Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурное пространство Российской империи в XVIII в



 

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

 

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

 

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

 

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

 

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

 

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

 

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков.

 

Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

 

Народы России в XVIII в.


 

 


Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

 

Россия при Павле I

 

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

 

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

 

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

 

 

Понятия и термины:Модернизация.Реформы.Меркантилизм.Гвардия.Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

 

Персоналии:.

 

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна,Анна Леопольдовна,

 

Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А.Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М.И. Кутузов, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д.Меншиков, Б.К. Миних, А.Г.Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Петр I, Петр II, Петр III, Г.А. Потемкин, П.А.Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.П.Шафиров, Б.П.Шереметев,

 

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша(предводитель башкирского восстания),Г.Байер,В.И.Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, М.Ф.Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г.Левицкий, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, И. Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С.Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.

 

События/даты:

 

1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V) 1682-1689 — правление царевны Софьи 1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов 1686 — Вечный мир с Речью Посполитой 1686–1700 – война с Османской империей

 

1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве 1687, 1689 — Крымские походы


 


1689 — Нерчинский договор с Китаем 1695, 1696 — Азовские походы 1697-1698 — Великое посольство 1700—1721 — Северная война 1700 — поражение под Нарвой

 

1703, 16 мая — основание С.-Петербурга 1705—1706 — восстание в Астрахани 1707—1708 — восстание Кондратия Булавина 1708—1710 — учреждение губерний 1708, сентябрь — битва при д.Лесной 1709, 27 июня — Полтавская битва

1711 — учреждение Сената; Прутский поход

 

1714 — указ о единонаследии 1714, 27 июля — Гангутское сражение

 

1718—1721 — учреждение коллегий 1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 — сражение у о. Гренгам 1721 — Ништадтский мир

 

1721 — провозглашение России империей

1722 — введение Табели о рангах

1722—1723 — Каспийский (Персидский) поход

1725 — учреждение Академии наук в Петербурге

 

1725-1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730-1740 – правление Анны Иоанновны

1733-1735 – война за Польское наследство

 

1736-1739 – Русско-турецкая война

1741-1743 – Русско-шведская война

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны

 

1755 – основание Московского университета

1756-1763 – Семилетняя война

1761-1762 – правление Петра III

1762 – Манифест о вольности дворянской

 

1762-1796 – правление Екатерины II

 

1769-1774 – Русско-турецкая война 1770, 26 июня – Чесменское сражение 1770, 21 июля - сражение при Кагуле

 

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва

 

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 – начало губернской реформы

1783 – присоединение Крыма к России

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

 

1787-1791 – Русско-турецкая война 1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона» 1788-1790 – Русско-шведская война 1790, 11 декабря – взятие Измаила

 

1791 – Ясский мир с Османской империей1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии


 

 


Источники:Генеральный регламент.Воинский устав.Морской устав.Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.. Ништадский мир. Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества. Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. Ревизские сказки. Реляции и мемории. «Юности честное зерцало». Слово Феофана Прокоповича при погребении Петра Великого. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев. «Кондиции» Анны Иоанновны. Оды М.В. Ломоносова. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. Кючук-кайнарджийский мирный договор. Указы Емельяна Пугачева. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Городовое положение. Ясский мирный договор. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.


 


РАЗДЕЛ IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.


 

 

Девятнадцатый век стал временем социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической перестройки в рамках всего европейского континента. Это время становления и утверждения индустриального общества, оформления правового государства и гражданского общества, складывания наций и национальных государств, расцвета и начала заката европейских империй. В XIX веке формируются основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальная защищенность и социальное равенство, массовая культура.

 

Россия не составляла исключения в этом движении. Однако специфика ее эволюции заключалась в том, что на эти процессы накладывалась консервация политического режима самодержавия и отдельных социальных институтов. При этом Российская империя выступала полноправным участником международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походов Россия стала одним из ведущих игроков на международной арене.

 

Важнейшим рубежом в истории России в XIX веке стали Великие реформы, прежде всего – Крестьянская реформа 1861 г. В первой половине века и для власти, и для общества уже очевидной была архаичность института крепостного права. И хотя государство и пыталось найти пути решения крестьянского вопроса путем паллиативных мер, оно продолжало проводить социальную и экономическую модернизацию в рамках крепостнического строя. В период правления Александра I были предприняты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, были реформированы механизмы управления империей, возникла российская система университетского образования. Однако либеральные начинания сочетались с социальным экспериментом по созданию военных поселений и неоднозначной политикой в университетском образовании в конце царствования.

 

В годы правления Николая I государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к усилению централизации административной системы, росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля за обществом. В итоге мобилизация государственных ресурсов позволила самодержавию добиться очевидных успехов на отдельных направлениях: кодификация законов, профессионализация бюрократии и офицерского корпуса, развитие университетского и профессионального образования, реформирование государственной деревни, сооружение железнодорожной магистрали C.-Петербург-Москва. Тем не менее, многократные попытки Николая I приступить к отмене крепостного права успеха не имели. При этом система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение архаичной сословной системы тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело к ее отставанию от прямых конкурентов и стало, в частности, причиной поражения в Крымской войне.

 

Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости проведения масштабных преобразований (отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформы, реформы образования).


 


Великие реформы 1860–1870 гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они способствовали складыванию новых социальных страт, новых отраслей экономики, серьезным переменам в области культуры. Изменился и внешнеполитический курс России: стал отчетливее просматриваться его среднеазиатский и дальневосточный вектор.

 

Великие реформы привели к радикальным изменениям в экономическом строе страны. Активное железнодорожное строительство, свобода предпринимательской инициативы, более широкие возможности миграций населения способствовали ускорению процессов индустриализации и урбанизации. Усиление государственного вмешательства в экономику к концу столетия делали эти процессы еще более интенсивными. Результатом экономического развития во второй половине XIX века было быстрое восстановление Россией статуса великой державы после неудачной Крымской войны. Однако консервация сословных порядков в аграрной сфере, поддержка государством малоэффективных помещичьих хозяйств, сохранение общинных устоев в крестьянской среде, чрезмерное обременение крестьянских хозяйств обязательными платежами при малоземелье вели к растущему дисбалансу между замедленным развитием сельского хозяйства и ускоренным ростом промышленности и финансовой сферы.

 

Великие реформы оказали серьезное воздействие на социальные практики русского общества. Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и, как следствие, рост объема доступной информации, радикальное увеличение возможностей для общественных и частных инициатив в экономике, образовании, культуре, благотворительности, – все это вело к быстрому расширению публичной сферы и, в конечном счете – к формированию в России гражданского общества.

 

Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и ее авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ. Это во многом стало причиной дисбаланса развития страны. Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений.

 

Трагическая гибель Александра II повлекла корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. Этими мерами власть пыталась сдержать чрезмерный социально-политический динамизм. На фоне общеевропейского роста национализма российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации. К этому подталкивала и необходимость


 


культурной унификации империи в условиях развития грамотности, всесословной воинской повинности, средств связи и коммуникации. Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме социально-экономического развития привела, в конечном итоге, к еще большим противоречиям в развитии страны.

 

Проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации. Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям, которые, претендуя на активное участие в деятельности институтов власти, вступали в неминуемый конфликт с правительством. В сущности, ими ставился вопрос о введении конституции и, соответственно, правовом ограничении власти монарха. В условиях этого противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, во многом определявшей социокультурную среду эпохи и по самой своей природе противостоявшей власти.

 

Выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в социально-политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906 – 1917 гг. Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета – уникальный (хотя далеко не во всем успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.

 

Основные процессы истории России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период общенациональных (а порой и международных) кризисов, отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 года.

 

XIX век стал временем высочайших, признанных в мире, достижений русской культуры и науки. Однако под «культурой» в данном случае следует понимать не только «высокую» культуру (науку, литературу и искусство), но и сферу повседневности, а также «массовую культуру», появление которой являлось в России (как и в др. странах) одним из важнейших аспектов модернизационного процесса. Особенностью истории России XIX – начала ХХ вв. стало внимание к человеку, его повседневным практикам, культуре труда и потребления, правовой и политической культуре. Необходимо осветить новые тенденции в культуре различных социальных страт, жителей города и деревни, центра и различных регионов страны.

 

В национальной и конфессиональной политике государства имели место как противостояние, так и сотрудничество национальных элит. Регионы Российской империи развивались асинхронно, существовали в различных экономических и правовых измерениях, что ставило задачу чрезвычайной трудности для имперской администрации. Национальная политика самодержавия менялась на протяжении XIX века под воздействием социальных, экономических и культурных факторов. Если в первой половине века государство традиционно проводило политику учета своеобразия отдельных регионов и этносов, политику сотрудничества с


 


национальными элитами и их инкорпорации в общероссийскую элиту, то во второй половине XIX – начале ХХ века возобладали тенденции к языковой и культурной унификации империи.

 

Сложные социальные, политические и национальные проблемы российской жизни решались в условиях обострявшейся внешнеполитической ситуации. Россия, будучи великой европейской державой, вовлекалась в международные конфликты и вынуждена была искать свое место в рамках нарождавшейся блоковой системы, из-за которой мировая война становилась неизбежной.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.