Сформулированные ценности и цели по отношению к своей внутренней целевой аудитории являются стратегическим уровнем внутреннего PR. На оперативном уровне это должно воплощаться в практические действия и мероприятия, достигающие поставленных задач. Эта деятельность может развиваться по следующим направлениям.
• Встречи всего коллектива с руководством компании формируют чувство общности, служат хорошим поводом пообщаться, задать вопросы, поговорить о достижениях и проблемах.
• Новости и коммуникации, в том числе новостная лента, корпоративная газета или электронное СМИ; специфические каналы и формы коммуникации, свойственные именно этому коллективу.
• Спорт и здоровье, например аренда оздоровительного центра, компенсации за занятия спортом, пропаганда здорового образа жизни, приглашение за счет компании тренера или инструктора.
• «Мы - одна команда». Подойдут любые команды, объединения, привносящие дух сплоченнности и здоровой состязательности.
• Политика в отношении детей и семей сотрудников, например, материальная помощь при рождении ребенка, поздравления от компании на «детские» праздники — 1 сентября, Новый год, приглашение членов семей на мероприятия.
• Крупные корпоративные мероприятия - также хороший повод пообщаться, но здесь важен неформальный момент.
• Профессиональное мастерство, почетные звания. Попробуйте назначить приз за звание «Лучший менеджер продаж», скажем автомобиль, и вы удивитесь объемам продаж. Автомобиль, скорее всего, окупится.
• Дни рождения и личные даты, отмеченные компанией, оставляют неизменно приятное впечатление и вызывают благодарность «тостуемого».
• Поощрения ценного для компании поведения, например бонусы за отказ от курения, за знание второго иностранного языка или освоение смежной профессии, за отсутствие больничных или брака в работе.
• Создание качественной системы обучения, подготовки, объективной аттестации, повышения квалификации и карьерного роста.
• Создание организационной основы корпоративной политики — локального нормативного документа (Устава, Кодекса и т. д.), публично обсуждаемого при принятии.
• Формирование коллективных общественных органов, составленных из выборных лидеров или экспертов. К примеру, «Третейский суд», «Конфликтная комиссия», «Комиссия по качеству».
• Благотворительность и участие в спонсорских программах, позитивно освещенные внутри коллектива.
Таким образом, внутренний PR является частью как маркетинговой, так и кадровой политики. Современный бизнес диктует менеджерам такие требования, которые, по всей видимости, заставят одних руководителей развивать свои внутрикорпоративные PR-программы, а остальных - взяться за их формирование.
Билет 14
PR и спонсорство
Спонсорство (спонсоринг) - деятельность по предоставлению фирмой финансовых средств отдельным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.д., для достижения ею поставленных целей в области маркетинга. Спонсорство надо отличать от меценатства или благотворительной деятельности, осуществляемых на бескорыстной основе.
Популярность спонсорской деятельности за последние годы сильно выросла. Спонсировать коммуникации с целевыми аудиториями эффективно по двум основным причинам: во-первых, действия спонсора накладываются на очень благоприятный фон, характерный для большинства спонсируемых мероприятий; во-вторых, участие в спонсорских проектах позволяет достичь более высокого эффекта при более низких затратах, чем при использовании рекламы.
В зависимости от типа целевой аудитории вся коммуникационная деятельность фирмы по спонсорингу может иметь три основных направления:
- формирование маркетинговых коммуникаций фирмы-спонсора с целевыми клиентурными рынками;
- налаживание благоприятного широкого общественного мнения (работа на широкую публику);
- коммуникации, направленные на собственный персонал фирмы.
Спонсоринг, ориентированный непосредственно на потребителей решает следующие задачи:
- формирование осведомленности о фирме-спонсоре;
- напоминание об уже широко известной фирме;
- создание или укрепление благоприятного имиджа спонсора посредством передачи ему основных характерных черт образа субсидируемой стороны.
Основными коммуникационными задачами спонсоринга, направленного на формирование широкого общественного мнения, являются:
- создание положительного имиджа у «широкой публики»;
- демонстрация финансовой мощи, которая преследует цель - формирование образа надежного, устойчивого с точки зрения имеющихся средств, партнера.
Спонсорство, направленное на формирование коммуникации с сотрудниками самой фирмы-спонсора, решает следующие задачи:
- мотивация труда сотрудников;
- создание у сотрудников и у тех, кто придет работать на фирму завтра, положительного образа фирмы;
- привлечение наиболее способных, талантливых людей к сотрудничеству с фирмой-спонсором.
Эффективность коммуникаций спонсорства во многом определяется правильностью выбора того или иного вида спорта, мероприятий культуры или социальной сферы для вложения спонсорских ресурсов.
Принципы выбора мероприятий для спонсирования:
- высокий уровень соответствия аудитории, посещающей спонсируемые мероприятия, с целевой аудиторией организации-спонсора;
- достаточная многочисленность аудитории;
- спонсируемая организация должна иметь положительный имидж;
- при выборе спонсорских мероприятий необходимо оценивать затраты на их проведение с числом потенциальных клиентов.
Преимущество спонсорства заключается в том, что оно создает в общественном сознании связь между компанией-спонсором и определенной группой потребителей.
Современное спонсорство все чаще рассматривается не просто как новый вид рекламы, в том числе, например, рекламы на телевидении , но и как составная часть PR, одна из его стратегий, основная задача которой - создание событийной коммуникации. Цель событие состоит в планируемом эффекте улучшения образа компании. Участие в общественно значимых акциях, помогает ассоциированию организации со спортом, культурой, здоровьем, социальным благополучием. То есть не просто производит благоприятное впечатление на нужную аудиторию, но целенаправленно закрепляет позитивные ассоциации.
Спонсорство содержит разнообразные и привлекательные возможности поощрения сотрудников организации и их семей. Кроме того, успешный спонсорский проект - сам по себе предмет особой гордости спонсора. Разумеется, одно-два события политических бонусов не приносит, но, несомненно, и чиновники, и политики скорее предпочтут иметь дело с фирмой, которая часть своих доходов вкладывает в социальную сферу, чем с бизнесом, проповедующим единственный принцип: «мне - таблеток от жадности и как можно больше»!