Уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и
действиям с предметами (праксис), а также их расстройства при очаговых поражениях
мозга всегда были в поле зрения неврологов. По мере совершенствования структурно-
функциональных представлений о мозге, законах нервной деятельности, биолого-
социальной природе человека, законах человеческой психики, языка представления о
гнозисе, праксисе, речи и мышлении усложнялись, перестраивались и получали освещение
в смежных научных дисциплинах, в первую очередь физиологии, психологии и лингвистике.
Соответственно клиническая семиотика агнозий, апраксий и афазий расширялась, а
представления о принципах классификации этих расстройств, значении соответствующих
синдромов для топической и нозологической диагностики, целесообразных методах
исследования больных изменялись.
Иерархический принцип строения высших психических функций.
Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга. Поэтому еще сравнительно недавно в неврологии употреблялся термин «высшие
корковые функции», хотя уже тогда было ясно, что активность коры большого мозга и,
следовательно, функции речи и мышления невозможны без активности стволово-
подкорковых структур. Затем стали предпочитать термин «высшие мозговые функции».
Однако как кора не функционирует без стволово-подкорковых структур, так и высшие
мозговые функции не существуют без низших мозговых функций. Высшие мозговые
функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство
низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические
функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС
(чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).
Условнорефлекторный механизм высших психических функций. Большой вклад в учение о
высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова,
И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен
условнорефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм,
формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет
индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической
деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению
ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий,
приспособлению к жизни в обществе.
Роль социальных факторов в происхождении высших психических функций. По своему
происхождению эти функции являются общественно-историческими, а в индивидуальном
развитии ребенка формируются после его рождения и только под воздействием социальной
среды: общекультурной и языковой, приобретая при этом национально-специфические
черты. Специальными исследованиями установлено, что среди 6-месячных детей, т.е.
задолго до начала языкового развития, уже можно узнать соотечественников по характеру
звуков гудения. Национальную специфику высших психических функций тоже нельзя
недоучитывать в диагностической практике.
Значение возраста больного для оценки состояния высших психических функций. Личность
овладевает языком и культурой на протяжении многих лет, вступая в усложняющиеся виды
деятельности (эмоциональное общение с взрослыми, игра с предметами, социально-
отделы лобной доли – корковые поля 9, 10, 11, 46. Перечисленные поля являются
вторичными полями анализаторов, а префронтальные отделы и поля 39, 40 – третичными
полями, которые координируют сложную системную работу целой группы анализаторов. В
отличие от первичных полей корковых анализаторов эти области непосредственно не
связаны с периферическими рецепторами; наиболее развиты у них ассоциативные слои;
эти зоны коры имеют многочисленные связи с окружающими их областями. Таким образом,
функциональная система речи соединяет различные отделы полушарий большого мозга.
Роль звеньев этой сложной функциональной системы, включающей речедвигательный и
слуховой анализаторы, неодинакова, что проявляется при органическом повреждении
какой-либо из речевых зон. В этих случаях нарушается один из факторов (предпосылка),
необходимых для нормального процесса речи. С учетом подобного фактора как основы
нарушений речи и создана классификация афазии А.Р. Лурия, которую можно применять
для топической диагностики и восстановительного обучения.
Структура речи прежде всего складывается из двух процессов: произнесения слов и
восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной,
экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией.
экспрессивной речи
Афферентная моторная афазия
Эфферентная моторная афазия
Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в
основном из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность
непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Менее грубо, чем при афферентной
моторной афазии, изменена повторная речь. Так же, как при этом виде афазии, нарушаются
номинативная функция речи (называние), чтение и письмо.
Динамическая моторная афазия
импрессивной речи
Сенсорная афазия
Семантическая афазия
Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при
сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или
буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40
(нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с
нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его
значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»). В речи больного с
амнестической афазией мало существительных и много глаголов.
Методика исследования.
Нейропсихологическое обследование больного с афазией проводят по следующей схеме.
Экспрессивная речь
Спонтанная речь.
Повторная речь.
Автоматизированная речь.
Называние показываемых предметов по картинкам с их изображениями
Импрессивная речь
Фонематический слух.
Понимание смысла слов.
Понимание смысла сложных логико-грамматических конструкций:
Понимание и выполнение простых и сложных инструкций.
Дифференциальная диагностика афазий. Используя системный анализ, можно установить
природу нарушенной речи у больных. Происхождение расстройств «моторной» речи (при
относительно сохранной способности понимания речи) может быть обусловлено и распадом
системы языковых обобщений, и артикуляторной апраксией, и псевдобульбарной
дизартрией, а чаще всего различными комбинациями нескольких патогенетических
факторов. Соответственно будут меняться формулировки топического диагноза, а иногда и
нозологических построений, и рекомендуемый логопеду подход к проведению
восстановительного обучения.
Для псевдобульбарной дизартрии характерны однообразие и стойкие нарушения
произношения звуков, главным образом «р», «л», «ш», «ж», «ч», «ц», «с», «з» во всех
речевых заданиях, в том числе в повторной речи и при воспроизведении
автоматизированных словесных рядов (порядковый счет от 1 до 20, перечисление дней
недели и т.д.).
При апраксии нарушения произношения звуков нестойки и вариабельны, в автоматизированных видах речи они могут исчезать. Больной не столько не может произнести слово, сколько не умеет, не знает, как это сделать.
В обоих случаях, как при дизартрии, так и при апраксии, речь становится невнятной,
малоразборчивой; при этом понимание речи окружающих, процессы чтения и письма,
внутренняя речь совсем не нарушаются при дизартрии и почти не изменяются при
апраксии. В случае афазии нарушения звуковой стороны речи обнаруживаются во всех ее
видах (собственная речь, понимание речи окружающих, чтение, письмо, внутренняя речь).
Они вариабельны, нестойки, но не ведут к невнятности речи, так как смешиваются языковые
обобщения – фонемы, а не единицы их моторного воплощения в звуковом потоке.
Аграфия
Методика исследования. Больному предлагается копирование – списывание отдельных
букв, слов, фраз; письмо под диктовку букв, слов, фраз; письмо автоматизированное (адрес,
фамилия больного, цифры, дни); написание названия показываемых предметов; спонтанное
письмо.
Алексия
Методика исследования. Больному предлагается чтение вслух, чтение про себя