В качестве обобщенной характеристики уровней ряда динамики служит средний уровень ряда динамики . В зависимости от типа ряда динамики используются различные расчетные формулы. Интервальный ряд абсолютных величин с равными периодами (интервалами времени):
Моментный ряд с равными интервалами между датами:
Моментный ряд с неравными интервалами между датами:
где - уровни ряда, сохраняющиеся без изменения на протяжении интервала времени .
1. Средний абсолютный прирост
где:
y1 - начальный уровень ряда динамики yn – конечный уровень ряда динамики n – число уровней ряда динамики
Средний абсолютный прирост – это обобщающая характеристика скорости измерения исследования показателя во времени. 2. Средний темп роста
Средний темп роста – это выраженный в процентах средний коэффициент роста.Средний темп роста - это средняя из темпов роста за данный период, которая показывает, во сколько раз в среднем (за год, месяц) изменяется явление.
3. Средний темп прироста
Средний темп прироста показывает на сколько % изменился сравниваемый уровень принятый по отношению к уровню за базу сравнения.
Методы сглаживания рядов динамики
Методы сглаживания рядов динамики. Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явленияВ некоторых случаях закономерность изменения явления, общая тенденция его развития явно и отчетливо отражается уровнями динамического ряда (уровни на изучаемом периоде непрерывно растут или непрерывно снижаются).Однако часто приходится встречаться с такими рядами динамики, в которых уровни ряда претерпевают самые различные изменения (то возрастают, то убывают), и общая тенденция развития неясна. На развитие явления во времени оказывают влияние факторы, различные по характеру и силе воздействия. Одни из них оказывают практически постоянное воздействие и формируют в рядах динамики определенную тенденцию развития. Воздействие же других факторов может быть кратковременным или носить случайный характер. Поэтому при анализе динамики речь идет не просто о тенденции развития, а об основной тенденции, достаточно стабильной (устойчивой) на протяжении изученного этапа развития.