Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Для экзамена самостоятельно выписать из 2-х частей таблицы отдельно неналоговые доходы каждого бюджета




«Расходы бюджета»

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета осуществляются в соответствии с законодательным разграничением расходных полномочий, которые определяются

1. для Федерации – законом о федеральном бюджете

2. для субъектов РФ – ФЗ №184Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ

3. для муниципальных образований – ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»

В бюджетном кодексе вводятся новые понятия:

Публичное обязательство государства – это обусловленное законом расходное обязательство публично-правового образования перед юридическими и физическими лицами или иными публично-правовыми образованиями, подлежащее исполнению в установленном соответствующим законом размере, или установленном этим законом порядке его определения (индексация или расчет).

Расходное обязательство – это обусловленное законом или иным актом обязанность публично-правового образования, или действующего от его имени бюджетного учреждения представить физическому или юридическому лицу, либо иному публично-правовому образованию, средств соответствующего бюджета.

Например, в бюджете 2011-2013 года заложены следующие расходные обязательства в сфере социального обеспечения:

1. материнский капитал – 365698,4 рублей

2. размер индексации пособий гражданам, имеющим детей – 1065 рублей

3. прожиточный минимум – 4938 рублей.

Выплаты гражданам по вкладу в Сбербанке и Росгострахе в объеме 50 млрд.

 

 

Состав расходов бюджета регламентируется бюджетным кодексом РФ (глава 4) и строится на основании бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ, и используемой для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджета бюджетной системы РФ.

В бюджетную классификацию в РФ включается:

1. классификация доходов бюджета

2. классификация расходов бюджета

3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

4. классификация операций публично-правовых образований (государство, субъекты РФ, муниципальные образования)

Классификация расходов бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов является одинаковой для бюджетов различных уровней.

Разделы расходов бюджета:

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. ЖКХ.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура.

9. Здравоохранение.

10. Социальная политика.

11. Физкультура и спорт.

12. Средства массовой информации.

13. Обслуживание государственного (муниципального) долга.

14. Межбюджетные трансферты общего характера.

На примере общегосударственных вопросов (управленческие расходы) представим состав подразделов:

1. Функционирование президента РФ (высшего должностного лица субъекта РФ).

2. Функционирование законодательных органов власти.

3. Функционирование правительства РФ (субъекта РФ).

4. Судебная система.

5. Обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов финансового надзора.

6. Обеспечение проведения выборов и референдумов.

7. Международные отношения и международное сотрудничество.

8. Государственный материальный резерв.

9. Фундаментальные исследования.

10. Резервные фонды.

В государстве формируется 2 резервных фонда.

1. Резервный фонд президента РФ. Он составляет 1% всех расходов бюджета. Средства его выделяются в соответствии с указом президента на финансирование любых мероприятий, не связанных с предвыборной деятельностью президента или освещением его деятельности в СМИ. Главы субъектов могут создавать аналогичные фонды и высшие лица муницип образований в соответствие с законодательством

2. Резервный фонд правительства РФ. Он не должен превышать 3% расходов бюджета. Средства этого фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ, работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имеющих место текущем финансовом году.

Субъекты РФ при формировании и утверждении своих бюджетов формируют аналогичные резервные фонды в сумме, утвержденной их законодательством. Законодательством запрещено формирование резервных фондов законодательных органов власти.

Средства из этого фонда выделяются на основании постановления правительства об использовании средств резервного фонда, и отчет об использовании этих средств прилагается к ежеквартальному и годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

 

На следующем этапе бюджетные средства распределяются внутри подраздела в соответствии с ведомственной структурой, которая является разной для различных бюджетов и включает в себя:

1. Главных получателей (распорядителей) бюджетных средств. Это органы государственной власти, имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а также наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и СМИ.

2. Распорядители бюджетных средств. Это органы государственной власти (органы местного самоуправления), имеющие право распределять бюджетные средства по бюджетным учреждениям.

3. Бюджетные учреждения (получатель бюджетных средств) . Это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ или местного самоуправления для осуществления управленческих, социальных, культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В соответствие с законодательством бюджетные учреждения делятся на :

· Казенные

· Автономные бюджетные организации

· Федеральное государственное учреждение

 

«Межбюджетные отношения»

 

Межбюджетные отношения – это отношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Они основываются на принципах:

1. Распределения и закрепления расходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы.

2. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.

3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство всех субъектов во взаимоотношении с федеральным бюджетом

4. Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Для межбюджетного выравнивания (перераспределения финансовых средств) в РФ применятся 2 формы:

1. Вертикальное перераспределение денежных средств. Она происходит в следующих вариантах:

a. Предоставление бюджетных ссуд и кредитов.

b. Представление трансфертов (субсидии, дотации, субвенции).

c. Представление отчислений от федеральных, региональных, местных налогов для формирования бюджетов различных уровней.

d. Перераспределение части федеральных ресурсов в конфедеративный бюджет.

e. Взаимные финансовые отчисления бюджетов и внебюджетных фондов.

2. Горизонтальное перераспределение средств. Субъект-субъект.

a. Перераспределение путем смены места регистрации юридического лица по инициативе налогоплательщика (свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования - Сколково).

b. Кредитование или датирование одним органом власти бюджетных расходов или бюджетных учреждений другого субъекта или своего субъекта.

c. Подзаконное заключение договоров между органами власти различных уровней о перераспределении налогов с конкретных мероприятий, как правило, монополистов.

d. Многосторонние взаимодействия региональных органов власти в объединениях (межрегиональных организациях) для решения вопросов инвестиций, помощи предприятиям, размещения ценных бумаг.

 

Формы перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней.

Межбюджетные трансферты – это бюджетные средства, представляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы в форме:

1. Дотаций. Это межбюджетные трансферты, предоставленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах без установления направлений и условий их использования. Дотации, выдаваемые субъектам РФ, образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, формируемый в федеральном бюджете и представляющий выделение средств (дотаций) в соответствии с единой методикой. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в разделе «межбюджетные трансферты», из которого выделяются средства 69 субъектам РФ, 27 из которых являются высокодотационными субъектами РФ. Дотации предоставляются субъектам, уровень расчетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной обеспеченности.

2. Субсидий бюджетам субъектов РФ. Это межбюджетные трансферты, представляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти и по финансированию определенных категорий граждан. Субсидии – это долевое финансирование определенных расходных полномочий. Совокупность субсидий бюджетов субъектов РФ образует Федеральный Фонд Софинансирования расходов. В бюджете 2011 года субсидии выделяются на:

a. Оплату жилья и коммунальных услуг граждан.

b. Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц.

c. Выплаты определенным категориям медицинских работников.

d. Капитальных ремонт гидротехнических сооружений.

3. Субвенций бюджетам субъектов РФ. Это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта или муниципальных образования, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для выполнения бюджетам нижестоящих уровней бюджетной системы. В бюджете 2011 года заложены следующие направления финансирования:

a. Для социальной поддержки лиц, награжденных знаком «почетный донор».

b. Для выплаты единовременных пособий при устройстве детей-сирот в семьи.

c. Для выплаты пособий по безработице.

d. Выплаты для обеспечения жильем ветеранов.

e. Оплата полномочий в области ЗАГСа.

f. Для финансирования определенных федеральных законов.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный Фонд Компенсаций. Аналогичный фонд для выделения компенсаций в виде субвенций для муниципальных образований формируется в бюджете субъекта РФ.

4. Иных межбюджетных трансфертов:

a. На поддержку городов-наукоградов.

b. На поддержку социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и переселение из них.

c. На реализацию программ обеспеченности занятости в шахтерских городах.

d. На комплектование книжных фондов в библиотеках.

5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов:

a. На финансирование дефицита бюджета этих фондов (ФОМС, ПФ, ФСС).

b. На финансирование мероприятий, возложенных на эти фонды в том случае, если денежные средства на эти мероприятия утверждены в соответствующих разделах Федерального Бюджета.

Также в разделе межбюджетных трансфертов формируются:

1. Федеральный фонд регионального развития, из которого выделяются средства для реализации федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ». Программа действует с 2002 по 2015 год. Из этого фонда получают субсидии 32 субъекта РФ.

2. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Цель его создания – поддержка и стимулирование бюджетных реформ. Этот фонд был создан в бюджете 2002 года. Предполагалось, что в 2004 он закончит свое существование. Но он существует до сих пор. Из него выделяются средства в виде субсидий и субвенций на конкурсной основе, поэтапно, с анализом программ реформ и их выполнения.

 

Одной из форм перечисления бюджетных средств, не относящейся к межбюджетным трансфертам, являются бюджетные кредиты.

Бюджетный кредит – это денежные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключение государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

При бюджетном кредитовании из государственного бюджета субъекта РФ анализируется финансовое состояние субъекта и наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетами внебюдженых фондов.

Субъектам бюджетные кредиты представляются на:

1. Частичное покрытие дефицитов их бюджетов на срок до трех лет под ½ ставки рефинансирования.

2. На покрытие кассовых разрывов исполнения бюджетов РФ.

3. На осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий ЧС (под 0% годовых).

4. На срок до 5 лет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог общего пользования.

Бюджетные кредиты предоставляются на определенных условиях:

1. Кредитование осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, заложенных в бюджете соответствующего года.

2. У заемщика не должно быть просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом по обязательным платежам (налоги, штрафы и сборы).

3. Кредиты предоставляются на условиях возмездности, целевого характера и возвратности и обеспеченности. Обеспеченностью могут выступать банковские гарантии, поручительства, государственные гарантии и залог имущества в 100% сумме предоставляемого кредита.

4. При получении кредита проводится обязательная проверка финансовым органом финансового состояния как заемщика, так и гаранта и поручителя.

5. При невыполнении заемщиком обязательств по возврату суммы кредита и выплат процентов по нему, к нему применяются меры принудительного изъятия.

 

С точки зрения бюджетного кодекса, бюджетные кредиты подразделяются на::

1. Целевой иностранный кредит (заимствование) – это форма финансирования проектов, включенных в программу государственных заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

Целевые иностранные кредиты делятся на:

a. Связанные иностранные кредиты, которые являются формой привлечения средств на возвратной и возмездной основе для закупки товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств в основном в стране-кредиторе.

b. Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций (Международный Валютный Фонд, Мировой банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития).

 

«Сбалансированность бюджета»

 

Сбалансированность бюджета бывает в двух видах:

1. Профицит бюджета.

2. Дефицит бюджета.

Профицит бюджета – это превышение доходной части бюджета над расходной. В состоянии профицита бюджета РФ жила начиная с 2001 по 2008 год.

С 2001 года государство начинает аккумулировать в финансовом резерве разницу между суммой доходов и суммой расходов для накопления денежных средств для осуществления долговых выплат государства, приходящихся на 2003 год.

С конца 2003 года финансовый резерв был переименован в стабилизационный фонд. В данном фонде накапливаются денежные средства до того года, когда произойдет резкое снижение цены на нефть и будут образовываться «выпадающие доходы бюджета».

В 2007 году средства стабилизационного фонда разделились на средства стабилизационного фонда и средства инвестиционного фонда.

В 2008 году фонд был преобразован в резервный фонд и фонд будущих поколений. С 2008 года был внедрен новый подход к построению бюджета. Государством были выделены в отдельную группу нефтегазовые доходы (НДПИ и углеводородное сырье и вывозные таможенные пошлины на нефть-газ и товары, выработанные из нефти). Эти нефтегазовые доходы шли на:

1. Нефтегазовый трансферт.

2. На формирование резервного фонда.

3. На формирование фонда будущих поколений (фонд национального благосостояния).

Государство устанавливало, что размер не нефтегазового дефицита бюджета не может превышать 4,7% ВВП. За счет нефтегазового трансферта путем его перечисления покрывается бюджетный дефицит в размере 3,7% (остальной 1% должен покрываться за счет источников покрытия дефицита бюджета).

Все доходы (нефтегазовые), превышающие 3,7% ВВП поступают в резервный фонд до суммы, равной 10% ВВП. Резервный фонд, по сути, заменил стабилизационный фонд, и призван был обеспечить выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в бюджет. Если нефтегазовые доходы в сумме превышают 10% ВВП, все средства направляются в Фонд будущих поколений, который был создан в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита бюджета) бюджета пенсионного фонда.

В соответствии с действующим бюджетным кодексом такой подход к формированию бюджета отложен до 2014 года.

 

Бюджетный дефицит. В этом случае расходы превышают доходы.

В мировой практике различают следующие виды дефицита бюджета:

1. Циклический – как результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска товаров и услуг, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В бюджете такими стабилизаторами являются:

a. Прогрессивная система налогообложения.

b. Система государственных трансфертов.

c. Система участия государства в прибылях.

2. Структурный дефицит бюджета. Рассматривается как разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Первичный дефицит бюджета. Определяется как разница между величиной общего дефицита и всей суммы выплат по государственному долгу.

С точки зрения бюджетного дефицита, в мировой практике выделяется 3 концепции:

1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета. Заключается в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год доходы должны быть равны расходам. Это означает, что в период спада экономики, когда налоговые доходы бюджета минимальны, государство для обеспечения сбалансированности должно снижать расходы. Поскольку снижение государственных закупок и трансфертов ведет к уменьшению спроса, а, следовательно, к уменьшению выпуска товаров и услуг, то в экономике эта мера ведет к еще более глубокому спаду.

2. Концепция сбалансированности бюджета, основанная на цикличности экономики. Суть ее заключается в том, что каждый год не обязательно иметь сбалансированный бюджет, а главное, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла.

3. Концепция стабильности экономики, а не сбалансированности бюджета. Заключается она в том, что инструменты государственного бюджета (государственные закупки, трансферты) должны быть использованы в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах экономического цикла.

Бюджетный дефицит может иметь различную природу. В мировой практике разделяют 3 природы бюджетного дефицита:

1. Когда дефицит бюджета связан с необходимостью осуществления крупных финансовых вложений в экономику. Эта природа рассматривается не как кризисное явление, а как способ государственного регулирования экономики.

2. Когда дефицит связан с возникновением чрезвычайных ситуаций в государстве (стихийные бедствия, войны), когда государству не хватает накопленных резервов и приходится прибегать к увеличению расходов.

3. Когда дефицит бюджета связан с кризисными явлениями в экономике, неэффективностью финансово-кредитных связей и неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в государстве.

 

ГОД
Дефицит, % к ВВП 10,6% 9,2% 7,9% 3,85% 3,85% 4,7% 2,7% 7,8% 6,8%

По международной практике, критерий международного дефицита – непревышение им 3% ВВП, при этом государственный долг не должен превышать 50-60% ВВП.

Основным источником покрытия государственного долга являются государственные заимствования.

Для РФ бюджетным кодексом установлено, что бюджетный дефицит не должен превышать 4,7% ВВП, 3,7% должно гаситься за счет нефтегазовых трансфертов. Для бюджета субъекта РФ дефицит не может быть более 15% утвержденного общего объема доходов. Для муниципальных образований – не должен превышать 10% от общего утвержденного объема доходов.

 

При принятии бюджета любого уровня с дефицитом в законе (постановлении) обязательно на сумму дефицита расписываются источники его покрытия в определенной сумме.

Бюджетным кодексом определены источники покрытия дефицита бюджета, которые могут быть внутренними и внешними для федерального бюджета и только внутренними для покрытия дефицита бюджета субъекта федерации и муниципальных образований. В отдельных случаях, если это гарантировано Правительством РФ, субъект РФ может осуществлять внешние заимствования.

К источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета относятся:

1. Доходы от размещения ценных бумаг на внутреннем рынке.

2. Бюджетные кредиты, представленные внутри страны.

3. Кредиты международных финансовых и кредитных организаций в валюте РФ.

4. Поступления от продажи акций и государственной собственности, находящейся в собственности РФ.

5. Поступления от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней (для федерального бюджета).

6. Курсовая разница по размещению средств бюджета.

Аналогичные источники покрытия дефицита для субъектов РФ и муниципальных образований.

К источникам внешнего финансирования относятся:

1. Доходы от размещения государственных ценных бумаг, деноминированных в иностранной валюте.

2. Кредиты иностранных государств, юридических лиц, иностранных кредитных организаций, международных организаций.

3. Доходы от погашения основного долга Российской Федерации.

В мировой практике существуют классические источники покрытия дефицита бюджета:

1. Совершенствование налоговой системы:

a. Улучшение администрирования налоговых поступлений.

b. Уменьшение количества налогов, улучшение их качества и определение оптимального соотношения между налогообложением юридических и физических лиц.

2. Эмиссия денежных средств.

3. Государственные займы.

4. Реализация золотовалютных резервов.

 

«Государственный кредит»

 

Государственный кредит – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжении органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов

Государственный кредит – денежные экономические отношения, в которых государство (субъект федерации или муниципальное образование) с одной стороны, а с другой сторны юридические, физические лица, публично-правовые образования или иные субъекты международного права вступают во взаимоотношения, в которых государство (субъект федерации или муниципальное образование) выступает в роль кредитора, заемщика, гаранта.

Функции государственного и муниципального кредита:

1. Перераспределительная – перераспределение денежных средств происходит между:

a. Уровнями бюджетной системы

b. Международными финансово-кредитными учреждениями и федеральным бюджетом.

c. Иностранными юридическими лицами, иностранными физическими лицами и федеральным бюджетом.

d. Федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами.

2. Контрольная – контроль за целевым и рациональным использованием кредитов как выделяемых государством, так и получаемых им.

3. Регулирующая – заключается:

a. В регулировании потоков денежных средств путем установления процентной ставки, выраженной в установлении доходности по государственным ценным бумагам. Устанавливая высокую доходность по государственным ценным бумагам (выше процентной ставки за банковский кредит) государство делает этот финансовый инструмент наиболее доходным, что позволяет перераспределить денежные средства между бюджетом и банковским сектором в пользу бюджета.

b. Установление оптимального соотношения между наличным и безналичным денежным оборотом.

i. Если государство, эмитируя государственные ценные бумаги, размещает их среди юридических лиц, то эмитирует в безналичной форме и размещает в безналичной форме.

ii. Если ценные бумаги размещаются у физических лиц, то государство эмитирует их в безналичной форме, а выкупаются они физическими лицами в наличной форме.

С точки зрения государственного кредита как экономической категории он имеет следующие особенности:

1. Добровольность (в отличие от налогов).

2. Возвратность и платность.

3. Обеспеченность всем имуществом государства.

4. На государственном уровне не носит целевого характера.

5. Привлекается на определенный срок в соответствии с законом РФ о государственном внутреннем долге (срок не более 30 лет). При внешнем заимствовании срок определяется кредитным договором и в мировой практике верхний предел не устанавливается.

Стороны государственного кредита:

 

1. Государство-заемщик. В международной практике существует 4 формы займа:

a. Внутренний заем.

b. Внешний заем.

c. Казначейские ссуды.

d. Обращение части вкладов населения в государственные займы.

Внутренний заем. Это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Государственные внутренние заимствования подразделяются:

1. По праву эмиссии:

I. Федеральные займы.

II. Республиканские займы (субфедеральные).

III. Местные (муниципальные) займы.

2. По держателям:

I. Физические лица.

II. Юридические лица.

III. Физические и юридические лица.

3. По форме выплаты доходов:

I. Процентные и беспроцентные (как правило, муниципальные).

II. Выигрышные и процентновыигрышные (применялись в СССР).

III. С нулевым купоном (они продаются со скидкой от номинала).

4. В зависимости от метода определения дохода:

I. С твердым доходом.

II. С плавающим доходом (зависит от количества размещенных ценных бумаг).

5. По срокам погашения:

I. Краткосрочные – до 1 года.

II. Среднесрочные – до 5 лет.

III. Долгосрочные – от 5 до 30 лет.

6. В зависимости от обязанности заемщика по погашению:

I. С правом досрочного погашения.

II. Без права досрочного погашения.

7. В зависимости от формы выпуска:

I. Облигационные (документарные) займы – на бумаге. Распространяются среди физических лиц.

II. Безоблигационные (бездокументарные) ценные бумаги – ценные бумаги в виде записи на счетах.

8. По методам размещения:

I. Добровольные.

II. Размещаемые по подписке.

III. Принудительные (по решению правительства).

9. В зависимости от обращения на рынке:

I. Рыночные – свободно обращаются на фондовом рынке.

II. Нерыночные.

Внешний заем. Государственные внешние займы – это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Получателями внешних кредитов может быть правительство, субъекты и муниципальные образования (в исключительных случаях, если займы были гарантированы правительством РФ). Кредиторами могут выступать правительства иностранных государств (за счет бюджета этих государств), финансово-кредитные учреждения других государств, юридические и физические лица других государств, международные организации.

1. По форме представления:

a. Денежные.

b. Товарные.

2. По срокам представления:

a. Среднесрочные.

b. Долгосрочные.

3. По валюте представления займов:

a. В валюте страны-кредитора.

b. В валюте страны-заемщика.

c. В валюте третьей страны.

4. По форме погашения займов:

a. Денежные.

b. Товарные.

В международной практике существует понятие «льготного периода». Это означает представление отсрочки погашения основного тела долга на срок 3-5 лет. В течение этого льготного периода государство-должник выплачивает проценты за пользование данной непогашенной суммой.

Казначейские ссуды (займы). Они осуществляются в тех странах, где казначейство наделено правом эмитировать казначейские полномочия.

Обращение части вкладов населении в государственные займы. Суть этой формы состоит в том, что происходит выделение денежных средств физических и юридических лиц, аккумулируемых Сбербанком в качестве кредита государству без ведения вкладчиков, но при этом Сберегательные банки покупают долговые обязательства государства.

 

2. Государство-кредитор.Выступает в форме:

a. Внутренних ссуд (кредитов).

b. Внешних ссуд (кредитов).

c. Межгосударственного (технического) кредита.

 

Внутренние ссуды из федерального бюджета могут получать:

1. Юридические лица на конкурсной основе:

I. на проведение структурной перестройки.

II. для расчетов по целевым кредитам.

III. на разработку, внедрение и

2. Органы государственной власти (публично-правовые образования):

I. на покрытие дефицита бюджета (в период финансового кризиса и посткризисный период).

II. На покрытие кассовых разрывов.

 

Внешние ссуды (кредиты) предоставляются из федерального бюджета иностранным государствам и международным организациям в объеме, предусмотренном федеральным бюджетом на соответствующий год. В бюджете устанавливается 2 цифры:

1. Предельный размер государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам.

2. Предельный размер государственных кредитов, предоставляемых странам СНГ.

 

Межгосударственный (технический) кредит, предоставление которого связано с прекращением обращения одной валюты и переходом к другой валюте.

 

3. Государство-гарант. Государственные гарантии – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ (субъект федерации или муниципальное образование) гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Гарантии представляются на конкурсной основе, и в соответствующих бюджетах устанавливается верхний предел гарантий, представляемых на внешнем рынке, и верхний предел государственных гарантий, выдаваемых на внутреннем рынке.

Автоматически сумма внутренних гарантий включается как вид долговых обязательств во внутренний долг РФ. Сумма внешних гарантий – как вид долговых обязательств во внешний долг РФ. При представлении гарантии всегда проводится анализ финансового состояния получателя государственных гарантий.

В бюджете 2011 года установлено направление деятельности, по которому можно получить гарантии.

1. По займам юридических лиц на осуществление инвестиционной деятельности.

2. По займам привлекаемых государственных корпораций РОСНАНО для осуществления инвестиционных проектов.

3. По кредитам, привлекаемым предприятиями агропромышленного комплекса.

4. По займам агентства по ипотечному и жилищному кредитованию.

5. По обязательствам страхования военных рисков и угона авиатранстпорта.

Есть определенные гарантии государства перед физическими лицами, вкладчиками Сберегательного банка Советского Союза и Госстраха (СССР), образовавшиеся на 1 января 1992 года.

 

«Государственный долг РФ»

В соответствии с Бюджетным кодексом, государственным долгом являются долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, субъектами РФ,, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также обязательств по государственным гарантиям, представленными РФ и иные долговые обязательства.

Структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств, к которым относятся:

1. Кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций, субъектов международного права и иностранных юридических лиц.

2. Государственные ценные бумаги, выпущенные от лица РФ.

3. Бюджетные кредиты, привлекаемые в федеральный бюджет от нижестоящих бюджетов.

4. Государственные гарантии РФ.

5. Иные долговые обязательства, ранее отнесенные на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.

Государственный долг имеет следующую классификацию:

1. По рынкам заимствования:

a. Внешний. Это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

b. Внутренний. Обязательства, возникающие в валюте РФ.

2. По экономическому содержанию:

a. Текущий. Это расходы государства по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства, срок оплаты которых наступил в текущем году. (Его сумму можно увидеть в бюджете соответствующего года в расходной части в разделе «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

b. Капитальный. Это вся сумма выпущенных и непогашенных обязательств, включая проценты по ним. Эта сумма утверждается в бюджете текущего года на 1 января следующего за текущим года.

3. По международному подходу:

a. Долги официальным кредиторам. К официальным кредиторам относятся государственные финансовые институты и международные финансово-кредитные организации.

b. Суверенные долги. (на 1.01.2011 г. 40,82 млрд.р.). Это долги, при которых должником выступает правительство соответствующего государства.

c. Частные долги. (на 1.01.2011 г. 436,2 млрд. долл.).

4. По отношению кредитор-заемщик:

a. Государственный долг РФ (РФ заемщик).

b. Государственный долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ (РФ – кредитор). Под объемом этого вида долга понимается:

i. сумма долга СССР или РФ за счет средств бюджета.

ii. сумма долга иностранных юридических лиц в связи с экспортом из СССР товаров за счет средств бюджета.

c. Сумма долга иностранных юридических лиц по представленным ЦБ экспортным кредитам.

В объем государственного внутреннего долга включены:

1. Сумма долга по государственным ценным бумагам, выраженная в валюте РФ.

2. Сумма долга по кредитам, полученным РФ в валюте РФ.

3. Долг по бюджетным кредитам, полученный РФ (из нижестоящих бюджетов).

4. Сумма обязательств по гарантиям, выданным Российской Федерацией в валюте РФ.

В объем внешнего долга включены:

1. Сумма долга по государственным ценным бумагам, выраженная в иностранной валюте.

2. Сумма долга по кредитам, полученным РФ в иностранной валюте.

3. Сумма обязательств по гарантиям, выданным Российской Федерацией в иностранной валюте.

Весь государственный долг с разбивкой по позициям регистрируется в государственный долговых книгах. Том 1 – государственная долговая книга внешнего долга РФ. Том 2 – государственная долговая книга внутреннего года РФ. Эти книги ведет МинФин (учет и регистрация). В нее вносится информация об объемах долговых обязательств, дате возникновения и дате исполнения обязательств.

Обслуживанием государственного долга занимается правительство РФ в лице агента (кредитная организация или специализированная финансовая организация). Под обслуживание государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процента по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

 

«Управление государственным долгом»

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий их выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, поведением конверсии (изменение доходности) и консолидацией займов (объединение нескольких займов в один), определение курсов облигаций на денежном рынке и проведение мероприятий по определению процентных ставок по государственным кредитам.

К управлению государственным долгом также относятся мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов.

В мировой практике существуют определенные методы по управлению государственным долгом:

1. Списание государственного долга. На списание долговых обязательств могут претендовать государства, у которых из 5 утвержденных показателей не соответствуют пороговым значениям 3 и более (ВВП на душу населения, внешний долг к ВВП в %, внешний долг к годовому экспорту в %, погашение и обслуживание долга к годовому экспорту, обслуживание внешнего долга к годовому экспорту).

2. Выкуп долговых обязательств за счет золотовалютных резервов своего государства. Существует рынок долговых обязательств.

3. Секьюритизация долговых обязательств (реструктуризация). Основанное на соглашении прекращение обращения долговых обязательств, составляющих государственный долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговым обязательствами в виде облигаций, предусматривающий другие условия обслуживания и погашения обязательств.

4. Обмен государственного долга на акции национальных компаний. Это предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний, или подразумевающий прямой обмен.

5. Досрочное погашение долговых обязательств.

Россия-кредитор

В «наследство» от СССР перешло 90 млрд. долл. Все перечисленные методы относятся как раз к этим деньгам.

В настоящее время Россия выступает также кредитором в двух направлениях:

1. Кредиты, выдаваемые из средств бюджета для стран СНГ.

2. Кредиты, выдаваемые из средств бюджета другим государствам.

Из 90 млрд. долл. было списано долговых обязательств на сумму 50 млрд. долл. Среди наших должников из стран СНГ присутствуют Украина, Молдова и Грузия. Ирак, СевКорея, Алжир, Албания, Сирия, Индия и т.д.

Предельный размер выплат по этому долгу – до 2030 года.

 

«Отношение РФ с международными финансово-кредитными организациями.

Наши кредиторы:

1. Парижский клуб кредиторов (18 стран), который объединяет страны кредиторов, банки которых кредитовали СССР и РФ под гарантии своих правительств или выдавали кредиты, которые были застрахованы правительственными страховыми организациями.

2. Лондонский клуб кредиторов (более 1000 крупных зарубежных коммерческих банков), который занимается вопросами урегулирования задолженности перед частными коммерческими банками, которые не находятся под гарантиями правительства и не являются застрахованными.

3. Коммерческая задолженность России – это задолженность перед огромным количеством фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Практически вся эта задолженность передана в Парижский и Лондонский клуб для управления, остальная часть распределена по страновым группам. Осталось 9 индивидуальных кредиторов – оргомные японские корпорации.

4. Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития. Все займы этих международных кредитных учреждений, за исключением реабилитационных (на восстановление экономики), являются связанными, т.е. предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут быть использованы только по целевому назначению.

5. Международный валютный фонд, к которому мы с 2000 года не имеем отношения как страна-заемщик.

 

 

Консультация 7 июня 13.15

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.