Дефицит или профицит баланса показывает в целом по государству состояние финансовых ресурсов. Если баланс дефицитен, государство должно предусмотреть источники покрытия дефиците (размещение государственных ценных бумаг, основные направления кредитной внутренней и внешней политики). Также государство должно снижать затраты и увеличивать доходную часть баланса.
Дефицит баланса не может быть равен дефициту бюджета, поскольку баланс учитывает кроме средств бюджета средства внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов, т.е. дефицит баланса отражает дефицит всех в совокупности средств, а не только бюджета.
Среднесрочный финансовый план присутствует, когда бюджет планируется на 1 год (а не на 3)
Федеральный бюджет
До первого марта текущего года Президент РФ выступает с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором оглашает основные направления бюджетной, налоговой, валютной политики и основные направления социально-экономического развития нашего государства на 3 года.
На основании этого послания МинФин начинает разрабатывать проект федерального бюджета. В августе (до 26 числа) бюджет представляется в ГосДуму, где проходит утверждение в 3-х чтениях.
Далее проект бюджета одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом, и только потом приобретает статус Федерального Закона.
Бюджет исполняется в течение финансового года в соответствии с бюджетной росписью, которую готовит МинФин.
По истечении финансового года дается 6 месяцев для составления отчета об использовании средств и утверждение этого отчета ГосДумой
Методы финансового планирования на макроуровне:
1. механический – данные прошлого года переносятся на следующий год с умножением на коэффициент инфляции
2. статистический – при нем складываются расходы за предыдущие года и делятся на количество предыдущих лет.
3. Метод нулевой базы – все позиции рассчитываются заново, с нуля
4. Программно-целевой метод – рассчитан на выделение финансовый ресурсов в форме финансирования различных целевых и инвестиционных программ.
5. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – основании на четкой формулировке целей и задач органов государственной власти и бюджетных учреждений, а также на применение показателей (индикаторы), характеризующие качественные или количественные параметры выполнения этих задач. Цель БОРа – повышение эффективности использования бюджетных средств.
4.
Лекция 5
1. Сметы бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения на основании натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, выполнение социальных гарантий и т.д.) и финансовых норм и нормативов составляют бюджетные сметы расходов. Нормы устанавливаются законодательными и подзаконными актами. Нормативами в бюджетном планировании являются:
2. 1. Денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (нормы расходов на питание: детские сады, медицинские стационары, социальные дома, обеспечение медикаментами, инвентарем и т.д.
3. Нормы индивидуальных выплат: отраслевые ставки заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.
4. Нормы, в основе которых лежит среднестатистические величины расходов за ряд лет (нормы на содержание помещений, учебные и канцелярские расходы и т.д.
Нормы могут быть
· обязательными, которые устанавливаются правительством на всей территории РФ
· обязательно-территориальными, которые устанавливаются по решению субъекта, но не ниже установленных государством
· факультативными (устанавливаемыми ведомствами)
бюджетные сметы могут быть:
· индивидуальными (составляются для учреждения или для проведения мероприятий)
· однотипные (составляются для групп однотипных учреждений или однотипных мероприятий)
· на централизованные мероприятия (разрабатывается ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке – закупка оборудования. Ремонт и т.д.)
· сводные (объединяют в себе индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия). Это смета в целом по ведомству
В смете бюджетного учреждения обязательно отражаются:
1. реквизиты учреждения
2. свод расходов (фонд з/п, материальные затраты организации и различные фонды, если они созданы в соответствии с уставом)
3. свод доходов (бюджетное финансирование, дополнительные платные услуги, оказываемые учреждением, оказание услуг по договорам и т.д.)
В смете отражаются производственные показатели учреждения, расчет и обоснование расходов и доходов
Главное отличие сметы доходов и расходов от баланса доходов и расходов заключается в том, что в смете требуется очень детальное обоснование расходов, тогда как доходы отражаются только в разрезе источников поступления.
Баланс доходов и расходов
См. бухгалтерский баланс, бухучет
Бизнес-план
В данном случае, это один из плановых документов, составляемых на предприятии, который преследует 2 цели:
1. осуществление внутрифирменного планирования
2. обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получение денег под конкретный проект в виде банковских кредитов, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта
Оперативные финансовые планы
1. платежный план или платежный календарь – разработка конкретной последовательности и сроков осуществления расчетов конкретной организации
2. кассовый план – это план оборота наличных денег предприятия, разрабатываемый на квартал и в установленные сроки передаваемый в коммерческие банки. Имеет следующую структуру:
a. поступление средств (торговая выручка, выручка от транспортного обслуживания, коммунальные платежи, зрелищные мероприятия и тюрю)
b. расходы (з/п, пенсии, стипендии, пособия, субсидии и т.д.)
c. расчет выплаты з/п и прочих видов оплаты труда
d. календарь выплат з/п, где устанавливаются дни выплаты з/п и сумма выплаты наличными
3. налоговый календарь – план, отражающий конкретную последовательность, сроки и суммы перечисления налогов и других обязательных платежей во внебюджетные фонды
Методы финансового планирования в коммерческих организациях
1. рассчетно-аналитический метод, при котором финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин за прошлый период и индексов развития
2. балансовый метод – суть его в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в из использовании. Он используется при планировании распределения полученных средств
3. нормативный метод – в отличие от бюджетных учреждений, здесь нормы следующие:
a. нормы амортизационных отчислений
b. нормативы потребности в оборотных средствах
c. нормы предельных уровней рентабельности
d. нормы кредиторской задолженности, запасов сырья и материалов
в зарубежной практике используется метод оптимизации плановых решений.
Подведя итог, можно сказать, что объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, территорий, а итоговым результатом – составление финансовый …, начиная со смет и балансов отдельных организаций и заканчивая составление сводного финансового баланса государства (территории) и бюджетов различных уровне й.
С точки зрения теории, … характеризуется экстенсивностью (охватывает широкий круг социальных, политических и экономических явлений
Эффективностью – достижение целей финансовой политики с наименьшими финансовыми затратами
Интенсивностью – применение современных методик, технологий, подходов, использовани я зарубежного опыта.