Организационная структура и управление мероприятиями гражданской обороны в рамках объектового звена будет рассмотрена на примере ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова.
Гражданская оборона Университета представляет собой комплексную систему, включающую штаб ГО, комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссию по повышению устойчивости функционирования Университета в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и военное время, специально назначенных работников, ответственных в структурных подразделениях за мероприятия по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе, спасательные службы, нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ), защитные сооружения, а также объекты и инфраструктуру жизнеобеспечения.
Гражданская оборона в Университете организована и функционирует по объектовому принципу в соответствии с общепринятой нормативной правовой базой в области гражданской обороны и нормативными правовыми документами, в том числе Минздрава России, МЧС России, Главного управления МЧС России по г. Москве, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита». Основополагающим документом по организации работы в Университете является приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. № 182-ПП «Об утверждении Положения о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Университете определены структура и состав сил и средств объектового звена для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказом ректора Университета утверждено соответствующее Положение.
Работа в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций ведется с учетом требований указанных документов и в соответствии с приказом ректора, утверждающим Положение об организации и ведении гражданской обороны в Университете.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» Минздравом России разработан и утвержден «Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Минздрава России» в соответствии с которым Университету присвоена первая категория по гражданской обороне. Указанным Постановлением Правительства РФ, устанавливаются следующие категории по ГО: особой важности, I категории, II категории. При определении уровня потенциальных опасностей для жизнедеятельности Университета, критерием присвоения указанной категории является общая численность работников и обучающихся.
Руководитель гражданской обороны – ректор Университета, осуществляет управление комплексной системой гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций через штаб ГО, структурные подразделения и соответствующие комиссии, созданные в Университете. Руководство ГО в структурных подразделениях Университета осуществляют их руководители.
В соответствии с приказом ректора Университета в структурных подразделениях, на кафедрах и в Клиническом центре назначены работники, ответственные за мероприятия по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной готовности. Соответствующий список попредставлению руководителей структурных подразделений составлен и утвержден ректором Университета.
Основными задачами в области управления гражданской обороной в Университете являются:
- в мирное время - обеспечение готовности работников, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований, защитных сооружений, объектов и систем жизнеобеспечения, технических средств и имущества ГО, а также разработка и своевременная корректировка плана ГО на военное время, организация подготовки органов управления, работников, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований;
- в угрожаемый период - быстрый и организованный перевод системы управления, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований в соответствующую степень готовности;
- в военное время - организация осуществления плана гражданской обороны с учетом реально сложившейся обстановки и тесное взаимодействие с организациями и структурами муниципальной и окружной систем ГО Управления по ЦАОГУ МЧС России по г. Москве и Минздрава России.
Характеристика спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных в Университете. С целью дифференцированного подхода к объемам и срокам проведения мероприятий ГО, в том числе защиты работников и студентов Университета от опасностей военного времени и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, организационно созданы и сформированы спасательные службы, всего 8 служб (оперативного управления; оповещения и связи; охраны общественного порядка; медицинская; материально-технического обеспечения; инженерно-техническая; противопожарная; радиационной, химической и биологической защиты).
Созданы нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) - 7 видов, которые включают: разведывательную группу; звено связи; группу охраны общественного порядка; аварийно-техническое звено; санитарный пост; пост радиационного, химического и биологического наблюдения; звено по обслуживанию убежищ и укрытий. Всего создано 13 формирований.
Оснащение формирований автомобильной, специальной техникой и имуществом будет осуществляется за счет средств, находящихся на балансе Университета. Применение НАСФ может осуществляться по плану ГО, а также по решению ректора Университета в мирное время при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сроки приведения в готовность формирований составляют: в мирное время -24 часа, в военное время - 6 часов.
События последних лет, связанные с природными и техногенными чрезвычайными ситуациями, анализ опасностей, возросшие угрозы при локальных конфликтах и терроризме, обусловили на государственном уровне необходимость разработки и принятие специальных мер, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации.
С полным основанием можно утверждать, что вышеуказанные и подобные проблемы могут влиять в той или иной степени на функционирование Университета.
Учитывая значимость вопросов безопасности жизнедеятельности, существенно влияющих на устойчивость работы системы жизнеобеспечения - обеспечение учебного процесса, бесперебойной работы объектов инфраструктуры, коммунально-энергетического хозяйства, связи, снабжения и др., необходимо особое внимание обратить на предупреждение и профилактику чрезвычайных ситуаций, выработку комплекса мер по защите работников и обучающихся, а также на приобретение студентами Университета знаний и умений в области организации и ведения гражданской обороны на объектах здравоохранения.