Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура механизма государства



Проблема структуры механизма государства для каждого из государств является постоянной, поскольку внутреннее строение, субординация, взаимоконтроль, взаимодействие органов и организаций, входящих в механизм государства, самым непосредственным образом влияют на эффективность и качество работы государственной власти.

Под структурой механизма государства понимается его внутренне строение, т.е. наименование органа власти, субординация органов (расположение в зависимости от властных правомочий), их соподчиненность, построение по вертикали и горизонтали, Когда употребляется термин «элемент механизма государства», то, прежде всего, имеется в виду какая-либо его структурная часть (орган, организация).

Структура механизма государства – это элементы, из которых он состоит, их взаимосвязь, соотношение, основанные на определенных принципах. Структура показывает, из каких органов власти, управления, организаций состоит механизм государства, для чего они созданы и на что должна быть направлена их деятельность.

Структура механизма государства наиболее успешно может быть проанализирована посредством структурного метода исследования. Этот метод позволяет раскрыть внутреннее строение механизма государства, с его помощью можно выявить определенную закономерную связь между элементами механизма государства. Структура всегда как бы констатирует системы, характеризует способ организации существования системы. Поэтому структурный метод безусловно необходим для правильного раскрытия (описания) механизма государства. Он позволяет вскрыть его внутреннюю организацию, обнаружить ту связь между элементами, которая их скрепляет и упорядочивает.

Наряду со структурным методом важную роль в исследовании механизма государства играет функциональный метод, поскольку структура всегда неразделимо связана со способом существования системы. Для механизма государства способ существования– это взаимосвязь его внутренних элементов и их функционирования в системе, т.е. связь органов госу3дарства между собой (вертикальная, горизонтальная, субординационная) и их деятельность (действия) в рамках этой связи.

Таким образом, функциональный метод при исследовании структуры механизма государства так же необходим, как и структурный.

При выяснении статического состояния механизма государства более эффективен структурный метод, поскольку он позволяет более успешно познать его составные части (структуру). Но, познав лишь структуру механизма государства, мы не обнаружим другого его важнейшего свойства - динамики, без которой не мыслим ни один механизм государства. А динамизм (действие, деятельность, функционирование) – это главная ценность механизма государства, ибо органы государства всегда создаются для определенной, необходимой деятельности, для решения важных государственных задач.

Итак, структура механизма государства – это его внутреннее строение, внутренние части, создаваемые для выполнения определенной государственной работы, т.е. для осуществления определенных государственно-властных функций.

Главные составные части механизма государства, как свидетельствует история, - его законодательные органы, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы.

Основополагающим положением построения механизма государства и его структуры является разделение властей, которое в своем практическом воплощении представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из органов государственной власти, степень которой зависит как от его формально-юридического статуса, так и от фактического разграничения функциональной и предметной компетенции. Иными словами, - пишет А.А.Мишин, - в целостной системе органов государственной власти каждый орган обладает относительной долей самостоятельности по отношению друг к другу.

Структура механизма современного государства при всем ее многообразии имеет ряд наиболее характерных органов, присущих всем или большинству государств: глава государства, парламент, правительство, суд, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, различные организации и учреждения, подкрепляющие ту или иную ветвь власти или расширяющие систему властей.

Учитывая, что каждый вид органов власти, составляющих механизм государства, имеет ряд принципиальных отличий друг от друга, а некоторые из них будут однородными по назначению, в каждой стране имеют свою специфику, существует необходимость рассмотреть их более подробно, отметить общее и особенное в их деятельности.

При этом следует учитывать, что среди всех элементов механизма государства основным его структурным элементом является орган государства, т.е. наделенная властными полномочиями для реализации функций государства определенная государственная структура. Это может быть президент, парламент, правительство, суд, министерство, комитет, губернатор и т.п.

Особенность государственного органа состоит в том, сто он имеет определенные (установленные) законом полномочия по осуществлению государственной власти; он имеет свою компетенцию, состоящую из прав и обязанностей по выполнению государственных функций. Кроме того, орган государства создается государством и действует от его имени. Он имеет также определенную самостоятельность, характеризуется организационной обособленностью, его решения обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. Поэтому не каждое государственное учреждение может считаться государственно-властным органом и входить в механизм государства. Например, больница, школа, клуб.

Иногда орган государства отождествляют с должностью. Ошибки не будет в тех случаях, когда речь идет о таких органах-должностях, как, например, президент, министр. Когда же имеется в виду, например, парламент, то это только орган власти, состоящий из депутатов, но не должность.

Формирование органов власти почти в каждом государстве имеет свою специфику, определяемую историческими, национальными, территориальными и другими традициями и причинами. Поэтому в современном мире имеются избираемые, назначаемые и наследственные органы власти (король, палата лордов в Великобритании).

В федеративных государствах органы власти имеют многоступенчатый вид: федеральные органы и органы власти субъектов федерации. Каждый из них может иметь парламенты, правительства, министерства и другие структуры.

Органы государства могут быть постоянными и временными. Истории известно много переходных правительств, временных президентов, конвентов и т.п. Правовая основа для возникновения и деятельности тех или иных органов также бывает неодинакова. Есть органы государства, создаваемые на основе конституции, - конституционные органы власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный суд РФ и др.). Другие органы создаются в результате проведенного референдума, на основе указов Президента, решений правительства. В России, например, система и структура федеральных органов исполнительной власти (министерства, комитеты, службы) создаются в соответствии с указами Президента.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.