Феодальный тип - характеризовался наличием монархий (раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная) и городских республик.
Для буржуазного типа– свойственно наличие демократических республик (парламентских, президентских и смешанных) монархий.
Социалистический тип - способствовал созданию Парижской Коммуны, советских республик и республик народной демократии.
Форма гос-ва- это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства и политический режим.
Элементами формы гос-ва выступают:
1. Форма гос-го правления как элемент формы гос-ва характеризует орг-цию верховной гос-ой власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления гос-ва подразделяются на монархии и республики. Признаком монархии являются передача власти по наследству, осуществление её бессрочно и её независимость от населения. Формальным источником власти явл-ся одно лицо. Разновидности монархии:1. абсолютная монархия-всевластие монарха,т.е.гл.гос-ва; 2.конституционная монархия-полномочия монарха ограничены конституцией; 3.дуалистическая монархия(монарх наделён исполнительной властью и лишь частично законодательной); 4.парламентская монархия (монарх обладает только представительскими функциями и лишь частично исполнительными). Республика-вторая основная форма правления гос-ва. Источник власти - народное большинство, её высшие органы избираются гражданами. Республика имеет несколько разновидностей:1. парламентская республика, её отличительная черта-образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Президента избирает парламент,либо собрание выборщиков,либо народ. У него обычно представительские и церемониальные функции; 2. Президентская республика - отличительная черта-президент одновремен-но явл-ся и главой гос-ва и главой правительства. Президент избирается народом, но может и коллегией выборщиков. Президент имеет право отлагательного вето на решения парламент; 3. Полупрезидентская(смешанная)республика. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.Отличительная черта-двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.
2. Форма гос-го устройства- это элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру гос-ва, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего гос-ва с органами его составных частей. По распределению власти м/у центром и территориальными единицами гос-ва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Территориальная организация гос-ва характеризуется соотношением целого и частей, центральных и региональных органов власти. Унитарное гос-во-это единая политически однородная организация лишь один субъект суверенитета - народ, единая конституция, единое гражданство. унитарные гос-ва подразделяются на централизованные и децентрализованные. В федеративном гос-ве субъектами гос-го суверенитета выступают и крупные территориальные образования, и весь народ, состоящий из равноправных граждан. Федерация-гос-во, где распределение функций м/у субъектами и центром зафиксировано в конституции. Контролирующий орган - двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей регионов, земель и т.п. Конфедерация - постоянный союз самостоятельных гос-в, объединённых для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют гос-ый суверенитет. Такая форма гос-го образования недостаточно прочна, она эволюционирует в федерацию или распадается.
3. Политический(гос-ый)режимкак элемент формы гос-ва, характеризует совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. При демократическом режиме население участвует в осуществлении гос-ой власти посредством прямой и представительной демократии и решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, имеет место политический плюрализм, применяется принцип разделения властей. Исторической альтернативой демократии выступает тоталитаризм. При тоталитарном режиме гос-во полностью подчиняет себе общ-во и ликвидирует его гражданский характер -происходит огосударствление всех сторон общественной жизни. При авторитарном правлении гос-во и гражданское общ-во сосуществуют бок о бок, постоянно конфликтуя др.с др. Но при этом, даже враждуя с гражданским обществом, авторитарное гос-во не в состоянии окончательно подавить его структуры и вынуждено мириться с его существованием. При переходе от тоталитаризма к демократии гражданское общ-во не может возникнуть сразу, требуется время. Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) олицетворяет осуществление гос-ой власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учёта мнения большинства, на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы чел-ка и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие.
Функции гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих проблем перед ним задач.
Внутренние функции гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по решению внутренних задач. Относятся:
1. Экономическая состоит в установлении гос-вом условий и порядка эк.деятельности, в регулировании эк-ки. Суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования об-ва. На практике эта ф-я гос-ва выражается в том, что оно определяет разрешаемые законом формы эк.деятельности;
2. Социальная - создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.;
3. Политическая связана с регулированием полит.отношений в об-ве, установление определенных правил поведения людей в об-ве. Эта ф-я преследует закрепленные в КРФ цели состязательности для участия в гос.власти, недопущения давления на нее со стороны различных соц-полит. сил;
4. Идеологическая - пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.;
5. Экологическая функция - деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей;
6. Правоохранительная изначально присуще гос-ву. Охраняя старые нормы и создавая новые, гос-во охраняет их от нарушений и проводит их в жизнь, предполагая охрану прав и свобод человека и гражданина и обеспечение правопорядка.
Внешние функции гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Относят:
1. Ф-я обороны страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности , отвечающего требованиям нац. Безопасности страны, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечение угрожающих интересам России вооруженных конфликтов;
2. Ф-я поддержания мирового порядка, т.е. деятельность гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению оружия массового уничтожения, укреплению обязательного для всех режима нераспространения этого оружия и новейших военных технологий;
3. Ф-я сотрудничества с другими гос-ами. Относится разнообразная деятельность гос-ва, направленная на установление и развитие эк, полит, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы России с интересами других гос-в.