динамики и периода прогноза. Это тактический прогноз. В нашем случае это 3-6 месяцев. Долгосрочный прогноз является стратегическим, период динамики спроса для которого меньше периода прогноза.
Методы прогнозирования также делятся на следующие категории:
качественные методы - где нет формальной математической модели часто из-за того, что имеющиеся данные не являются представителями будущего состояния (долгосрочный прогноз);
метод регрессии - продолжение линейной регрессии, где предполагается, что переменная линейно зависит от ряда других переменных;
методы множества уравнений - где имеется ряд переменных, которые взаимозависят посредством ряда уравнений (эконометрические модели);
методы анализа рядов динамики - где мы имеем одну переменную, которая изменяется во времени и ее будущие значения зависят от прошлых.
Спрос можно разделить на следующие элементы: средний спрос для периода, тренд, сезонные влияния, циклическая составляющая, автокоррекция (связь с предшествующими значениями) и случайная вариация (то, что остается).
Чаще всего в управлении запасами при прогнозировании спроса пользуются методом анализа рядов динамики. Исходят из того, что переменная изменяется во времени и зависит только от времени и своих прошлых значений. Обычно прогнозирование спроса ведется на уровне средних значений и дисперсий. Если таковые оценены, то далее принимают функцию о виде распределения. Чтобы учесть колебания временных рядов применяют различные методы прогнозирования и анализа. При анализе временных рядов особое внимание уделяется исследованию и описанию их структуры. Цель таких исследований заключается в построении модели, которая используется для прогнозирования временного ряда.