Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественные функции государства и виды государственного



Управления

Государство – важнейшее политико-правовое явление, играющее определяющую роль в жизнедеятельности людей. Сущность общественной роли государства состоит в том, что отражая, хотя бы формально, общую волю всех граждан, оно оказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на все общество. Два аспекта, которые определяют степень реализации государством своих общественных функций. Один – показатель того, насколько государство воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, второй – того, как оно практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие общества.

Государство как универсальная организация общества решает общественно значимые дела, управляя многообразными сферами жизни общества в интересах граждан. В этом смысле государство располагает такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы только во имя общего блага, в интересах всего общества. Государство является институтом, по своей сущности призванным обеспечивать соблюдение общих интересов. Платонв свое время дал следующее определение политики: «Политика – это искусство жить вместе», подчеркнув важную интегрирующую функцию государства, государственной политики, которая объединяет общество с неоднородными политическими и экономическими интересами, направляя его на реализацию общезначимых целей.

Государство одновременно выступает как социально-политический арбитр в обществе. В этом одна из специфических черт данной организации. Роль государства-арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого и отдельные личности имеют собственные несовпадающие интересы. Отсюда возникает необходимость личностей и групп в арбитре, который устанавливал бы общие правила распределения общественных ценностей: богатства, здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.п., наблюдал бы с правом вмешательства в это распределение, корректировал бы его с учетом социальной справедливости и стабильности в интересах всего общества. Особенность социально-политического арбитража государства состоит в том, что оно осуществляется в качестве контроля от имени всего общества, в интересах самого общества. В этом смысле государство является социально нейтральным институтом, противостоит любому влиянию и нейтрализует попытки оказывать на него воздействие. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство представляет определенные гарантии одним (пособия, пенсии) и устанавливает ограничения для других (например, максимум землевладений, которые установлены в Японии, Египте и др.). Государство является арбитром в разрешении споров (национальных, классовых, религиозных и др.), ищет формы компромиссов, которые сохранили бы основы социальной системы. Арбитражный вектор подвижен и зависит от конкретной ситуации.

Наконец, государство для реализации своих общественных функций осуществляет легитимное право на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. Легализованное насилие выражается от имени всего общества и применяется к тем лицам и организациям, которые нарушают установленные законодательством правила поведения.

Общественная роль, которую играет государство в управлении делами общества, решая основные вопросы общественного развития, реализуется через функции государства, направленные, в конечном счете, на удовлетворение разнообразных интересов.

Функции государства – это основные направления деятельности

государства по решению стоящих перед ним задач, выражающие сущность и

назначение государственного управления общественными делами.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе развития, и представляют собой средства реализации этих задач. В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

Функции государства,классифицируемые по различным признакам, в

том числе:

- внешние функции;

- внутренние функции;

- регулятивные функции;

- охранительные функции;.

Внешние функции – основные направления деятельности государства

по решению внешнеполитических задач:

- функция обороны страны и поддержания мирового порядка;

- внешнеполитическая деятельность и международное сотрудниче-

ство.

Внутренние функции– это направления деятельности государства по

решению задач внутри государства.

Охранительные функции – функция охраны прав и свободы человека

и гражданин, обеспечение правопорядка.

Регулятивные функции – экономическая, социальная, налоговая и

финансовая, культурная, экологическая и др.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества:

экономическая – выработка и координация государством экономической политики, т.е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;

политическая – регулирование отношений между гражданми, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;

социальная – выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

правовая – осуществление правотворчества (деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем принятия правоприменительных актов, повседневной работы по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера), правоохранения (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности правонарушений и т.п.);

экономическая – в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства на международной арене:

оборонная– защита государства от внешних угроз и военной агрессии;

дипломатическая – поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

внешнеэкономическая – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном развитии труда, обмене новейших технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;

внешнеполитическая – это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;

культурно-информационная – взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

глобального сотрудничества – сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и т.п.).

Многие функции государства независимы от его правовой формы, например защита внешних угроз. Для других функций государства основой выступают его социальная сущность и целевые ориентиры.

В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента можно сказать, что функции государства – это совокупность функций управления. Основными управленческими функциями государства являются руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума, упорядочения его структуры и деятельности, обеспечения безопасности граждан, создания оптимальных условий для их всесторонней жизнедеятельности.

Специфику государственного управления обусловливает характер и объем охватываемых этим управлением общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия – решение общих дел, мобилизация общества на достижение общезначимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп.

Отличительная особенность использования средств и методов государственного воздействия – возможность легитимного принуждения с помощью сил правоохранительных государственных органов.

Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойства системности. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность государственного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Организованная целостность во всем богатстве элементов и свойств системы государственного управления особенно актуальна для практики государственного управления. Не случайно самые большие трудности вызывает не познание государственного управления, а его применение.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

1)система управляющая – государство как определяющий субъект управления;

2)система управляемая – общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

3)система взаимодействия – различные институты государства и общества, реализующие связи.

В упрощенном виде модель системы государственного управления представлена на рис.1.

Субъектно-объектная зависимость составляет сущностную характеристику государственного управления. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства. От субъекта исходит информация (командная информация), от объекта поступает информация обратной связи (реакция на команду).

Управляющая система в ее институциональном и структурно-функциональном оформлении в свою очередь предстает как совокупность государственных органов и организаций с различной степенью власти и компетенции.

Государственное управление отличает возможность использования всех существующих в обществе разнообразных ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых, информационных, силовых, демографических и т.д

 

Рис.1

Модель системы государственного управления

 

1. Система управляющая

               
   
 
   
   
 
 
 

 


Обратная связь

 

Система

 
 

 


 

Прямая связь
взаимодействия

 

 
 

 

 


2. Система управляемая

       
   
 
 

 


В зависимости от различных критериев (уровня, области, характера и объема управления) можно выделить различныевиды государственного управления - совокупность способов и методов управления, которые использует государство.

Основополагающим в государственном управлении является уяснение роли и места человека и общества как субъектов и объектов управления. Всякое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления. Интенсивность прямой и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. По этому критерию можно различать демократический и авторитарный характер государственного управления.

*По характеру взаимоотношений центра (центральных органов власти) и регионов (органов власти национально-территориальных и административно-территориальных единиц) различают субординационное координационное управление.

Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью.

Субординационное управление базируется на административном подчинении периферии центру, воздействии на нижестоящие органы управления, принуждении к выполнению команд.

*По критерию использования форм собственности выделяют: федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное и частное (корпоративное) управление.

*По воздействию на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое (функциональное) управлениепредполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через отраслевые министерства, которые осуществляю единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. При переходе к постиндустриальному развитию отмечается снижение роли отраслевого управления, так как развитие высоких технологий требует межотраслевого управления. На первый план выходят государственные корпорации, действующие на акционерной основе.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов. Оно обеспечивается разграничением объемов полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти.

*В зависимости от масштаба временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление определяет долгосрочную ориентацию по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферах, объектам, территориям, намечает цели, задачи, стратегию развития общества и задает направление деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции развития и другие документы, отражающие поставку и методы достижения долгосрочных целей. Различают стратегии отраслевые: развитие наукоемких отраслей, использование ресурсосберегающих технологий; функциональные: подавление инфляции, привлечение инвестиций; общеполитические: стабилизация, перестройка, социально-ориентированная политика и др.

Тактическое управление – конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Иногда происходит корректировка некоторых показателей стратегического плана, пересматриваются какие-либо цели.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом ставятся конкретные, количественно измеряемые ориентиры и используется ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

*Выделяют также такой специфический вид ситуационного управления, как антикризисное управление –вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, входящими в иную чем предприятие систему, включает управление через арбитражных и конкурсных управляющих, а также управляющих предприятиями-должниками по договору подряда.

Для сохранения конкурентоспособности предприятий иногда вводится доверительное управление, которое предполагает отделение функций владения от функций управления, осуществляется лицами по договору с организациями государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих. Отношения с государством строятся не на властном подчинении, а на формальном равенстве сторон на основе договора.

Способы применения методов государственного воздействия могут быть административными и экономическими.

Административное воздействие - непосредственное влияние на интересы управляемых методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Администрирование является необходимым компонентом любого управленческого воздействия, однако его масштабы могут быть различны.

Экономическое управление– воздействие на объект управления косвенно, через воздействие на его экономические интересы, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству применяются экономические санкции (например, штраф за неуплату налогов).

С точки зрения исторической технологии различаются традиционная и рациональная модели государственного управления.

Традиционную модельгосударственного управления, характерную для традиционных обществ, отличают следующие черты:

1) исторически сложившийся (традиционный) порядок управления и разделения функций в аппарате управления;

2) смешанный характер и нерасчленность иерархии должностей и учреждений ;

3) отсутствие профессиональной бюрократии;

4) религиозное освещение традиционной власти;

5) отсутствие четкой регламентации обязанностей чиновников и специализации канцелярского труда.

Рациональная модельгосударственного управления начинает формироваться в Новое время и характеризуется следующими отдельными чертами:

1) рационализация всей системы государственного управления;

2) четкая система правовых норм, инструкций и административных правил, регламентирующих деятельность институтов управления;

3) формальная иерархия уровней управления, учреждений и работающих в них чиновников;

4) Высокая степень функциональной дифференциации административного аппарата;

5) Наличие определенных принципов, регулирующих статус, материальное положение и продвижение по службе различных групп бюрократии;

6) Формирование профессиональной бюрократии как особого слоя чиновников со своей корпоративной психологией;

7) Четкая регламентация обязанностей чиновников и специализации канцелярского труда.

Все виды государственного управления, так же как содержание, объем и формы проявления конкретных функций государства, обусловлены конкретным типом государства, социальной сущностью государства, определяются вектором его исторической эволюции. Главное при этом – достижение баланса в сочетании потребностей, интересов общества и возможностей государства.

Так в течение XX в. происходит постепенное расширение объема государственных функций, повышение общественной роли государства, особенно в период становления «государства всеобщего благоденствия», иногда это может приводить к нарушению баланса между управленческими возможностями государства и потребностями общества.

Поворот к расширению государственной деятельности повысил требования к способности правительства как центра государственного управления принимать решения и предопределил необходимость разработки соответствующего инструментария для нижестоящих структур. Усложнение государственных задач привело к практически повсеместному провалу политики «социального реформизма» и волне «консервативных революций» на Западе (тетчеризм, рейганомика и т.п.). Появляется тезис об «отказе государства».

Дискуссии о причинах данного явления привели к определенным выводам о функциональных «границах» государства. Причина кроется не только в ограниченности финансовых ресурсов государства, но и в отношениях между рыночной экономикой и государством, в самой системе государственных действий. Сбои рыночного механизма могут быть компенсированы государством только задним числом. Государственные учреждения не могут проводить перспективное планирование и управление в данной области вследствие автономии рынка и воздействия общественных групп на государственные решения – так называемый отказ государства в политике. Кроме того, подвергаются сомнению эффективность выработки государством общественных благ, т.е. соотношения их цели и качества («отказ государства в экономике»), и способности государства обеспечивать представление общественных благ в некоторых проблемных зонах («функциональный отказ государства») (Генрих Райнерманн).

В результате напрашивается вывод о «границах государства всеобщего благоденствия» и необходимости поиска новой модели взаимоотношений между государством и обществом, новой концепции государственного управления.

Таким образом, характер современной модели государственного управления во многом определяется взаимоотношением государства и гражданского общества.

Развитая и сильная демократия возможна только там, где граждане могут влиять на государственную власть и контролировать ее. Это предполагает тесное взаимодействие политической системы и гражданского общества. Как демократизм политической системы, так и зрелость гражданского общества прямо пропорциональны широте и интенсивности взаимодействия между ними.

В этом смысле можно выделить три типа взаимодействия государства и гражданского общества: «подданные», «конкуренты», «союзники» (согласно терминологии отечественного исследователя А.И.Соловьева),

1.В первом случае отношения между государством и обществом характеризуется всевластием государства как политического института. Государство имеет явный приоритет. Отношения в данном случае строятся по принципу властвования и подвластности общества в целом представляет не как объединение граждан, а как совокупность подданных, которых необходимо интегрировать в качестве сообщества людей. Самодеятельность же населения часто рассматривается органами власти как посягательство на основы государственного устройства.

2.Вторая модель характеризуется переходным типом отношений. Вступая в диалог друг с другом, государство и гражданское общество одновременно стремится к лидерству.

3.На постиндустриальном этапе развития цивилизации государство во взаимоотношениях с гражданским обществом может выступать и рассматриваться как некая административная структура, предоставляющая услуги, а гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги от государства. Эта так называемая маркетинговая модель государственного управления характеризуется установлением партнерских отношений между государством и обществом.

Таким образом, возникновение маркетинговой концепции государств связано с происходящим в современную эпоху изменением подхода к общественной роли государства и характеру государственного управления, согласно которому выделяют три его возможных ориентации:

1) создание услуг и товаров без учета интересов населения;

2) создание услуг с последующим стимулированием спроса на них;

3) маркетинговая ориентация – изучение спроса с последующим определением содержания, размера и характера услуг.

При маркетинговой модели государственного управления все больше рассматривается как система организации государственного сервиса, «как предприятие сферы услуг».

Таким образом, за тысячелетия существования государство проявило себя как уникальная, универсальная и всеобъемлющая организация общества, обладающая разнообразными и динамичными характеристиками и выполняющая уникальные функции по управлению всеми жизненно важными сферами общественной деятельности. Вместе с тем потребность в эффективном воздействии на динамично развивающиеся современные сверхсложные общественные системы и процессы требует совершенствования методов государственного управления на основе системного подхода, рационализации его основных принципов, использования современных мягких управленческих моделей, чутко ориентированных на общественные запросы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.