( На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов.
2. Учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками
3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Оборудование:сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает заканчивать предложения словами, подходящими по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Утята по поляне (что делают?) … ходят.
Утята в речку (что делают?) … заходят.
Утята из речки (что делают?) … выходят.
Утята корм себе (что делают?) … находят.
Утята вечером с поляны (что делают?) … уходят.
Саня в солонку соль (что сделал?) … насыпал.
Дворник дорожки песком (что сделал?) … посыпал.
Малыш из ведра песок (что сделал?) … высыпал.
Снег весь город зимой (что сделал?) … засыпал.
Червей для рыбалки надо (что сделать?) … накопать.
Буратино на Поле Чудес свои деньги
(что сделал?) … закопал.
Для посадки дерева надо яму
(что сделать?) … выкопать.
(Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать»).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом –ОВ- и окончанием -ЫЙ.
Логопед: Ребенок:
Мед из липы – липовый мед.
Пол из дуба – дубовый пол.
Лес из елей – еловый лес.
Жакет из пуха – пуховый жакет.
Напиток из меда – медовый напиток.
Пирог из мака – маковый пирог.*
б) с разными суффиксами и разными окончаниями.
Василек с поля – полевой василек.
Тулуп из меха – меховой тулуп.
Ботинок из кожи – кожаный ботинок.
Домик изо льда – ледяной домик.
Поток воды – водяной поток.
Суп из курицы – куриный суп.*
Упражнение « ЧТО КАК ЕДИМ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилагательных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Кабачок жарили - жареный кабачок.*
Патиссон тушили – тушеный патиссон.
Огурец солили – соленый огурец.*
Кабачок пели - печеный кабачок.
Патиссон парили - пареный патиссон.
Кабачок вялили - вяленый кабачок.
Помидор варили - вареный помидор.*
7.13. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных.