Принцип менеджмента качества Взаимовыгодное отношение с поставщиками. Поставщики организации могут создавать до 90% стоимости конечного продукта (автомобилестроение), поэтому необходимо вести работу с поставщиками, направленную на создание взаимных выгод и улучшение качества конечного продукта.
Применение этого принципа предполагает:
1) Отбор, учет, оценку поставщиков
2) Установление таких отношений с поставщиками, которые уравновешивают краткосрочные выгоды с долгосрочными выгодами для самой организации и для общества в целом
3) Ясный и открытый обмен инфой
4) Участи в разработке и совершенствовании продукции и процессов поставщика
5) Достижение ясного понимания требований конечного потребителя и создание такого понимания у поставщика
6) Признание улучшений и достижений поставщика
Успешное применение принципа дает преимущества:
1) Создание конкурентных преимуществ благодаря наличию стратегических альянсов с предприятием поставщиками
2) Повышение уровня качества за счет меньших затрат
Разработка усовершенствования возможностей поставщика с помощью системы обучения и совместных усилий в области качества.
28. Требования СТБ ИСО 9000:2009 к созданию систем качества
Стандарт СТБ ИСО 9001-2009 введён взамен СТБ ИСО 9001-2001, утверждён постановлением ГОС стандарта РБ 20 февраля №8.
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.
29. Технические регламенты в системе качества.
Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе – зданиям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг или выполнения работ. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Технические регламенты должны приниматься исключительно в следующих целях:
· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей.
Содержание технического регламента:
О б я з а т е л ь н о е
· полный перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента;
· правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения данного технического регламента;
В о з м о ж н о е
· правила и формы оценки соответствия (включая схемы);
· предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования;
· требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
30. Метрологическое обеспечение качеством.
Одной из основных функций управления качеством является контроль качества продукции, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда - необходимость метрологических знаний.
Метрология - наука об измерениях, методах достижения их единства и требуемой точности. К основным задачам метрологии относятся: создание общей теории измерений; образование единиц физических величин и систем единиц; разработка методов и средств измерений, методов определения точности измерений, основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (законодательная метрология); создание эталонов и образцовых средств измерений, проверка мер и средств измерений. Метрологический контроль же - деятельность субъектов хозяйствования по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм.
Устанавливаются следующие виды метрологического контроля обеспечение контроля качества продукции:
· испытания средств измерений; · метрологическая аттестация средств измерений;
· поверка средств измерений; · калибровка средств измерений;
· проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Государственный метрологический контроль качества продукции, осуществляемый с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
· охрану окружающей среды,
· обеспечение безопасности труда;
· торговые операции и взаиморасчеты между покупателем и продавцом,
· изготовление продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Беларусь,
· испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям стандартов Республики Беларусь;
· обязательную сертификацию продукции, работ и услуг.
Метрологическое обеспечение контроля качества продукции реализуется через обозначенные ниже права метрологической инспекции:
· беспрепятственно посещать субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, на которых применяются, могут применяться или хранятся средства, предназначенные для выполнения измерений, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие изготовление, ремонт, поверку, продажу и прокат средств измерений;
· проверять соответствие применяемых единиц измерений единицам, допущенным к использованию;
· проверять состояние и условия использования средств измерений;
· проверять соблюдение метрологических правил и норм субъектами хозяйствования, осуществляющими изготовление, ремонт, поверку, прокат средств измерений или торговлю ими;
· проверять правильность выполнения измерений, в отношении которых установлены обязательные требования отбирать в установленном порядке образцы продукции, в том числе средств измерений, для контроля результатов измерений;
· участвовать в государственных испытаниях, метрологической аттестации или поверке средств измерений;
· составлять акты проверок;
· налагать в установленном законодательством порядке административные взыскания на должностных лиц и граждан за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.