Режимом энергосистемы называют некоторое состояние ее, определяемое значениями температуры – t°,давления – p, частоты – f, напряжения – U, тока –I, активной мощности – P, реактивной мощности –Q и других физических величин, называемых параметрами режима, которые характеризуют процесс производства, преобразования, передачи и распределения энергии.
Режимы делятся на стационарные и переходные. Оптимизируются только стационарные режимы.
Оптимизация обеспечивается на всех этапах:
1. Оптимально должно работать все оборудование (с максимальным КПД). Это определяется в основном его техническим состоянием;
2. Распределение нагрузки между параллельно работающими агрегатами;
3. Распределение нагрузки между объектами ЭС. Здесь экономический эффект достигается не только за счет экономии топлива в процессе генерации, но и за счет снижения потерь в сети.
Параметры режима ЭС
Математическая модель режима – это система нелинейных алгебраических уравнений, как правило, узловых.
где - матрица узловых проводимостей, имеет порядок n;
- вектор напряжений в узлах;
- вектор узловых мощностей;
n – количество независимых узлов.
Для решения системы должны задаваться независимые параметры, к числу которых относятся узловые мощности и напряжения в балансирующем узле. Имея эти параметры можно однозначно определить режим (если он существует) путем решения системы (1).
Все остальные параметры режима, получаемые на основе расчета: напряжения в узлах ЭС – US, потоки по линиям –Pl, Ql, токи в ветвях –Il,потери – DP и др., называют зависимыми параметрами режима.
Часть независимых параметров (узловые мощности) в нормальных условиях не подчиняются диспетчеру (нагрузки в узлах). Остальные (мощности источников) должны оптимизироваться. К числу независимых параметров относятся и коэффициенты трансформации автотрансформаторов связи сетей разных напряжений (КТ), которые могут регулироваться с помощью РПН.
Своеобразным независимым параметром является и состав включенного в работу оборудования, который характеризуется графом G.
Независимые параметры режима, оптимизация которых должна проводиться при диспетчерском управлении, можно рассматривать как вектор X = { Pi, Qi, KT, G, }, где индекс i определяет источники.
По аналогии вектор зависимых параметров объединяет все остальные параметры режима, однозначно определяемые при фиксированных допустимых значениях всех независимых параметров:
Y = {US, Pl, Ql, Il, d, DP,… }
Для определения Y при заданных Xиспользуются различные методы и программы расчета стационарных режимов.
Формулировка задачи оптимизации
В общем случае оптимизация заключается в поиске такого состава оборудования и параметров его работы, при которых потребности в энергии за период T обеспечиваются при минимальных затратах. Решение этой сложной задачи обычно проводится в два этапа. На первом выбирается состав включенного в работу оборудования при упрощенной оптимизации режима.
На втором этапе для принятого состава оборудования .проводится оптимизация режима его работы. При этом должны учитываться затраты не только в энергосистеме, но и у потребителей. В состав затрат в энергосистеме входят амортизация, зарплата, стоимость топлива и различные налоговые отчисления. От режима в основном зависит расход топлива, который и является определяющим целевую функцию.
У потребителей затраты возникают из-за низкого качества электроэнергии, определяемого в первую очередь уровнем напряжения на их шинах. Наличие на потребительских подстанциях трансформаторов с РПН позволяет поддерживать оптимальное напряжение в пределах регулировочного диапазона. В связи с этим затраты у потребителей можно в общем случае не учитывать.
Таким образом, в качестве целевой функции можно принять:
где - расходная характеристика топлива i-ой ТЭС;
- цена топлива;
T – расчетный период.
Оптимизацию за период T проводят там, где имеются в системе электростанции с ограниченным запасом первичного ресурса топлива на ТЭС или воды на ГЭС
При нормированных запасах топлива можно проводить оптимизацию для каждой ступени графика отдельно и независимо
Оптимизация должна проводиться с учетом ограничений, накладываемых на независимые параметры, например на мощности электростанций , а также на зависимые параметры режима, например на напряжения в узлах .
Расходная характеристика топлива является нелинейной зависимостью. Ограничения на зависимые параметры также являются нелинейными, поэтому задача оптимизации относится к нелинейному программированию, которая в общем виде записывается так:
F(Х) ® min ,
G(x) >= 0.
ЗдесьХ = {x1,…,xn} – вектор неизвестных, G(X) = {g1(x),…,gm(x)} – вектор-функция, состоящая из m элементов.
Если F(Х) или g(Х) или оба нелинейные, то задача относится к нелинейному программированию.