§ мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий мультипроектного управления);
§ монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба).
§ крупные проекты;
§ средние проекты;
§ малые проекты.
Основные стадии проектирования информационной системы.
n Проект проходит в своем развитии определенные состояния, которые принято разделять на стадии. Можно выделить следующие стадии развития информационной системы:
n Концептуальная стадия.
n Стадия подготовки технического предложения.
n Стадия проектирования
n Стадия разработки.
n Стадия ввода системы в эксплуатацию
Концептуальная стадия. Главным содержанием работ является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
n формирование идеи, постановку целей;
n изучение требований заказчика;
n сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта управления;
n формирование команды проекта;
n определение основных требований к материальным, финансовым и трудовым ресурсам;
n представление предложений, их экспертиза и утверждение.
Стадия подготовки технического предложения. Целью данной стадии является уточнение технического предложения в ходе переговоров с заказчиком о заключении Договора. Общее содержание работ этой стадии:
n разработка и утверждение технического задания;
n разработка планов работ;
n составление бюджета проекта;
n подписание Договора с заказчиком.
n Стадия проектирования предназначена для определения подсистем КИС, их взаимосвязи, выбора наиболее эффективных способов выполнения проекта и использования ресурсов. Для нее характерно:
n выполнение концептуального проектирования;
n разработка технических спецификаций;
n представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Стадия разработки. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется создание подсистем и их тестирование. Она включает:
n разработку программного обеспечения;
n подготовку к внедрению системы;
n контроль и регулирование основных показателей проекта.
n Стадия ввода системы в эксплуатацию. Проводятся испытания, идет опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Она включает такие виды работ:
n опытная эксплуатация;
n подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
n подготовка рабочей документации;
n сдача системы заказчику;
n сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
n накопление опытных данных для последующих проектов.
Жизненный цикл КИС
Жизненный цикл корпоративной информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
Стандарты, используемые при разработке КИС
n ISO/IEC 12207 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды программного обеспечения.
n RAD (Rapid Application Development) – методология быстрой разработки приложений, представляет собой комплекс специальных инструментальных средств, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.
n RUP (Rational Unified Process) - итеративная методология разработки, включающая четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы.
Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла, включая процессы, работы и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы
В жизненном цикле определены следующие группы процессов
n Основные процессы жизненного цикла;
n Вспомогательные процессы жизненного цикла;
n Организационные процессы жизненного цикла.
В жизненном цикле определены следующие группы процессов :
n - Основные процессы жизненного цикла;
n - Вспомогательные процессы жизненного цикла;
n Организационные процессы жизненного цикла.
В жизненном цикле определены следующие группы процессов :
n - Основные процессы жизненного цикла;
n - Вспомогательные процессы жизненного цикла;
n Организационные процессы жизненного цикла.
В жизненном цикле определены следующие группы процессов :
n - Основные процессы жизненного цикла;
n - Вспомогательные процессы жизненного цикла;
n Организационные процессы жизненного цикла.
В жизненном цикле определены следующие группы процессов :
n - Основные процессы жизненного цикла;
n - Вспомогательные процессы жизненного цикла;
n Организационные процессы жизненного цикла.
n В состав основных процессов жизненного циклавходят процессы, которые реализуются под управлением основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл информационных систем. Основными сторонами являются заказчик, поставщик, разработчик и персонал сопровождения информационных систем.
n Основными процессами являются:
n 1) Процесс заказа начинается с определения потребностей заказчика в информационной системе. Далее следуют подготовка и выпуск заявки на подряд, выбор поставщика и управление процессом заказа вплоть до завершения приемки системы.
n 2) Процесс поставки может быть начат с принятия решения о подготовке предложения в ответ на заявку на подряд, присланную заказчиком, или с подписания договора и вступления с заказчиком в договорные отношения по поставке системы.
n 3) Процесс разработки включает анализ требований по проектированию, программированию, сборке, тестированию, вводу в действие и приемке информационной системы. Разработчик выполняет или обеспечивает выполнение работ по данному процессу в соответствии с условиями договора.
n 4) Процесс эксплуатации охватывает эксплуатацию информационной системы и включает подготовку процесса; эксплуатационные испытания; эксплуатацию системы; поддержку пользователя.
n 5) Процесс сопровождения состоит из работ и задач, выполняемых персоналом сопровождения. Ответственность за выполнение работ несет организация, создающая и реализующая данный процесс.
Вспомогательные процессы жизненного циклаКИС включают:
n 1) Процесс документирования - формализованное описание информации, созданной в процессе или работе жизненного цикла.
n 2) Процесс управления конфигурацией - процесс применения административных и технических процедур на всем протяжении жизненного цикла программных средств для: обозначения, определения и установления состояния программных продуктов в системе; управления изменениями и выпуском продуктов; описания и сообщения о состояниях продуктов и заявок на внесение изменений в них;
n 3) Процесс обеспечения качества - обеспечение гарантий того, что программные продукты и процессы в жизненном цикле соответствуют установленным требованиям и утвержденным планам..
n 4) Процесс верификации - определение того, что программные продукты функционируют в полном соответствии с требованиями или условиями, реализованными в предшествующих работах.
n 5) Процесс аттестации - определение полноты соответствия установленным требованиям и функциональному назначению.
n 6) Процесс совместного анализа - оценка состояний и при необходимости результатов работ по проекту.
n 7) Процесс аудита - определение соответствия требованиям, планам и условиям договора.
n 8) Процесс решения проблем - анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе выполнения разработки, эксплуатации, сопровождения и т.д.
n Организационные процессы жизненного цикла КИС.Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Выделяют следующие организационные процессы жизненного цикла:
n 1) Процесс управления включает общие работы и задачи, которые могут быть использованы любой стороной, управляющей соответствующими процессами.
n 2) Процесс создания инфраструктуры - это процесс установления и обеспечения инфраструктуры, необходимой для любого другого процесса.
n 3) Процесс усовершенствования - это процесс установления, оценки, измерения, контроля и улучшения любого процесса жизненного цикла программных средств ИС.
n 4) Процесс обучения – это процесс обеспечения первоначального и последующего обучения персонала.