(В мире существует множество произведений, которые наполняют наши мысли материальной энергией. Это газеты, журналы, романы, повести и так далее. Наши мысли, в данный момент поглощенные подобной литературой, должны сосредоточиться на ведических произведениях. Вот почему великие мудрецы оставили нам множество ведических произведений, таких как Пураны. ... Умы материалистов постоянно поглощены чтением газет, журналов и многих других произведений на мирские темы. Подобным же образом мы должны читать произведения, оставленные Вьясадевой. Благодаря этому мы сможем помнить о Верховном Господе в момент смерти. Это единственный путь, указанный Самим Господом, который гарантирует результат: «В этом не может быть никаких сомнений».)
Достаточно ли лишь медитировать на Господа?
(Кришна никогда не советовал Арджуне просто медитировать на Него и отказаться от исполнения своего долга. Нет. Господь никогда не станет предлагать нам чего-то невыполнимого. Человек, живущий в материальном мире, должен работать, чтобы поддерживать душу в теле. ... Поэтому мы должны научиться всегда, круглые сутки, помнить о Господе, повторяя Его имена и организовав свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы постоянно помнить о Нем.)
Как можно помнить о Господе, и выполнять свои материальные обязанности?
(Когда замужняя женщина любит другого мужчину или женатый мужчина — другую женщину, их привязанность обычно очень сильна. Человек, оказавшийся в подобной ситуации, постоянно думает о любимом или любимой. Замужняя женщина, мысли которой заняты возлюбленным, даже занимаясь домашними делами, все время думает о встрече с ним. В действительности она выполняет домашнюю работу даже более тщательно, чем прежде, чтобы муж не догадался о ее привязанности. Так и мы должны постоянно помнить о верховном возлюбленном, Шри Кришне, и вместе с тем добросовестно исполнять свои обязанности в материальной жизни.)
Не потеряет ли чего-то тот, кто читая Бхагавад Гиту, не читает изначальных Вед?
(Поскольку «Бхагавад-гита» рассказана Верховной Личностью Бога, нет никакой необходимости читать какие-либо другие произведения ведической литературы. Достаточно просто внимательно и регулярно слушать и читать «Бхагавад-гиту». В наш век люди так погрязли в мирских делах, что не в состоянии прочесть все ведические писания. Но в этом и нет необходимости. Вполне достаточно одной «Бхагавад-гиты», так как эта книга — квинтэссенция всех ведических произведений, прежде всего потому, что ее поведал Сам Верховный Господь (Гита-махатмья, 4).)
17. "Экам шастрам деваки-путра-гитам: пусть же люди поймут, что есть только одно писание, общее для всех — «Бхагавад-гита». Эко дево девак?-путра эва: есть только один Бог для всего мира — Шри Кришна. Эко мантрас тасйа н?м?ни: есть только один гимн, одна мантра, одна молитва — Его святое имя, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кармапи экам тасйа девасйа сева: и есть только одно дело — служить Верховной Личности Бога."
Является ли это утверждение сектантским? Почему?
Блок 2. Уважение
Занятие 1. Духовное виденье: смирение
- Как болезнь обусловленной души, описанная в Бхагавад Гите 16.13-15 как: «Я хозяин всего. Я – наслаждающийся жизнью», проявляется в жизни живых существ? Приведите примеры того, как это может проявляться среди преданных.
Мин.
(Можно сделать в форме обсуждения; В их отношении: к другим живым существам - врагам, друзьям и близким, незнакомцам, старшим, младшим, равным? к природе вокруг? к материальным предметам? к себе? к своей духовной практике? к Господу? Для каждого аспекта приведите примеры того, как эта тенденция может проявляться среди преданных.)
- Как преданный относится ко всему тому, о чем мы говорили в предыдущем вопросе?
Мин.
(Желательно, чтобы кто-то записывал перечисленные в предыдущем вопросе аспекты. И теперь можно идти по списку и просить подопечных предлагать их понимание виденья преданного. Если требуется – добавлять какие-то аспекты.)
- Какую роль смирение играет в духовной жизни?
Мин.
(Можно в виде лекции)
Первостепенное
Пытливость и смирение — вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. (Бхагавад Гита 4.34)
Описанный здесь процесс познания подобен ведущей вверх лестнице, первой ступенью которой является развитие смирения, а последней — постижение Высшей Истины, Абсолютной Личности Бога. … Поэтому процесс познания начинается со смирения (аманитва). Нужно стать смиренным и понять, что мы подвластны Верховному Господу. Восстав против Господа, мы стали рабами материальной природы. Каждый должен знать эту истину и твердо верить в нее. (Бхагавад Гита 13.8-12)
- Что такое смирение? Что такое ложное смирение?
Мин.
(Можно в виде вопроса студентам и объяснения после их ответов.)
Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям. Материальные представления о жизни заставляют нас искать почета и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почет или бесчестье, относящиеся к телу, не имеют никакого значения. (Бхагавад Гита 13.8-12)
Смиренным называют такого преданного, который не гордится своими достижениями, даже если ему удалось развить в себе все качества чистой осознавшей себя души. (Нектар преданности, глава 18)
Выражение другим похвалы и признания и минимизирование наших собственных достижений и способностей, когда внутри мы жаждем уважения и признания, не является смирением. Это фальшивое смирение (будучи частосо циальной неоходимым) является ложным. (Из книги одного из старших учеников Шрилы Прабхупады).
- По отношению к чему в нашей жизни мы можем проявлять смирение?
Мин.
(Составить список. Основные элементы: к Господу, к преданным, к духовному учителю, к бхакти, к различным ангам бхакти, к Святому имени, к материальной природе, к непреданным, ко всему происходящему с нами, ко времени, к ИСККОН)
Преданный всегда должен быть кротким и смиренным, особенно по отношению к руководителям и преданным. Философия Господа Чайтаньи состоит не в том, чтобы стать Богом, а в том, чтобы стать слугой слуги слуги Бога. Чем более низкое положение слуги занимает человек, тем ближе он к Богу. В этом наша философия. (ПШП Джая-Говинде, 8 февраля 1968)
В духовном мире преданные никогда не завидуют другим преданным за их совершенство, наоборот, если преданный видит совершенство в других преданных, он прославляет их, ставя себя в подчиненное положение. Хотя в духовном мире нет такого понятия субординации, все же преданные, поскольку они кротки и смиренны, ставят себя в такое положение. В материальном мире эта же идея принимает извращенные формы. Но в духовном мире, если кто-то занимает подчиненное положение, это не вызывает в нем зависти к другим. (ПШП Сатсварупе, 20 февраля 1969)
- Как мы можем проявлять правильное смирение по отношению ко всему перечисленному? Как выглядело бы ложное смирение?
Мин.
(Пройтись по списку и разобрать каждое, приводя по паре примеров правильного смирения и один пример ложного смирения)
- Как Вы в своей жизни проявляете гордыню и смирение по отношению ко всему перечисленному?
Мин.
(Можно попросить обсудить в парах)
Ты совершенно верно говоришь, что мы не должны превращать Кришну в исполнителя наших приказов. Мы должны всегда стремиться сделать что-то для Кришны и при этом избегать какой-либо награды от Него. (ПШП Брахмананде, 8 февраля 1968)
- Что приносит больше счастья – смирение или гордыня?
Мин.
(Вопрос, обсуждение или лекция)
(Предлагается провести медитацию: сначала попросить представить, что они не знают ничего о преданном служении, что у них все есть: машины, виллы, небоскребы, целые города принадлежат им.Что они гордятся своим положением и заслугами. Как они будут обращаться с другими людьми? Будут ли они уважать других? Захотят ли они заботиться о других? Как другие люди будут относиться к ним? Будут ли те люди бояться? Преклоняться? Заискивать? Любить? Затем попросить представить себя в роли нищего преданного, который достиг духовной чистоты. Как он будет общаться с другими людьми? Будет ли он заискивать? Бояться? Любить? Как другие будут относиться к нему?)
- Вспомните случаи, когда Вы чувствовали себя смиренно. Почему? Как Вы себя чувствовали?
Мин.
(Попросить поделиться случаями)
- Домашнее задание:
Прочитать цитаты к данному уроку.
Неделю отслеживать проявления своей гордости в течение дня. Записывать их ежедневно в дневник.