РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС (схема 1).
Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
1. федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
2. региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
3. территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
4. местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
5. объектовый, охватывающий территорию объекта.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.
Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1. контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;
2. наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
4. разработка нормативных правовых актов в обласги защиты населения и территорий от ЧС;
5. разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
6. создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;
7. взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
8. руководство работами по ликвидации ЧС;
9. планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
10. сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
11. руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.
Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Задачи объектовых КЧС:
1. руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
2. организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
3. обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
4. руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
5. организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала
организаций и объектов к действиям в ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 3. Схема 3. Структура постоянно действующих органов управления РСЧС Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 4) осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Схема 4. Состав органов повседневного управления РСЧС
Режимы функционирования РСЧС В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпи-фитотий;
2. режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
3. режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Силы и средства ликвидации ЧС Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5). Схема 5 Составсил и средств РСЧС
Силы и средства РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля
Силы и средства ликвидации ЧС
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население. В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
1. учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
2. формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
3. военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
4. территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
5. военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
6. соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
7. соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
8. аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
9. территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
10. отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования. Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).