Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика процессов рекрутирования в советскую политическую элиту 1920-х гг. Мобилизационная модель элиты. Борьба за выбор стратегии между элитными группами в 1920-е годы



Возникновение советской элиты. Советская политическая элита в период Гражданской войны.

Многие слои населения поддерживали большевиков, отсюда большевизация советов.

В 1917 г. Образовались 3 лагеря: белые, красные, зеленые (против всех).

Люди из пролетариата перешли на сторону большевиков. Даже царские офицеры делились пополам и поддерживали ряды, как красных, так и белых.

Формируется новая сов. Элита.

1. Массовый приток в элиту из вне неэлитных слоев. Основной приток из рабочего класса. К 1921г. В сов. России оставался 1 млн. фабричных рабочих, из них 600тыс. в красной армии; 180тыс. погибло; 80 тыс. ушли в продотряды. Основная масса из оставшихся ушла на партийную работу( полит. Элита), те, кто оставался в тылу.

Массовый приток к власти были рабочие, были из красной армии.

2/3 председ. Сельсоветов были бывшие солдаты красной армии

Вертикальная мобильность возросла.

В годы градж. Войны закладывалась ситуация, что к власти относятся в основном рабочие.

2. Коммунизация элит

¾ партии было направлено в действующую армию

Идеологический контроль над армией и набор в свою партию

Чистка партии в годы войны от карьеристов.

3. Сов. Элита возникла как продукт социального лавирования.

Новая советская власть должна быть диктатурой.

В России пролетариат нужно включить батраков, которые, по сути, являются сельским пролетариатом.

Рабочий класс перейти от части на сторону белых, после введения продразверстки.

Соц. Лавирование было введено, чтобы расколоть основную массу рабочих.

С 1918г. – политика союза со средним крестьянством, а они составляли примерно 60%.

После декрета о земле последствия увеличения среднего крестьянства.

Большевики дают возможность власти среднему крестьянству, т.к. они их поддерживают.

4. Начало формирования однопартийной системы

Путем отсечения других партий в участии во власти, любые другие партии ведут к реставрации старой власти.

К концу гражд. Войны большинство оказались под влиянием большевиков.

5. Идеологическая элита и как элита социальная

Главным критерием отнесением к элите – это преданность идеям социализма. Принадлежность к чуждым соц. Слоям (буржуазия, дворянство, чиновничество) было опасно. Все командные позиции были заняты революционерами с большим партийным стажем.

Вывод: за период гражд. Войны осуществлялась 100% циркуляция элит. Старая элита была истреблена. Новая сов. Элита сумела доказать свои преимущества в ходе гражд. войны. Главное преимущество – власть была обеспечена высокой вертикальной мобильностью. Между большевиками и массами существовала довольно прочная связь (т.к. сама советская элита была «народной», элита умела общаться с народом на их языке). В годы гражд. Войны начинает создаваться революционная этика, революционное право: когда представители элиты руководствуется революционной целесообразностью, а не нормами права (революционным сознанием). Революционная этика: фанатичная преданность основам революционного сознания.

 

Специфика процессов рекрутирования в советскую политическую элиту 1920-х гг. Мобилизационная модель элиты. Борьба за выбор стратегии между элитными группами в 1920-е годы.

 Усиление давления крестьянства на советскую политическую элиту

 Укрепление элиты

 Социальная чистка

Апартиед – политика расового разграничения

Социальный апартеид – политика на изгнание из органов власти социально чуждых элементов

Политика выдвиженчества – необходимо выдвинуть нужных людей в органы власти (передовых и рабочих), а они не хотели идти во власть, т.к. это утеря квалификации и не факт, что будет большая зарплата.

Продолжение политики коммунизации:

 Партийность

 Стаж

 Участие в гражданской войне

Депрофессионализация

90-95% выдвиженцев – члены партии.

Массовая ротация кадров советской элиты, руководители находились в непрерывном движении. Возникает номенклатура. Контроль за перемещением ответственности должностей.

Номенклатура – перечень должностей, назначение на которые утверждается вышестоящими органами.

- инструмент сохранения власти

+ складывается своя система привилегий: предоставление работы только членами партий;

+право поездок в санатории за счет партии

Отграничение политики от масс. Те, кто прислушивались к народному мнению – отстранялись, т.к. не должны идти на поводу, должны руководить, а не иначе.

+ важнейшие решения партии перешли в разряд «секретно»

+ ограничение ведения личного хозяйства

+поощрялось доносительство (у коммуниста не должно быть секретов от партии)

+номенклатурные работники обладали особой подсудностью (с ведома партийного комитета)

+внутрипартийные дискуссии

- Сталина поддержала номенклатура

- ультрареволюционеры (Троцкий) следовали марксисткой теории

Мировая революция

- эволюционная/ прорыночная (Бухарин) НЭП – на долю «обогащайтесь» развития товарно-денежных отношений

- Сталин: «Мы должны перейти к политике построения социализма в одной стране»

Вывод:

• Произошла институционализация основных каналов рекрутирования во власти

• Сформировалась структура советской элиты (партийная элита, советская элита, хозяйственная элита, информационно-политическая элита)

• Достигнуто единство внутри элиты по поводу целей и стратегии

• Формировались основные противоречия: между верховной властью и правящей властью, между союзными и региональными элитами

• Начинает формироваться разрыв между элитами и массами, закрепляется политикой коллективизации

• К концу 20х годов ограничивается вертикальная мобильность за счет цензов и фильтров (принцип личной преданности)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.