Материал изготовления корпуса влияет на качество звука колонки, так как у всех материалов разная способность к поглощению звука и резонансу.
Корпуса колонок изготавливают из синтетических материалов (пластмассы и пластика) и дерева (чаще всего из МДФ, а в дорогих системах - из натуральных ценных пород дерева).
Разные породы дерева придают колонкам разную тональность звучания и часто определяются индивидуально для акустических систем класса Hi-Fi.
Итак, колонки могут изготавливаться из следующих материалов:
· Дерево.
· ДСП,МДФ.
· Пластмасса.
· Металл.
В чистом виде деревянные корпуса колонок встречаются редко (чаще всего это колонки, изготовленные специалистами вручную). Колонки, которые мы называем деревянными, как правило, изготавливаются из MDF (Mittel Dichte Fazerplatte, что в переводе с немецкого означает «плита средней плотности»).
По-русски такой материал называется МДФ и расшифровывается как мелкодисперсные фракции. Он изготавливается методом сухого прессования мелкодисперсной древесной стружки в условиях высокого давления и температуры. Иногда можно встретить и колонки, изготовленные из ДСП (древесно-стружечная плита, которая от МДФ отличается только большим размером стружки, из которой изготовлена).
МДФ-плиты обладают однородным составом и высокой плотностью, что обеспечивает способность корпуса к резонансу равномерно по всей площади поверхности.
Корпус из пластмассы - удел, как правило, недорогих колонок.
В принципе, если такой корпус изготовлен качественно и имеет дополнительные конструкции (например, распорки или звукопоглощающие вещества), то звучание будет тоже очень неплохого качества. Многие профессионалы утверждают, что уровень звучания таких колонок будет мало отличаться от звучания деревянных колонок.
Принципиальным фактором при выборе колонки из дерева может служить и резонанс - способность усиления или ослабления звука вследствие передачи звуковых колебаний непосредственно самим деревом. Это свойство важно для профессионалов и не факт, что оно будет заметно при прослушивании колонок одной ценовой категории.
Многие уверены, что колонки с деревянным корпусом лучше. В некоторой степени они правы, так как дерево-материал натуральный и в зависимости от условий использования может влиять, например, на влажность звука, что в свою очередь улучшает звук.
Из металла изготавливают корпуса маленьких колонок с небольшими динамиками, так как им необходимо гасить колебания корпуса, что металл наилучшим образом и делает. Такие колонки легко определить по их весу, так как при небольших габаритах они имею очень приличный вес.
Преимущества (правда, не столь явные) деревянных колонок перед синтетическими:
· Лучший вид. Мы имеем в виду, что в современном обществе считается лучшим то, что не является синтетическим. Например, обычные продукты лучше клонированных, а хлопок лучше синтетики (и так далее, вне зависимости от их фактических свойств).
· Способность дерева к резонансу, что может влиять на качество звука.
· Дерево спокойнее реагирует на перепады температур, давления и влажности (правда, новые синтетические материалы в некоторых случаях даже превосходят дерево).
КАБЕЛИ
Работу кабелей можно объяснить, применяя аналогию движения по ним электронов и движения воды по трубе водопровода. Электрический провод, по которому движутся электроны -это труба, по которой течет вода. Разность давления воды между начальной точкой трубы рядом с насосом и ее конечной точкой заставляет течь воду по трубопроводу. Аналогично разность потенциалов (напряжение) на концах проводника обеспечивает движение электронов по проводу. Количество воды, протекающей за определенный промежуток времени через сечение трубы, называют расходом воды в трубе (литр/сек).
По аналогии сила тока в проводнике определяется как количество электрического заряда, переносимого за определенный промежуток времени через сечение провода. Трение, возникающее в процессе движения электронов о кристаллическую решетку проводника, принято называть сопротивлением проводника.
Параметры
Много лет назад было установлено, что качество меди, из которой сделан кабель, влияет на качество передачи аудиосигнала и качества аудиосистемы в целом. Тогда же и появились первые разработки специального акустического кабеля на основе бескислородной меди.
Сейчас в акустическом кабеле применяются разные металлы, чаще всего бескислородная медь. Прежде всего, очень важно понимать значение кабелей для воспроизведения качественного звука (мы говорим о Hi-Fi-технике).
Кабель настолько важен, что для того, чтобы качество звука соответствовало уровню всего комплекта техники, он должен стоить не менее 10% стоимости этого комплекта.
Существует несколько видов кабелей, которые используются в акустических системах. Каждый вид кабеля имеет свое предназначение. Исходя из этого предназначения кабель имеет различные конструкционные особенности.
Виды кабелей
Подавляющее большинство соединительных проводов и кабелей, используемых в аудиосистемах и домашних кинотеатрах, можно условно разделить на несколько групп.
1. Акустические кабели.
2. Межблочные кабели.
3. Коаксиальные кабели - соединяют соответствующие цифровые входы и выходы блоков.
4. Оптоволоконные кабели - соединяют соответствующие оптические входы и выходы блоков.
5. Силовые кабели - соединяют аппаратуру с сетью электропитания.
6. Видеокабели - соединяют видеовыходы и видеовходы соответствующего оборудования, например DVD-плееры и телевизоры.
Самыми важными с точки зрения влияния на качество являются акустические и межблочные кабели. Рассмотрим их подробнее.
Акустические кабели
Эти кабели предназначены для соединения выходов усилителей мощности (AV-ресиверов) и акустических систем (АС). Для верной оценки их качества и правильного подбора необходимо знать параметры передаваемого сигнала.
Типичная максимальная выходная мощность усилителя 50-60 Вт (на практике эти значения превышаются весьма редко).
Мало кто выдержит неискаженную выходную мощность в 100 Вт. При чувствительности АС 90 дБ вероятно, что в квартире вылетят стекла. При стандартной наименьшей нагрузке в 4 Ома (на самом деле, некоторые АС могут иметь минимальное сопротивление около 2 Ом) в кабеле протекает ток до 3-4 А при напряжении около 20-25 В. В пиках сигнала значение тока бывает еще большим. Эти обстоятельства и определяют требования к кабелю - значительное сечение при невысоком качестве изоляции. Электротехнические прикидочные расчеты (1 мм2 на каждые 10 А тока) здесь не годятся, так как они определяются по допустимому нагреву изоляции. Экранирование не требуется, потому что при низком значении выходного сопротивления усилителя и сопротивления нагрузки сигнал помехи замкнут на землю.
Как известно, лучшим проводником является серебро. Его удельное сопротивление равно 0,016 Ом/м. У электротехнической меди -0,0175 (всего на 9,4% больше), латуни - 0,025-0,06, алюминия - 0,028, олова - 0,115. Узнать удельное сопротивление популярной в настоящее время бескислородной меди высокой чистоты (т.н. «9997») нам не удалось, но оно явно не лучше значения для серебра.
Из изложенного можно сделать следующий вывод: для акустических кабелей пригоден любой медный многожильный провод сечением от 2,5 до 4,0 мм2. Большее сечение использовать даже опасно, так как вес такого кабеля выдержит не любая клемма. Акустический кабель должен быть достаточно удобным для монтажа (в частности, мягким) и сравнительно легким для того, чтобы не сломать выходные клеммы усилителя и не опрокинуть акустику на пол.
Межблочные кабели
Межблочные кабели предназначены для соединения блоков в общую систему.
Межблочный кабель должен обладать некоторыми полезными свойствами. К их числу можно отнести следующие:
· Достаточно высокий уровень защиты от электромагнитных помех.
· Хорошее качество разъемного соединителя, то есть плотный механический контакт на сравнительно большой площади в сочетании с высокой коррозионной стойкостью покрытия.
· Достаточная механическая прочность кабеля и его заделки в разъем.
· Минимальная погонная емкость кабеля, то есть хорошее качество диэлектрика (низкая величина диэлектрической проницаемости «е» материала, из которого всё же можно изготовить гибкий изолятор, то есть не воздух и не фарфор).
Таким образом, лучшим кабелем для межблочных соединений будет коаксиальный кабель достаточно большого диаметра с медной луженой или серебряной центральной жилой, к тому же защищенный двойным или тройным экраном.
Оптоволоконные кабели
Это практически единственный вид кабеля, который невозможно сделать самому.
В природе, то есть в продаже, бывают всего два вида кабелей — на основе стекловолокна и пластика, чаще всего нейлона. Опять же, при длине от 0,7 до 1,5 м материал не играет никакой роли, правда, стекловолоконный кабель существенно дороже. Следует обратить внимание на кабель потолще, чтобы он был прочнее и не сломался при случайном перегибе. Желательно наличие пластмассовых заглушек для торцевых разъемов во избежание попадания пыли в тех редких случаях, когда кабель снят с блока.
Разъем RCA получил самое широкое распространение по следующим причинам:
· Весьма удобен в эксплуатации, позволяет сочленять и расчленять соединение практически «не глядя», имеет четкую цветовую маркировку, обеспечивает плотный контакт на большой площади.
· Механически прочен и удобен для монтажа кабеля.
· Хорошие модели разъема (в металлическом корпусе) обеспечивают высокую степень экранирования и коррозионную стойкость.
Профессиональные разъемы типа XLR обладают всеми перечисленными выше качествами, но помехозащищенность такой линии намного выше, так как она является симметричной (сигналы помехи взаимно подавляются). Аппаратная реализация стыка существенно дороже из-за необходимости использования специальных преобразователей несимметричных (внутриблочных) сигналов в симметричные и обратно.
Впрочем, для коротких линий эти обстоятельства решающего значения не имеют.
Для соединения межблочных кабелей применяются разъемы типа TR 1/4» и RCA, в быту именуемые «тюльпаном».
Выбор калибра кабеля
Последнее действие после покупки и установки акустической системы - соединение блоков и подключение колонок. Какой же выбрать кабель и как подключиться?
Сопротивление кабеля вызывает его нагрев. Потому Европейские изготовители акустических систем редко что-либо говорят о требованиях к параметрам и размерам акустического кабеля. Американцы (производители из США и Канады), акустика которых широко представлена на рынке, обычно указывают размер. Однако это выглядит приблизительно так: «используйте для подключения акустики кабель калибра (gauge) 16-18, если длина более 3 метров». Иногда указания более конкретные: «мы рекомендуем использовать кабель калибра 18 или толще при длине менее 8 метров и кабель калибра 16 или толще - при длине более 8 метров». В данном случае под калибром подразумевается размер провода в соответствии с AWG (American Wire Gauge, американский сортамент проводов). В этой системе калибры существуют от 10 до 40, при этом чем меньше число по AWG, тем толще провод:
Приведенный средний диаметр провода рассчитывается по формуле:
Наилучшим из всех вариантов будет короткий, толстый, многожильный (можно и с изолированными отдельными проводниками) акустический кабель. В любой системе используются как межблочные, так и акустические кабели. Какой должен быть между ними расклад? По мнению специалистов, занимающихся разработкой и производством специальных звуковых кабелей, лучше иметь длинный межблочный кабель и короткий акустический.
Большинство современных колонок оборудовано винтовыми клеммами, допускающими подключение кабелей с жилой различных диаметров. Напрямую, без переходника или наконечника, можно подключить кабель диаметром до 3 мм.