4) увел-ие экспорт-эффекта и расширение рынков сбыта;
5) устан-ие некоторого контроля над пок-лем.
Позиция покупателя:
1) развитие фирмы;
2) получ. прибыли;
3) расширение экспорта;
4) повышение репутации фирмы.
Формы сотрудничества:
1. совместн. проведение НИР;
2. Взаимн. обмен научн. достижений;
3. Взаимн. обмен передовым произв. опытом;
4. Взаимопомощь в подготовке кадров.
Мотивы сотрудничества:
1) Сокращ-ие жизненного цикла товаров и технол. процессов;
2) Рост стоимости научн. исслед-ий и поэтому осущ-ие распред-ия затрат;
3) Стратег. альянс, кот. предоставляет возм-сти для совм. разработок;
4) Высокий риск от неудачн. исслед. и поэтому осущ-ие его распред-ия.
Планирование международных НИР
Размещение научно-исследов подразделений в стране и фирме.
Выбор : разрабатывать новую технологию самим, или купить готовую
Выбор направления научных исследований.
Привлечение ученых. Следует отметить, что эффективно планировать научные исследования чрезвычайно тяжело. Слишком многое в науке зависит от субъективных факторов, вдохновения, интуиции.
При планировании НИР важно правильно выбрать формы научного сотрудничества. Оно может осуществляться: внутри стратегического альянса; с потенц конкурентами. Финансы: 1) распределяются между научными подразделениями; 2 выделяются под конкретные научные проекты.
Модели размещения НИР: Модель технологической кривой. У техн есть свой естеств придел. Причем по мере приближения к приделу для улучшения характеристик производимого товара необходимы все большие удельные инвестиции. в зоне I первонач затраты практически не влияют на эффективность. В зоне II эффективность увеличивается пропорционально затратам. Зона III Предел:никакие затраты не добавят эффективности.
Модель Герпотта. Критерии: привлекател-ть технологии (ее эффективность) и технол позиции комп (каким сп-ам пр-ва и политике отдается предпочтение). Чем выше привлекательность технологии, тем большую заинтересованность в ней проявляют компании-производители. Те технологии, которые вовсе "выпадают" из производ цепочек компании, обычно не привлекают ее внимания.
Сильная позиция означает агрессивную политику на рынке и опору на собственные силы, в том числе в научно-технологических исследованиях.
Гибкая позиция означает кооперирование и сотрудничество в размещении научно-технологических исследований.
Модель Пирсона и др.
Модель строится на основании ромба факторов: человеческого, спроса, инфраструктуры и конкуренции
человеческий фактор – наличие ученых-специалистов в данной области исследований. Именно от наличия ученых во многом зависит выбор места размещения и планирование тематики НИР;
фактор спроса – острота потребностей потенциальных покупателей в товаре, который может быть произведен с помощью новой технологии. Высокий спрос стимулирует планирование и приведение соответствующих НИР;
фактор инфраструктуры – это уровень поддерживающих отраслей;
фактор конкуренции –. Высокая конкуренция также "подталкивает" к планированию и осуществлению НИР по созданию новых технологий.
Таким образом, планирование международных НИР в части их тематики и географического места проведения зависит от вполне определенных факторов, связанных с имеющимися возможностями и степенью заинтересованности корпорации в данных исследованиях