Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах;
2 вида водных объектов:
- поверхностные (их прав. режим регул-ся ВК РФ)
- подземные (их пр.ав режим регул-ся зак-вом о недрах)
К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. В РТ более 8 тыс. озёр и 4 водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения), снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохранившиеся на земной поверхности в течение всего тёплого периода или его части).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод (совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах);
2) водоносные горизонты (сосредоточение воды в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи).
51. Водные объекты общего пользования.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены:
забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
ü купание,
ü использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах,
ü водопой.
Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.
Береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (5 м.).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
52 Права на водные объекты:
1. Вещные (право соб-ти, постоянного бессрочного пользования)
2. Обязательственные (договоры)
Право собственности
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации за исключением прудов, обводненных карьеров. Пруды и обводнённые карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица (принцип единства судьбы).
Договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование(постоянное бессрочное, безвозмездное срочное).
Договоры и решения принимаются Федеральным агентством водных ресурсов.
Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти субъекта – Министерство экологии и природных ресурсов РТ
Договоры и решения в отношении пруда или обводненного карьера в соб-ти муниципального образования – Исполком МО
53. Право водопользования и его виды
1) В зависимости от разрешительной системы:
- общее (береговая полоса, предназначенная для общего водопольз-я)
- специальное (возникает на основании решений, договоров)
2) В зависимости от цели использования водных объектов:
- для питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения
- промышленности и энергетики
- сельского хозяйства
-лесного хозяйства
- здравоохранения
- строительства
3) В зависимости от условий предоставления водных объектов:
- совместное водопользование (1 водный объект нескольким субъектам)
- обособленное водопользование (1 субъекту целый водный объект)
54. Основания и порядок возникновения права пользования водным объектом.
В соответствии. со ст. 8 ВК РФ, водные объекты находятся в федеральной собственности, исключая пруды и обводнённые карьеры, которые могут быть в собственности субъектов РФ, мун. образований и в частной собственности. За исключением прудов и обводнённых карьеров, в отношении водных объектов предусмотрено только право водопользования.
Пруд и обводненный карьер переходят в собственность на основании договора купли-продажи, дарения.
2 основания возникновения пр. водопользования:
- договор водопользования (на торгах для использования акватории водных объектов)
- решение о предоставлении водного объекта в пользование (без торгов)
На основании договора водные объекты предоставляются:
- для забора воды из поверхностных водных объектов
- для использования акваторий водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей
- для использования водных объектов без забора воды для производства электроэнергии.
По договору водопользования 1 сторона (ОГВ, ОМС), обязуется предоставить другой стороне (водопользователю) водный объект или его часть в пользование за плату. Дог-р водопольз-я по своей природе явл-ся догом аренды. Предельный срок - 20 лет. Считается заключ-м с мом. его гос. рег. в водном реестре (ведётся фед-м агентством водных рес-сов).
Органы, предоставляющие в пользование водные объекты по договору водопользования:
·Федер. агентство водных ресурсов (предоставляет в пользование федеральные водные объекты)
· Мин-во экологии и природных ресурсосов РТ (предоставляет в пользование пруды и обводнённые карьеры, находящиеся в собственности субъекта, а также федер. водные объекты, управление и распоряжение предоставлено субъекту.
·Исполкомы МО (предоставляют в пользование пруды и обводненные карьеры, находящиеся в муниц.соб-ти)
На основании решений водные объекты предоставляются:
- для обеспечения обороны страны
- для строительства причалов
- для строительства гидротехнических сооружений и мостов
- для разведки и добычи полезных ископаемых
- для сплава древесины и т.д.
Органы, принимающие решения о предоставлении в пользование:
- Правительство РФ (решение для обеспечения обороны страны)
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Министерство экологии и природных ресурсов РТ (решение о предоставлении в пользование прудов и обводнённых карьеров, находящихся в собственности субъекта, а также федер. водных объектов, управление и распоряжение предоставлено субъекту).
-Исполкомы МО (решение о предоставлении в пользование прудов и обводненных карьеров, находящихся в муниц. собственности)
Порядок принятия решения:
Физ. или юр. лицо обращаются с заявлением в соответствующий орган. В течение 30 дней со дня получения заявления ОГВ или ОМС должен либо принять решениее о предоставлении водного объекта в пользование, либо вынести мотивированный отказ. Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента его гос. регистрации в водном реестре.
Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
55. Основания и порядок прекращения права пользования водным объектом.
ВК в отношении оснований прекращения договора водопользования содержит отсылочную норму на гр. законодательство:
- истечение срока договора
- соглашение сторон
- существенное нарушение условий
Принудительные основания прекращения пр. водопользования (статья 10 ВК):
1) нецелевое использование водного объекта;
2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации (невыплата арендных платежей);
3) неиспользование водного объекта в установленные сроки (договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование).
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Прекращает водопользование тот же орган, который принял решение о предоставлении водного объекта в пользование или заключил договор водопользования (например, Федер. агентство водных объектов).
56. Ответственность за нарушение водного законодательства.
Административная ответственность (8 составов): нарушение правил охраны водных объектов (8.13), нарушение правил водопользования, нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств и т.д. Наказания - штраф и конфискация орудия совершения правонаруш-я.
Уголовная ответственность(1 состав): статья 250: Загрязнение вод (существенный вред растительному и животному мируилипричинение вреда здоровью человекаилимассовая гибель животных илисмерть по неосторожности). Самое суровое наказание - лишение свободы на срок до 5 лет (при загрязнении вод, причинивших по неосторожности смерть человека).
Забор в объеме, превышающем установленный в договоре – штраф в размере 5кратной платы за пользование водным объектом
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Методики и таксы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам – МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, утверждена приказом Министерств природных ресурсов РФ от 13 апреля 2009.
Вопрос 57 Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха. Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;ст.1 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»1999г. Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть индивидуализирован для того чтобы стать объектом права собственности, к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. .В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1). Наряду с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и другими нормативными актами.