Индекс – относительный показатель, выражающий соотношение величин сложных социально-экономических явлений. Индексы предназначены для решения 2-х основных задач:
1 характеристика изменения сложного соц-экон явления во времени, пространстве или по сравнению с запланированными показателями.
2 измерение значений отдельных факторов и анализ их влияния на общее изменение изучаемого явления в динамике.
Как правило, сопоставляемые показатели характеризуют явление, состоящее из разнородных качественных элементов, суммирование которых невозможно из-за их несоизмеримости. Получить общий объем выпущенной продукции или оказанных услуг применить только натуральные единицы вычисления невозможно. В этом случае следует использовать метод соизмерения. В качестве соизмерителя в этом случае может выступать цена или трудоемкость единицы продукции.
Применение индексов дает возможность провести экон анализ в 2 направлениях: синтетическом и аналитическом. Синтетическое – определяет индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого явления. Аналитическое – рассматривает индекс как показатель изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины, т.е. величины, изменение кот изучается с помощью индексов.
Способы построения индексов зависят от содержания изучаемого явления, методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования. В основу классификации индексов можно положить следующие признаки:
1) По степени охвата элементов изучаемой совокупности.
- Индивидуальные
- Сводные: групповые и общие
2) В зависимости от методологии расчета
- агрегатные
- средние
- цепные
- базисные
3) в зависимости от содержания и характера индексируемой величины.
- индексы количественных показателей (физ. объем и стоимость)
4)Для выражения соотношения элементов явлений в пространстве используются территориальные индексы.
16. Дайте определение статистической гипотезы и перечислите инструменты ее проверки, реализованные в электронных таблицах.
Под статистической гипотезой понимают предложения относительно характера или параметра распределения показателя, который можно поверить, опираясь на результаты наблюдений в случайной выборке. Проверка статистической гипотезы включает следующие этапы:
1. формулировку гипотезы и критериев ее оценки
2. определение области допустимых значений, критической области и критического значения статистического критерия (теста).
3. вычисление фактического значения статистического критерия(текста)
4. сравнение фактического и критического значения теста
5. принятие или отказ от гипотезы
Степень соответствия гипотезы и статистического материала устанавливается с помощью критерия согласия. Область, при попадании в которую значения статистического критерия, происходит отклонение гипотезы, называется критической.
Уровень значимости – это такое малое значение вероятности попадания критерия в критическую область при условии справедливости гипотезы, что появление этого события может расцениваться как следствие существенного расхождения выдвинутой гипотезы и результатов выборки. Уровень значимости принимается, обычно до 5%.
Область допустимых значений – область, при попадании в которую значение теста происходит принятие гипотезы.
При проверки гипотез возможны ошибки двоякого рода:
a. Отказ от верной гипотезы
b. Принятие неверной гипотезы
Для проверки гипотез в надстройке «Анализ данных» имеется 5 инструментов:
1. двух выборочный F-тест для дисперсий
2. Z-тест двух выборочный для средних
3. T-тест – парный двух выборочный для средних
4. T-тест – двух выборочный с одинаковыми дисперсиями.
5. Т- тест двух выборочный с неодинаковыми дисперсиями.
По результатам работы этих инструментов выводятся таблицы с вычисленными значениями фактических и критических значений текста. В зависимости от исходных данных и целей исследования делается вывод о принятии или отказе от гипотезы.