Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Радиоактивное заражение (РЗ)



На радиоактивно зараженной местности источниками радиоактивного излучения являются: осколки (продукты) деления ядерного взрывчатого вещества, наведенная активность в грунте и других материалах, не разделившаяся часть ядерного заряда. Зоны радиоактивного заражения, выделяемые в очаге ядерного поражения

 

Параметры характеризующие зоны РЗ Зона чрезвычайно опасного заражения, Г Зона опасного заражения, В Зона сильного заражения, Б Зона умеренного заражения, А
Д , (Р)
Р1, (Р/ч)
Р10, (Р/ч) 0,5

Рис.3. Зоны радиоактивного заражения при ядерном взрыве.

Спад уровня радиации при распаде РВ на местности описывается зависимостью:

где Р0, Pt, Р1 - уровни радиации на время t0, t и t0 = 1ч соответственно.

t, t0 - время после ядерного взрыва и в начале измерения.

Рис 4. Изменение уровня радиации при распаде РВ

Из формулы (1) следует, что в результате распада радиоактивных веществ уровни радиации уменьшаются по принципу "7 - 10", т.е. с увеличением времени в 7 раз они уменьшаются в 10 раз, и наиболее интенсив-ный спад уровней наблюдается в первые двое суток.

Радиоактивно зараженная местность может вызвать поражение людей как за счет внешнего γ- излучения от осколков деления, так и от попадания радиоактивных продуктов α,β - излучения на кожные покровы и внутрь организма человека.

Допустимые дозы внешнего облучения людей для военного времени:

  • однократное облучение (до 4-х суток) 50 Р;
  • в течение 30 суток 100 Р;
  • в течение 3-х месяцев 200 Р;
  • до 1 года 300 Р.

1.5. Электромагнитный импульс (ЭМИ) - это неоднородное электро-магнитное излучение в виде мощного короткого импульса (с длиной волны от 1 до 1000м), которое сопровождает ядерный взрыв и поражает элек-трические, электронные системы и аппаратуру на значительных расстояниях. Источник ЭМИ - это процесс взаимодействия γ-квантов с атомами среды. Поражающим параметром ЭМИ является мгновенное нарастание (и спад) напряженности электрического и магнитного полей под действием мгновенного γ-импульса (несколько миллисекунд). Например, при низком воздушном взрыве N = 1 Мт ЭМИ с поражающими величинами напряженности полей распространяется на площади с радиусом до 32 км, а при N = 10 Мт - до 115 км.

"Приемники" ЭМИ: линии связи и электропередачи, опоры ЛЭП, мачты, антенны, металлические крыши и др. металлические конструкции. В них под действием ЭМИ возникает импульс электрического тока и появляется разность потенциалов относительно Земли. Под действием этих на-пряжений происходит: пробой изоляции, повреждение входных элементов аппаратуры, выжигание элементов электросхем, короткие замыкания, искажения магнитных записей и стирание "памяти" ЭВМ.

При проектировании систем и аппаратуры необходимо разрабатывать защиту от ЭМИ. Защита от ЭМИ достигается экранированием линий энергоснабжения и управления, а также аппаратуры. Все наружные линии должны быть двухпроводными, хорошо изолированными от земли, с малоинерционными разрядниками и плавкими вставками.

Рассматривая проблемы развития ядерного оружия, следует иметь в ви-ду, что США, Россия и другие ядерные государства ведут разработки и создание ядерного оружия третьего поколения, или ядерного оружия на-правленной энергии, в котором значительная часть энергии взрыва перераспределяется и усиливается в пользу одного из поражающих факторов. Например, нейтронное оружие - основной поражающий фактор проникающая радиация с преобладанием нейтронного излучения; тектоническое, или геофизическое оружие - основной поражающий фактор ударная сейсмическая волна; "кобальтовая бомба" - основной поражающий фак-тор радиоактивное заражение местности радиоактивным кобальтом; заряд "Супер ЭМИ" - основной поражающий фактор усиленный электромагнитный импульс; радиологическое оружие - поражающим фактором являются специально приготовленные радиоактивные рецептуры для поражения людей, местности, воздуха, воды, боевой техники и других военных и гражданских объектов и т.п.

К мощным ССП относятся также и такие виды оружия, как бактериологическое, химическое, этническое, лучевое, лазерное, рентгеновское, пучковое или ускорительное, геофизическое и т.п.

10------------

ОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ

 

Учебные вопросы:

1. Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

2. Права и обязанности граждан в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности.

3. Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны.

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ГО, ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО

ХАРАКТЕРА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне», принятый в 1998 году.

Правовое регулирование в области ГО осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные в законе «О гражданской обороне», то применяются правила международного договора.

Полномочия организаций в области ГО:

  • планировать и организовывать проведение мероприятий по ГО;
  • проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществлять обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  • создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Непосредственно правовую основу защиты населения страны от ЧС регулируется законом «О защите населения и территорий от ЧС прир. и техн. характера», принятым в 1994 г. и постановлением Правительства РФ № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г. Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, находящихся на территории РФ, а также полномочия органов власти, права и обязанности организаций, населения в области защиты их от ЧС.

Обязанности организаций в области защиты от ЧС:

  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников, а также по повышению устойчивости функционирования организаций в ЧС;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников способам защиты и действиям в ЧС;
  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и ДНР на подведомственных объектах;
  • финансировать мероприятия по защите работников, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты от ЧС, а также оповещать работников об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Нормативные требования по пожарной безопасности содержатся в различных нормативных актах: законах, указах Президента, постановлениях Правительства РФ, решениях органов власти субъектов РФ, стандартах, нормах, правилах, инструкциях, которые можно разделить на группы.

К первой группе нормативных актов, затрагивающих вопросы пожарной безопасности, относятся законы, принятые высшим органом законодательной власти — Государственной Думой и имеющие высшую юридическую силу.

Основным юридическим актом, определяющим общие правовые, экономические основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, является Закон «О пожарной безопасности», регулирующий отношения между органами госуда

ственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, иными юридическим лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами в области обеспечения пожарной безопасности.

К группе законов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, также относятся:

• Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. № 197-ФЗ, раздел «Охрана труда».

• Гражданский кодекс РФ — глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», а также § 3 «Строительный подряд» главы 37, в части приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов.

• Уголовный кодекс РФ - определяющий случаи, когда пожар является или связан с преступлением.

• Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), определяющий нарушение правил пожарной безопасности, как административный проступок.

Ко второй группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся постановления Правительства РФ. Например. Постановление Правительства № 849 от 1993 г. «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ и организации Государственной противопожарной службы МВД РФ; Постановление № 585 от 1993 г. «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»;

К третьей группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся нормативные акты субъектов Федерации. Это могут быть законы республик в составе России, принятые на основании ст. 76 Конституции России, относящей обеспечение общественной безопасности к совместному ведению России и субъекта Федерации.

К четвертой группе нормативных актов можно отнести нормативы, объединенные одним названием, - «стандарты». Стандарты подразделяются на:

- государственные стандарты (ГОСТы);

- республиканские стандарты (РСТы);

- отраслевые стандарты (ОСТы);

- стандарты предприятий.

Государственные стандарты, затрагивающие вопросы безопасности, объединены в систему стандартов безопасности труда (ССБТ). Основным стандартом ССБТ, определяющим вопросы пожарной безопасности, является ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования». Кроме него, существуют стандарты: ГОСТ 12.1.044-84 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения»; ГОСТ 12.1.114-82 «Техника пожарная, обозначения условные графические»; ГОСТ 12.1.033-8 ССБТ «Пожарная безопасность. Термины и определения».

К пятой группе нормативных актов относятся строительные нормы и правила (СНиП). Строительные нормы и правила распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые здания, сооружения и регламентируют вопросы пожарной безопасности

К шестой группе нормативных актов относятся нормы и правила пожарной безопасности. Действующие в настоящее время " Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03" утверждены приказом МЧС России от 18.06.03 г. № 313.

 

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГО,

ЗАЩИТЫ ОТ ЧС И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области ГО имеют право и обязаны:

  • проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
  • принимать участие в проведении других мероприятий по ГО:
  • оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане РФ в области защиты от ЧС имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определённых местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
  • на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ.

Граждане РФ обязаны:

  • соблюдать законы и иные правовые нормативные акты РФ, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед.помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области ГО, защиты населения от ЧС и обеспечения пожарной безопасности влечёт ответственность в соответствии с законодательством.

 

3. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, СОСТАВ СИЛ И СРЕДСТВ ГО И РСЧС

ОРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

 

Гражданская оборона– система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Организация и ведение ГО является одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значительному материальному ущербу.

Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения.

В военное время ГО имеет главную цель – защиту тыла страны. ГО применяет в целях снижения людских и материальных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства. Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в тылу ВС в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства перечень решаемых ГО задач чрезвычайно широк. Основными из них являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, а также вследствие ЧС;
  • срочное восстановление функционирования коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления. Руководство ГО осуществляет Правительство РФ. Важнейшей особенностью является централизованное руководство ГО на основе использования принципа единоначалия при осуществлении её мероприятий.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области ГО.

  • на федеральном уровне – МЧС России;
  • на региональном и территориальном уровнях – региональные центры и управления МЧС по субъектам РФ;
  • на территориальном и местном уровнях – структурные подразделения органов исполнительной власти (департамент, управление, штаб);
  • на уровне объектов – структурные подразделения (работники).

Силы ГО включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач в области ГО привлекаются, в соответствии с законодательством РФ, Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолётные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

 

Гражданская оборона создается на всех объектах экономики для заблаговременной подготовки к защите людей от ядерного, химического и биологического оружия, обеспечения снижения потерь при применении оружия массового поражения, создания условий, повышающих устойчивую работу предприятий в военное время, и своевременное проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основными задачами ГО на объектах являются:

  • осуществление мероприятий по защите персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  • проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • обеспечение непрерывного управления службами и формированиями, подготовка надежно действующей системы оповещения и связи;
  • создание, оснащение, подготовка сил ГО объекта и поддержание их в постоянной готовности к использованию;
  • обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
  • создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения на территории своего объекта.

Руководителем ГО объекта является руководитель организации. Он несёт ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ и имеет право:

  • вводить в действие соответствующие планы ГО;
  • принимать решения об эвакуации персонала, материальных и культурных ценностей;
  • издавать приказы по ГО.

Руководитель ГО подчиняется соответствующим должностным лицам министерства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении – вышестоящему начальнику и штабу ГО по месту расположения объекта.

Приказом руководителя ГО назначаются заместители по эвакуации, по инженерно-техническим вопросам, по материально-техническому обеспечению. На объектах создаются штабы по делам ГОЧС в порядке, установленном Правительством РФ (постановление № 782 от 10 июля 1999 г.). Количество работников штаба организаций, отнесенных к категориям по ГО, зависит от численности персонала и составляет при его численности: до 500 чел. – 1 освобожденный работник; от 500 до 2000 чел. – 2-3; от 2000 до 5000 чел.-3-4; свыше 5000 чел. – 5-6 работников. В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством сотрудников свыше 200 чел. назначается 1 освобожденный работник, а в организациях с количеством сотрудников менее 200 чел. работа по ГО выполняется одним из работников по совместительству.

В организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения ЧС, создаются нештатные АСФ в соответствии с приказом МЧС № 999-05 г. «Об утверждении Порядка создания нештатных АСФ». НАСФ – это формирования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие ЧС. Они предназначаются для выполнения основного объёма аварийно-спасательных работ и других мероприятий ГО в тех организациях, на базе которых они созданы. Личный состав формирований комплектуется за счёт численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Комплектование формирований личным составом производится за счёт работников организаций из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин – от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а женщин со средним или высшим медицинским образованием - имеющих детей в

возрасте до 3 лет. Основной состав руководителей и специалистов НАСФ комплектуется аттестованными спасателями, остальной л/с проходит аттестацию по мере его подготовки.

Формирования оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в ВС за счёт техники и имущества, имеющегося в организациях для обеспечения их деятельности.

 

В соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС…» в стране функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая располагает органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основной целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты от них населения и территорий в мирное время.

Основными задачами созданной системы является:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

Организационная структураРСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.

Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения. Региональный уровень образован за счёт районирования территории России по семи регионам: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъекта РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территории. Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет:

  • координационные органы,
  • постоянно действующие органы управления,
  • органы повседневного управления,
  • силы и средства,
  • резервы финансовых и материальных ресурсов,
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях создаются координационные органы:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по ПЛЧСиОПБ федеральных органов исполнительной власти;
  • на территориальном уровне – комиссия по ПЛЧСиОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на местном уровне – комиссия по ПЛЧСиОПБ органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне (в организациях) – комиссия по ПЛЧСиОПБ.

 

Основными задачами комиссии по ПЛЧСиОПБ являются:

разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

+ координация действий органов управления и сил;

+ обеспечение согласованности действий при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

  • на федеральном уровне – Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • на региональном – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • на территориальном и местном – соответствующие органы (департаменты, управления, отделы, штабы), специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориальных муниципальных образований;
  • на объектовом уровне (в организациях) – структурные подразделения (отделы, штабы, секторы, отдельные работники), специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи информации создаются органы повседневного управления, включающие в себя:

центры управления в кризисных ситуациях;

дежурно-диспетчерские службы.

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

  • резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС в составе государств. материального резерва;
  • резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объём резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил. средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения. Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС осуществляется комбинированным путём, для чего используются электросирены, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.

 

При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

 

Основными мероприятиями, проводимыми РСЧС, являются:

а). В режиме повседневной деятельности:

  • изучение состояния окружающей среды, и прогнозирование ЧС;
  • сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • пропаганда знаний в области защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление необходимых видов страхования;
  • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации, а также жизнеобеспечению населения в ЧС.

б). В режиме повышенной готовности:

  • усиление контроля состояния окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на ПУ;
  • непрерывный сбор, обработка и передача данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновению, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования в ЧС;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • приведение при необходимости сил и средств в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

в). В режиме чрезвычайной ситуации:

  • непрерывный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
  • оповещение руководителей органов власти и организаций, а также населения о возникших ЧС;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
  • организация работ по ликвидации ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов власти и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

 

В целях своевременного и организованного проведения мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в университете приказом ректора создана организационно-функциональная структура по вопросам ГОЧС.

Руководителем по ГОЧС является ректор. У него имеются заместители:

- председатель комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности – первый проректор;

- начальник штаба по делам ГОЧС;

- председатель эвакуационной комиссии – проректор по развитию МТБ;

- по материально-техническому обеспечению и инженерно-техническим вопросам – проректор по АХРиСВ.

Комиссия по ПЛЧСиОПБ включает в себя: заместителей руководителя ГОЧС, проректора по НР, проректора по ИТ, главного бухгалтера, главного механика, главного энергетика, ведущего инженера по противопожарной профилактике, начальника военной кафедры.

Органом управления руководителя ГОЧС является штаб по делам ГОЧС в составе 4-х человек, при этом трое из них нештатные и выделяются при введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Силы и средства ГОЧС:

- группа охраны общественного порядка в составе 16 человек (на базе ИСФ, ГФ);

- три санитарных поста по 4 чел. в каждом на базе филиалов библиотеки;

- два звена по обслуживанию убежищ и укрытий по 4 человека в каждом (на базе работников АХР);

- пост радиационного и химического наблюдения в составе 3 чел. (на базе ФАС);

- по одному противопожарному звену на каждом объекте университета в составе не менее 4-х чел. (на базе работников АХР);

- эвакуационная комиссия в составе 16 чел.;

- комбинированный сборный эвакуационный пункт в составе 22 чел.;

- пункт выдачи средств индивидуальной защиты в составе 24 чел.;

- оперативная группа в составе 9 чел.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, создании предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и состоянию здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Таким образом, законами «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определена стройная система правовых отношений в области ГО, защиты от ЧС. Но для обеспечения безопасности населения недостаточно усилий только властных структур. Чрезвычайные ситуации чаще всего возникают внезапно, а для развертывания сил и средств по их ликвидации требуется определённое время, в течение которого население будет находиться как бы один на один с ЧС. Поэтому значительно больше шансов в этих условиях выжить, оказать помощь пострадавшим имеет тот, кто умеет действовать в подобных условиях.

11----

Драка

Все драки делятся на два вида. Те, в которых вы участвуете, и те, которые с интересом наблюдаете со стороны.

В первом виде драк хорошо помогают железные мускулы и черный пояс каратэ. Но самая надёжная тактика — из первого варианта всегда уходить во второй. Для этого:

  • в ситуации повышенного риска учитесь прогнозировать развитие событий хотя бы на 2—3 минуты вперед — это одно из золотых правил школы выживания;
  • освойте хотя бы несколько приёмов самообороны, не пожалейте времени довести их до автоматизма: если, к счастью, никогда не придётся их применять, уверенности в себе у вас наверняка прибавится;
  • но не будьте слишком самоуверенны, даже имея железные мускулы или обзаведясь оружием самообороны, не начинайте вести себя вызывающе и любить темные дворы: на силу найдется сила, на оружие — другое оружие;
  • если пока идёт лишь агрессивный разговор, решите, нет ли возможности снизить напряжение: перейти в другое место (помещение или машину), когда вызываете раздражение собеседника, попробуйте принять сидячее положение (это снижает агрессию), внимательно слушайте и вынуждайте отвечать, вспоминать, задумываться — старайтесь поддерживать диалог и переводить разговор от эмоций на существо дела;
  • при этом не стоит кричать, демонстрировать презрение, командовать („Заткнись! Сядь!“), делать резкие жесты в сторону собеседника, уходить или поворачиваться к нему спиной;
  • если уйти от напряжения не удалось, попробуйте подавить противника психологически. Говорите с ним смело, если надо — агрессивно, подхватывая его лексику. Противник должен понять, что вы знаете себе цену, сумеете за себя постоять, и вас ни в коем случае не стоит воспринимать как жертву;
  • если на вас всё же напали, не теряйтесь, не дайте запугать себя. Но и не старайтесь вести „бой до победы“. Единственная ваша цель — прекратить драку (если вы не уверены, разумеется, что сумеете сдать хулигана в милицию).

Драка — это борьба за себя без правил. У вас есть право на необходимую оборону (ст. 13 Уголовного кодекса РФ), но часто очень трудно переступить внутренний барьер — бить всерьёз даже насильника или грабителя. Если вы предпочитаете уйти и такая возможность есть, отдав деньги или вещи, отдавайте без сожаления. Но если драка неизбежна, действуйте решительно и жестоко. Помня одно из войсковых наставлений времен царя Петра: „А не стоит первого удара ждать, поелику он таковым оказаться может, что противиться весьма забудешь“.

Главное здесь решительность, неожиданность, напор. Очень важно — быть внутренне сильнее противника — упорнее, смелее. Тот, кто сильнее духом и на улице побеждает гораздо чаще, чем принято думать. И еще — не стойте на месте, меняйте положение, прыгайте, бейте, уходите от ударов. И помните, что побежденным ваш соперник может только притвориться.

Пользуйтесь любыми подручными средствами. Вот типичные рекомендации одной из американских общественных организаций.

  • Горящую сигарету следует направить в открытую часть тела.
  • Ручку или карандаш — ткнуть в область лица.
  • Штопор — ударить прямо и быстро, резкими движениями и многократно в любую часть тела.
  • Пластиковая груша — может выбрасывать струю лимонного сока на 15 футов. Направлять в лицо. Сок можно заменить другой эффективной жидкостью.
  • Аэрозольный баллончик — брызгать в направлении лица.
  • Ключи — носить с собой кольцо с достаточным количеством ключей. Направлять удары ими в сторону головы.
  • Зонтик — использовать для прямого удара-тычка, никогда им не размахивать. В этом случае у вас легко его перехватят.

Отечественный опыт мог бы дополнить эти рекомендации: табаком (солью, песком), на такой случай всегда лежащим в кармане пальто — бросать в глаза. Так же использоватъ размятую в горсти сигарету. Туфли на высоком каблуке — оружие ближнего боя — незаметно снять, когд; противник обхватил вас.

В отличие от американских, наши улицы гораздо богаче посторонними предметами, из которых по дороге вы могли бы присмотреть себе подходящее оружие. Мужчинам, думаю, не надо и напоминать про традиционный кол или штакетину от ближайшего забора. Как и к любой деятельности, к самозащите надо подходить творчески. Известен случай, когда немолодой женщине удалось ошарашить грабителя, вылив на него литр молока из бумажного пакета. А в классическом курсе самозащиты для сотрудников НКВД В. Волкова (1940 г.) описан характерный пример, когда, находясь под преступником, сотруднш крикнул: „Петя, бей его сзади!“ и тут же провел боевой приём.

И не деритесь молчком, криком обязательно привлечете внимание жильцов ближайшего дома.

Если у вас нет никакого подручного средства, попробуйте сильно ударить ногой по голени или по пальцам ног нападающего (это резкая боль). Если он обхватил вас сзади, попытайтесь изо всей силы ударить его по подбородку затылком. Если схватил спереди, так же — головой в лицо. А лучше всего все-таки владеть хотя бы несколькими приёмами, отработанными до автоматизма. Действовать надо очень решительно, быстро, сильно. Никогда не стойте на месте! Двигайтесь, отпрыгивайте бейте — не делайте из себя пристрелянную мишень.

Напомню ещё раз. Рациональнее всего эти средства употреблять для того, чтобы воспользоваться „сто первым приёмом самбо“ — быстрым уходом в противоположную от противника сторону. Острые ощущения и моральное превосходство в драке ищут неуверенные в себе и неудовлетворенные люди. Настоящий мужчина предпочитает просто закончить ситуацию и выйти сухим из воды.

Что делать, если вы не один? Вот как предлагает действовать мастер спорта по трем видам борьбы, неоднократный чемпион Москвы Валерий Лебедев:

„Если с вами женщины и дети, пусть уходят в освещённое, людное место, звонят в милицию, всеми способами привлекают внимание окружающих. Если ваши спутники — мужчины, то главная задача — занять круговую оборону и очень быстро организовать взаимодействие. Вы должны помнить, что смены не будет. Раз вы вступили в драку, остаетесь в ней до конца. И еще — в драке выручают здоровых, а не раненых.

Если у вас несколько противников, сразу же начинайте активно двигаться. Не жалейте своей одежды. Двигаясь, предусмотрите пути отхода в случае явного преимущества ваших противников. Но если вы решили сражаться до конца, то постарайтесь сразу „выбить“ лидера, причём очень жёстко.

Если драка завязалась в условиях ограниченного пространства, главная задача — прикрыть тыл и занять господствующее положение. Не давайте ограничить себя в свободе манёвра. В лесу обратите внимание на ямы, пни, корни деревьев, чтобы избежать случайного падения.

Если кто-то из ваших спутников (в том числе и женщина) захочет разнимать дерущихся, то ему следует иметь ввиду важнейший принцип: оттаскивать и хватать за руки надо не своих, а чужих. Вы никогда не угадаёте, что могут сделать нападающие с вашим товарищем, пока вы его держите.

Теперь что касается драки второго вида, где вы — наблюдатель со стороны. Прежде всего — не обольщайтесь насчёт безопасности. Если вы слишком любопытны, драка очень часто из одного вида переходит в другой. Увидев собирающихся молодых людей, особенно с палками, цепями, газетами, свернутыми в трубку (там очень удобно держать обрезок трубы или металлический прут), не стоит замедлять шаги, и так ясно, что будет дальше. Не пытайтесь выступить и в благородной роли миротворца. Вам может попасть очень крепко — причём не только от хулиганов; но и от прибывшей милиции, которой некогда разбираться в мере вашего участия, и в этом случае я советую винить только себя. Не стоит звонить в милицию на глазах „зреющей“ драки: демонстративным поступком вы только вызовете злобу уже и без того озлобленных.

Что касается призывов прохожих дать достойный отпор хулиганам и первым начать действия, то вопрос этот не простой. С одной стороны, действительно нельзя надеяться на то, что наши улицы сумеет защитить одна милиция. С другой — тот, кто взывал к вашему мужскому достоинству куда-то пропадаёт, а вы становитесь зачинщиком драки. Так что решение надо принимать на месте. Но в любом случае не повредит, если вы заранее с кем-то объединитесь и заручитесь свидётелями.

О том, насколько повысилась в последние годы вероятность борьбы за свои права кулаками арифметически свидётельствует любопытное исследование Калужского института социологии. В конце 1995 года физическое насилие для достижения своих целей готовы были применить 30—35 процентов опрошенных. В 1994 году таких людей было 20—25 процентов. Участниками „Бытовых конфликтов“ были 40—46 процентов опрошенных, в то время как за год до этого, в 1994 — 30—35 процентов.

Что касается мест наиболее вероятного мордобития, то в большинстве случаев не надо быть пророком, чтобы предсказать их с фатальной точностью. Как в анекдоте.

Звонок в дверь. Нарядный шафер открывает группе молодых людей.
— Здесь свадьба? — спрашивает один.
— Здесь.
— Мы из бюро добрых услуг. Драку заказывали?
— Э-э-э…
— Ничего не знаю. У нас квитанция на руках. Всё оплачено.

Необходимая оборона
Статья 13 Уголовного кодекса РФ

„Каждый имеет право на защиту своих прав и законных интересов другого лица, общества, государства от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Правомерной является защита личности, прав и законных интересов обороняющегося, другого лица, общества и государства путем причинения любого вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства“.

Юристы поясняют, что у защищающегося есть право причинить нападавшему не только равный, но и больший вред, чем тот, который мог быть причинен. Так при угрозе жизни защищающегося лица (или иного лица), а также при угрозе причинения тяжких телесных повреждений — нападающего можно убить.

Недопустимы лишь действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства (в ответ на оскорбление — искалечить обидчика), а также в случае, если обороняющийся ясно понимал, что его действия не вызваны необходимостью пресечь нападение.

Убийство при превышении пределов необходимой обороны наказывается лишением свободы на два года или исправительными работами на тот же срок (ст. 105 УК РФ). За тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения при превышении пределов необходимой обороны — до года лишения свободы или исправительными работами на тот же срок (ст. 111 УК РФ). Напомню, что эти наказания — максимальные.

12-----------

В армии США наиболее широкое распространение получила классификация, основанная на делении известных ОВ по тактическому назначению и физиологическому действию на организм. По тактическому назначению ОВ распределяются на группы по характеру их поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя, раздражающие и учебные.

По физиологическому действию на организм различают ОВ:

нервно-паралитического действия: GА (табун), GВ (зарин), GD (зоман), VХ (Ви-Икс);
кожно-нарывные: Н (технический иприт), НО (перегнанный иприт), НТ и НО (ипритные рецептуры), НЫ (азотистый иприт);
общеядовитого действия: АС (синильная кислота), СК (хлорциан);
удушающие — СG (фосген);
психохимические — ВZ (Би-Зет);
раздражающие: СN (хлорацетофенон), DМ (адамсит), СS (Си-Эс), СR (Си-Ар).
Все отравляющие вещества, являясь химическими соединениями, имеют химическое наименование, например: АС — нитрил муравьиной кислоты; НD — дихлор-диэтилсульфид; СN — фенилхлорметилкетон. Некоторые ОВ получили также условные наименования различного происхождения, например: иприт, зарин, зоман, адамсит, фосген. Кроме того, для практического использования (при маркировках боеприпасов, тары под ОВ) используются условные обозначения — шифры. В американской армии упомянутые ранее GВ, VХ, ВZ, СS. В других армиях НАТО могут использоваться и иные шифры *.
Наибольшее развитие в последнее время получили вещества VХ, GВ, НG, ВZ, СS, СR, а также токсины. В качестве ОВ могут использоваться ботулинический токсин и стафилококковый энтеротоксин.
По быстроте наступления поражающего действия различают:
быстродействующие ОВ, не имеющие периода скрытого действия, которые за несколько минут приводят к смертельному исходу или к утрате боеспособности в результате временного поражения (GВ, GD, АС, CR, СS, СК);
медленнодействующие ОВ, обладающие периодом скрытого действия и приводящие к поражению по истечении некоторого времени (VХ, НD, СG, ВZ).
Быстрота поражающего действия, например для VХ, зависит от вида боевого состояния и пути воздействия на организм. Если в состоянии грубодисперсного аэрозоля и капель кожно-резорбтивное действие этого ОВ оказывается замедленным, то в состоянии пара и мелкодисперсного аэрозоля его ингаляционное поражающее действие достигается быстро. Быстрота действия ОВ зависит также от величины дозы, попавшей в организм. При больших дозах действие ОВ проявляется значительно быстрее.
В зависимости от продолжительности сохранения поражающей способности ОВ смертельного действия подразделяют на две группы:
стойкие ОВ, которые сохраняют свое поражающее действие в течение нескольких часов и суток (УХ, 00, НО);
нестойкие ОВ, поражающее действие которых сохраняется несколько десятков минут после их применения.
Отравляющее вещество GВ в зависимости от способа и условий применения может вести себя как стойкое, так и нестойкое ОВ. В летних условиях оно ведет себя как нестойкое ОВ, особенно при заражении невпитывающих поверхностей, в зимних — как стойкое.
В странах НАТО, производящих ОВ, и зависимости от уровня производства их подразделяют на следующие группы:.
в больших количествах и состоят на вооружении; в США к ним относятся VХ, GВ, НD, ВZ, СS, СR;
резервные ОВ — токсичные вещества, которые в дан-
нос время не производятся, но при необходимости могут быть изготовлены химической промышленностью в достаточном количестве; в США к этой группе относятся АС, СG, НN, СN, DМ.
Отравляющие вещества смертельного действия предназначаются для смертельного поражения или вывода из строя живой силы на длительный срок. К данной группе относятся: GА (табун), GВ (зарин), GD (зоман), VХ (Ви-Икс), НD (перегнанный иприт), НТ (ипритная рецептура), НN (азотистый иприт), АС (синильная кислота), CK (хлорциан), CG (фосген) и ботулинический токсин.

Основная проблема классификации.

 

Большое разнообразие 0В по классам химических соединений, свойствам и боевому назначению, естественно, вызывает необходимость их классификации. Создать единую, универсальную классификацию 0В практически невозможно, да в этом и нет необходимости. Специалисты различного профиля в основу классификации принимают наиболее характерные с точки зрения данного профиля свойства и особенности 0В, поэтому классификация, составленная, например, специалистами медицинской службы, оказывается неприемлемой для специалистов, разрабатывающих средства и способы уничтожения ОВ или оперативно-тактические основы применения химического оружия.

За сравнительно недолгую историю химического оружия появлялось и существует поныне деление ОВ по самым различным признакам. Известны попытки классифицировать все 0В по активным химическим функциональным группам, по стойкости и летучести, по табельности средств применения и токсичности, по методам дегазации и лечения пораженных, по патологическим реакциям организма, вызываемым 0В. В настоящее время наибольшее распространение нашли так называемые физиологическая и тактическая классификации 0В.

Физиологическая классификация.

 

Физиологическая классификация, как, впрочем, и все другие, весьма условна. С одной стороны, она позволяет объединить в единую для каждой группы систему мероприятий по дегазации и защите, санитарной обработке и первой медицинской помощи. С другой стороны, она не учитывает наличие у некоторых веществ побочного действия, иногда представляющего для пораженного большую опасность. Например, вещества раздражающего действия РS и СN способны вызвать тяжелые поражения легких, вплоть до смертельных, а DМ вызывает общее отравление организма мышьяком. Хотя и принимают, что непереносимая концентрация раздражающих веществ должна быть минимально в 10 раз ниже смертельной, в реальных условиях применения ОВ это требование практически не соблюдается, о чем свидетельствуют многочисленные факты тяжелых последствий применения полицейских веществ за рубежом. Некоторые 0В по действию на организм могут быть одновременно отнесены к двум или нескольким группам. В частности, вещества VХ, GВ, GD, НD, L обладают безусловно общеядовитым, а вещества РS, СN — удушающим действием. Кроме того, в арсенале химического оружия иностранных государств время от времени появляются новые 0В, которые вообще трудно отнести к какой-либо из названных шести групп.

Тактическая классификация.

 

Тактическая классификация подразделяет 0В на группы по боевому назначению. В армии США, например, все 0В делят на две группы:

смертельные (по американской терминологии смертоносные агенты) — вещества, предназначенные для уничтожения живой силы, к которым относятся О В нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого и удушающего действия;

временно выводящие живую силу из строя (по американской терминологии вредоносные агенты) — вещества, позволяющие решать тактические задачи по выведению живой силы из строя на сроки от нескольких минут до нескольких суток. К ним относятся психотропные вещества (инкапаситанты) и раздражающие вещества (ирританты).

Иногда группу ирритантов как веществ, выводящих живую силу из строя на период времени, незначительно превышающий период непосредственного воздействия 0В и измеряемый минутами — десятками минут, выделяют в особую группу полицейских веществ. Очевидно, здесь преследуется цель исключения их из состава боевых 0В в случае запрещения химического оружия. В некоторых случаях в отдельную группу выделяют учебные ОВ и рецептуры.

Тактическая классификация 0В также несовершенна. Так, а группу смертельных ОВ объединены самые разнообразные по физиологическому действию соединения, причем все они являются лишь потенциально смертельными, ибо конечный результат действия 0В зависит от его токсичности, поступившей в организм токсодозы и условий применения. Классификация не учитывает и таких важных факторов, как химическая дисциплина живой силы, подвергающейся химическому нападению, обеспеченность ее средствами защиты, качество средств защиты, состояние вооружения и военной техники. Тем не менее, физиологическая и тактическая классификации 0В используются при изучении свойств конкретных соединений.

Нередко в литературе приводятся тактические классификации 0В, основанные на учете быстроты и продолжительности их поражающего действия, пригодности к решению определенных боевых задач.

Различают, например, быстродействующие и медленнодействующие ОВ в зависимости от того, имеют они период скрытого действия или нет. К быстродействующим относят нервно-паралитические, общеядовитые, раздражающие и некоторые психотропные вещества, т. е. те, которые за несколько минут приводят к смертельному исходу или к утрате боеспособности (работоспособности) в результате временного поражения. К медленнодействующим веществам относят кожно-нарывные, удушающие и отдельные психотропные вещества, способные уничтожить или временно вывести из строя людей и животных только после периода скрытого действия, длящегося от одного до нескольких часов. Такое разделение 0В также несовершенно, ибо некоторые медленнодействующие вещества, будучи введенными в атмосферу в очень высоких концентрациях, вызовут поражение в короткое время, практически без периода скрытого действия.

В зависимости от продолжительности сохранения поражающей способности ОВ подразделяют на кратковременно действующие (нестойкие или летучие) и долгодействующие (стойкие). Поражающее действие первых исчисляется минутами (АС, СG). Действие вторых может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель после их применения в зависимости от метеорологических условий и характера местности (VХ, GD, НD). Подобное подразделение 0В также условно, поскольку кратковременно действующие 0В в холодное время года нередко становятся долгодействующими.

Систематизация 0В и ядов в соответствии с задачами и способами их применения основана на выделении веществ, используемых в наступательных, оборонительных боевых действиях, а также в засадах или при диверсиях. Иногда различают также группы химических средств уничтожения растительности или удаления листвы, средств разрушения некоторых материалов и иные группы средств решения конкретных боевых задач. Условность всех этих классификаций очевидна.

Встречается также классификация химических средств поражения по категориям табельности. В армии США они делятся на группы А, В, С. В группу А входят табельные химические боеприпасы, которые на данном этапе наиболее полно удовлетворяют предъявляемым к ним тактико-техническим требованиям. К группе В относятся запасные табельные химические боеприпасы, которые по основным тактико-техническим требованиям уступают образцам группы А, но при необходимости могут их заменить. Группа С объединяет средства поражения, которые на данном этапе сняты с производства, но могут состоять на вооружении до израсходования их запасов. Иными словами, в группу С входят средства поражения, снаряженные устаревшими отравляющими веществами.

13---------

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

(с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.,
30 декабря 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 19 мая 2010 г.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.