Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пределы действия уголовно-процессуального законодательства



 

Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса некоторых категорий лиц.

14.1. Действие уголовно-процессуального закона во времени определяется правилом, которое в ст. 4 УПК изложено следующим образом: "При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом".

Действующим такой закон, как и любой другой, считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано - то по истечении десяти дней после публикации его в официальном издании. В отношении ведомственных актов, регламентирующих права и свободы граждан, определяющих правовой статус организаций или имеющих межведомственное значение, установлено, как отмечено выше, дополнительное требование - они вступают в силу после регистрации в Министерстве юстиции РФ и последующей публикации в названных выше (см. § 12 данной главы) изданиях.

14.2. Территориальные пределы действия уголовно-процессуального законодательства сформулированы в ч. 1 ст. 2 УПК: "Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное".

При этом надо иметь в виду, что понятие "территория Российской Федерации" четко раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ:

"1. Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права".

Вместе с тем из общего правила, в соответствии с которым уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми иными лицами на территории других государств.

14.3. Вопрос о пределах действия уголовно-процессуального закона в отношении конкретных категорий лиц в общих чертах решен несложно: российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории Российской Федерации, в том числе граждан других государств и лиц без гражданства.

Однако и этому общему правилу известны существенные исключения:

в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК процессуальные действия, касающиеся таких лиц, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ.

Круг лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, определяется с учетом ряда международных соглашений. В их число чаще всего включаются работники определенного уровня посольств, торговых представительств и консульств иностранных государств, а также международных (межгосударственных) организаций*(98). Иногда к такого рода лицам могут относиться и российские граждане, занимающие определенные должности в международных (межгосударственных) организациях, расположенных в Российской Федерации;

в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве.

Круг таких лиц сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей равенство всех перед законом и судом, к дальнейшему расширению. К ним относятся:

Президент РФ.

Он может быть привлечен к ответственности за государственную измену или иное тяжкое преступление только после отрешения от должности, для которого установлен особый порядок (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ);

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.

Он не подлежит привлечению к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру, если действия такого рода осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий" от 12 февраля 2001 г.*(99));

кандидаты в Президенты РФ.

Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности и арестованы без согласия Генерального прокурора РФ и уведомления Центральной избирательной комиссии РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г.*(100));

члены избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса.

В период подготовки и проведения выборов их нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия соответственно Председателем Следственного комитета РФ (ст. 18 того же Федерального закона, а также ст. 29 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.*(101) и ч. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(102));

члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Они привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются некоторым процессуальным действиям только при строгом соблюдении предписаний ст. 98 Конституции РФ, а также ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г.*(103));

зарегистрированные кандидаты в депутаты.

Эту категорию граждан можно привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть аресту только с согласия руководителя следственного органа (соответственно уровню выборов). Давая согласие на это, руководитель должен известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (ч. 7 ст. 50 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г.*(104) и ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(105));

депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Решение о возбуждении против них уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности должно приниматься руководителем следственного органа соответствующего субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого, областного или иного приравненного к ним суда. В отношении них предусматриваются также некоторые дополнительные гарантии, ограждающие от произвольного применения мер процессуального принуждения (см. ст. 447, п. 9 ч. 1 ст. 448 и ч. 5 ст. 450 УПК, ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.*(106));

судьи судов, входящих в судебную систему Российской Федерации.

Они могут быть привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты некоторым процессуальным мерам (арест, обыск и др.) с соблюдением особых правил. В частности, уголовное дело в отношении них может быть возбуждено Председателем Следственного комитета РФ при наличии положительного заключения суда и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего уровня (в отношении судей Конституционного Суда РФ - с согласия пленарного заседания этого суда) - см. ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 15 Закона о Конституционном Суде, а также ст. 447-452 УПК;

прокуроры и следователи прокуратуры.

В отношении них любая проверка сообщения о факте правонарушения или возбуждение уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией, Следственного комитета РФ. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр, досмотр личных вещей и используемого транспорта прокуроров и следователей, кроме случаев, когда это требуется сделать для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре и п. 10 ч. 1 ст. 448 и ст. 449 УПК);

адвокаты.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г.*(107)). Установлены также особые условия возбуждения уголовного дела в отношении адвокатов (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК);

сотрудники органов службы безопасности (ФСБ) и государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей.

Они могут быть подвергнуты приводу, задержанию, личному досмотру и досмотру их вещей, личного и используемого ими транспорта, если при совершении таких действий присутствует официальный представитель соответствующего органа либо имеется решение суда, разрешающее их производство (ч. 4 ст. 17 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г.*(108); ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 г.*(109));

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.